Prazdnikson
Музыка на праздники

Закрома Русской Души Выпуск 3 Обрядовые песни масленичной недели

00

Солнце светит ярче, дни становятся длиннее, а значит, скоро придёт Масленица. Это единственный праздник земледельческого календаря, испытавший очень незначительное влияние православной церкви, который сохранил свое значение и в современной культуре. В действиях, совершаемых на Масленицу, переплетаются верования и обычаи, связанные с культом предков и поминовением умерших родителей; с чествованием молодоженов и осуждением не вступивших в брак; с аграрной магией, направленной на обеспечение будущего урожая; с окончанием календарного года, который в древние времена начинался весной. Наконец, Масленица — это всеобщее веселье, разнообразные развлечения и состязания.
1.АХ ТЫ УЛИЦА ШИРОКАЯ (с. Кузьмичи Смоленской обл.)
2.БЛИНЫ (хутор Реченский Волгоградская обл.)
3.А МЫ МАСЛЕНИЦУ ДОЖИДАЛИ (дер. Дубровка Смоленской обл.)
4.МАСЛЕНИЦА-КРИВОШЕЙКА (с.Линово Сумской обл.)
5.ДЕВКИ МАСЛЕНИЦУ ПРОВОЖАЛИ (станица Некрасовская Краснодарского Края)
6.САХОРНОЕ ЯБЛОЧКО (с. Бегоща Курской обл.)
7.ПО ЧУЖОЙ СТОРОНЕ ПЕРЕПЁЛКОЮ Я ЛЕТАЛА (с.Плёхово Курской обл.)
8.ДА СТРАДАЛА Я МАСЛЕНУ (с.Фощеватово Белгородской обл.)
9.ОЙ РАЗРЕШИТЕ, ДА Я ПРИПЕЮ (с.Суземка Брянской обл)
10.ЧАСТУШКИ ПОД ДРАКУ В СОПРОВОЖДЕНИИ ГАРМОНИ-ХОРОМКИ (дер. Зверево Вологодской обл.)
11.А МЫ МАСЛЕНИЦУ ПРОКАТАЛИ (дер. Кислово Псковской обл.)
12.НА МОРЕ УТКА КУПАЛАСЯ (с. Неглюбка Гомельской обл.)
В медиажурнале использованы звукозаписи музыковедов-фольклористов: Вячеслава Щурова, Анатолия Мехнецова, Нины Савельевой, Екатерины Дороховой, Анатолия Иванова, Вероники Сигиной.
Масленица.

Масленица пришла к нам из нашего древнеславянского языческого прошлого как многодневный праздник «проводов зимы». Таким образом, Масленица разделяла в славянском народном календаре два главных его сезона — зиму и весну. Этим праздником отмечался именно переход к весенним земледельческим работам. Позже христианская церковь включила Масленицу в число своих праздников, которые предваряют Великий пост.

Считают, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

По своему обычаю, церковь «назначила» на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы Великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути.

Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом масленицы являются блины и народные гуляния. Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

У русских начало Масленицы приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, т.е. на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз разрешалось есть мясо. В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки, например, тесть приглашал зятя “доедать барана”. Кое-где разводили костры, поясняя детям, что в них якобы “мясо жгут”. Собственно же “встреча” Масленицы отмечалась далеко не везде: дети и молодежь выходили на катальные горы с блинами “встречать Масленицу”, веселились, катались с гор.

Основной едой на Масленицы были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко — “для родительских душ”, а иногда отдавали нищим также на “помин души”. Блины, а также хозяйственную утварь, используемую для их приготовления (помазок, сковородник и др.) давали в руки чучелу Масленицы. Они, как символ скоромной пищи, уничтожались в костре при проводах Масленицы. Блины как важнейший атрибут масленичных гуляний не раз упоминались и в песнях, например: “Ой, мы масленицу встречали, Мы блинками гору устилали…”

Значительная часть обычаев на Маслянице была связана с темой семейно-брачных отношений (см. выпуск «Северно-русская свадьба»). В этот период чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Любовно — брачная тематика нашла отражение и в специфических масленичных обычаях, посвященных наказанию парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (не выполнивших своего жизненного предназначения).

Подобные обряды получили широкое распространение на Украине и в славянских католических традициях.

Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают обряды аграрно-хозяйственного цикла и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “долгими” (высокими), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. На Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись (ср. Власий, Велес).

Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые разжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части. Солому, оставшуюся от чучела, разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие. Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах. В этих песнях Масленицу называют (в связи с великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) «обманщицей», «объедалой», «блиноедой» и другими обидными прозвищами.

Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, иногда даже старуху или старика. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”).

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.

В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (например: “молоко сгорело, в Ростов улетело” и под.). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело Масленицы), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.

Обряды и обычаи празднования масленицы в Беларуси.

В древности праздник этот заключался в разнообразных обрядовых действиях, которые затем перешли в традиционные народные обычаи и обряды. Одним из таких обрядов был обряд «Цягаць калоду», в котором принимали участие замужние женщины всей деревни. Гуляние шло ночью, женщины ходили с песнями, криками, ауканьем по деревне с обрубком дерева (колодой). Если по дороге встречали мужчину, особенно неженатого, накидывали на него веревку и заставляли тянуть колоду, а сами цеплялись за нее, ч

Как правило, участницы шествия одевались в карнавальные костюмы «мужчин», «старцев», «цыган». К ним присоединялся музыкант (мужчина). Заходя в дом, они шумели и буянили до тех пор, пока не получали от хозяев выкуп. Обойдя всю деревню, ряженные отправлялись в чью-нибудь просторную избу и гуляли там всю ночь, пели, танцевали.тобы было тяжелее. Когда мужчина хотел быстрее избавиться от колоды, он платил женщинам выкуп.

Пожилые, родня, кумовья, сваты ездили на этой неделе в гости друг к другу на украшенных повозках. У детей было свое развлечение: катание на санках. Молодежь собиралась, когда темнело на улице: пела, плясала.

В последний, воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост.

В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося, таким образом, прощенья за все грехи и ошибки.

На прощание с Масленицей обычно палили чучело – соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности.
Литература:
Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Весенние праздники. М., 1977
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979
https://cloud.mail.ru/public/N3uV/ksz9uzqEV

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: