Сценарий мероприятия по профилактике суицидального поведения – Моя прекрасная жизнь
Персонажи:
- Ведущий программы, он же Журналист Отец
- Искуситель
- Елена М – маленькая
- Елена Б – большая
- Мама Елены
- Группа «Негатив» – «Ту Фит» (черные одежды + маски)
I – фойе
Интерактивная программа для зрителей, во время которой происходит фотосъемка эмоциональной реакции детей на происходящее.
Самые удачные фотографии проецируются на финальном номере программы.
II – программа
До начала действия на экран проецируется анимированное название программы.
На подмостке экрана стоит мольберт.
Справа от экрана – столик для Журналиста, на котором куча всяких книг, бумаги ноутбук
Эпизод 1. Душевная идиллия
Сигнал к началу действия:
- Убрать основной свет, оставив только цветную подсветку
- На экран проецируется видеоролик с собственным звуком – (15 сек.)
• На ролике: звук – отсчет времени + видео – возрастное изменение девочки, но все идет в обратном порядке (от юности к детству)
За время этого ролика:
маленькая Елена должна успеть встать за мольберт и начинать рисовать, а Журналист – сесть за свой столик.
Закончился ролик – сразу же звучит фонограмма номера ВИДЕО: фотоколлаж детских рисунков
Первый концертный номер
Требования к номеру: яркий, динамичный, массовый, текст о мечте, о любви к творчеству
Во время исполнения номера Елена (малая) за мольбертом рисует. Закончился номер – выход Мальчика. Садятся на подмостки экрана.
МАЛЬЧИК: Это, наверное, твоя мечта?
ЕЛЕНА М: Ты о чем?
МАЛЬЧИК: Мольберт, карандаши, любишь рисовать… Наверное, мечтаешь стать художником?.
ЕЛЕНА М: Я об этом не задумывалась, может, ты и прав.
МАЛЬЧИК: У тебя очень добрые рисунки… Было бы здорово однажды побывать на твоей выставке.
ЕЛЕНА М: Тебе на самом деле было бы это интересно?
МАЛЬЧИК: А почему ты в этом сомневаешься?
ЕЛЕНА М: Непривычно… Мои одноклассники смеются и говорят: художники нищеброды и лузеры! Зачем рисовать никому не нужные добрые картины? Они сейчас не в тренде… А вот снимать видео для «Тик-тока» – это по-настоящему круто! За это можно получать деньги…
Эпизод 2. Первый надлом. Сверстники
Во время диалога начинает набирать силу странный и тревожный звук, переходящий в фонограмму пластического номера.
С разных сторон на сцену просачиваются фигуры в черном, на лицах белые маски.
СВЕТ: мрачный
ВИДЕО: детские рисунки начинаю искажаться, превращаясь в странные образы, похожие на бред.
Хореографический номер (Ту Фит)
По своему характеру номер должен напоминать «жуткий сон».
В конце номера, кто-то из танцоров выхватывает из рук Елены рисунки, комкает их, придавая шарообразную форму. Елена пытается отобрать рисунки, но Маски начинают перебрасывать шар друг другу. В установленный момент его бросают мальчику. Музыка стоп! Пауза 3 сек, во время которой Елена протягивает руку, чтобы он отдал шар ей. Но он снова отдает шар Маскам. Снова звучит фонограмма, еще пара перебросов и Маски убегают со сцены, бросив шар к экрану.
ВИДЕО: статичная картинка «Городская панорама» Мальчик пытается подойти к Елене, она отпрянула от него.
Уходит вглубь сцены, садится на пол в позу эмбриона.
МАЛЬЧИК: А что я мог сделать… Я не хочу с ними ссориться… Не хочу …
ЕЛЕНА М: Не хочешь быть изгоем?! Ты принял мудрое решение! Удачи тебе!
Мальчик уходит.
К Елене подходит Журналист.
ЖУРНАЛИСТ: В жизни нет большего удовольствия, чем удовольствие от преодоления трудностей на пути к мечте, на пути к нахождению собственного «Я». Елена, запомни, многое можно преодолеть, если понимать ради чего! (Зрителям) Давайте знакомиться! Я журналист, изучаю неприятные жизненные ситуации, в которых оказываются многие из вас. Например, вот эта ситуация, в ко торой живет наша Елена. И мне стало интересно ваше мнение…
Далее он провоцирует диалог со зрителями (возможные вопросы):
А вы бывали в ситуациях, когда один против всех?
А почему мальчик побоялся заступиться за Елену?
А чего на самом деле ему стоило бояться?
А может в таких ситуациях и проверяются настоящие друзья?
ЖУРНАЛИСТ: А теперь давайте подслушаем один очень интересный разговор. Конечно, обычно подслушивать нехорошо, но сейчас особый случай!
Видеоролик «Советы мудрого человека»
Возможные вопросы психологу:
- Основные причины детской агрессии?
- Как избежать агрессии со стороны сверстников?
- Что помогает держать удар?
Закончился ролик – звучит спокойная музыка Появляется Елена большая.
Поднимает шар, расправляет рисунки.
ЕЛЕНА Б (зрителям): Это мое самое первое воспоминание, мое самое первое горе, которое я все-таки сумела пережить. (Подходит к Елене маленькой) А знаете, почему? Я поняла, что гораздо важнее всегда оставаться самим собой, не под кого ни подстраиваться. И найти настоящих друзей, которые тебя понимают и поддерживают. Тогда не чувствуешь себя одиночкой.
ВИДЕО: фоновая динамика
Концертный номер
Текстовая основа номера должна быть о дружбе, друзьях
Эпизод 3. Второй надлом. Семья
СВЕТ: только цветной
ЗВУК: характер фонограммы меняется в зависимости от контента видеоролика
ВИДЕО: на экран проецируется ролик «Взросление Елены.
От маленькой к большой» – 15 сек.
За это время Елена большая занимает место за мольбертом.
Видеоряд продолжается фотоальбомом с семейными фотографиями, которые неприятно искажаются к концу ролика или сгорают.
ВИДЕО: статичная картинка «Квартира» Выход Отца и Матери
На обусловленном фрагменте текста ссоры появляется Барабанщик и начинает отстукивать ритм на барабане, постепенно усиливая громкость и ритм ударов.
ОТЕЦ: Снова твоя мазня!
ЕЛЕНА: Но пап, это ведь наша семья, смотри, это я, ты и мама.
ОТЕЦ: Я вижу лишь три желтых пятна. Если это люди, то я королева Бри- тании. Ты собираешься тратить на это свое время? Свое время и мои деньги.
ЕЛЕНА: Я собираюсь совершенствоваться и стать знаменитым художником.
ОТЕЦ: Сначала получи нормальное образование, а в свободное время занимайся любой ерундой, которая только придет тебе в голову.
ЕЛЕНА: Я хочу учиться в художественном вузе.
ОТЕЦ: Ты будешь учиться там, где я скажу!
ЕЛЕНА: Я буду учиться на ту профессию, которая будет приносить мне счастье.
МАТЬ: Елена, солнце, отец заботится о твоем будущем.
ЕЛЕНА: Он заботится лишь о себе!
ОТЕЦ: Прояви уважение к тому, кто вырастил тебя!
МАТЬ: Дорогой, может, отложим этот разговор?
ОТЕЦ: Не лезь, Елена уже достаточно взрослая… Взрослая настолько, что может дерзить и повышать голос на отца.
ЕЛЕНА: Не кричи на маму!
МАТЬ: Елена, отец просто желает тебе лучшего…
ЕЛЕНА: Да? Тогда и я имею полное право участвовать в своем лучшем будущем!
ОТЕЦ: Я твой отец, все будет так как я сказал. Ты продолжишь мое дело, у тебя нет выбора!
ЕЛЕНА: Но я хочу быть счастлива, хочу любить свою работу, не хочу пре- вращать свой день в бесконечную рутину.
ОТЕЦ: Счастье – это роскошь, доступная тем, кто имеет деньги благодаря серьезной работе.
ЕЛЕНА: Врешь! Деньги, деньги, деньги – единственное к чему ты не равнодушен, единственное, что ты любишь!
МАТЬ: Но если бы не отец и его работа, Елена, у нас бы не было столько возможностей
ОТЕЦ: Прислушайся к матери, раз в жизни что-то дельное ляпнула…
ЕЛЕНА: Я изо всех сил благодарна, но имею право на свой путь, свое бу- дущее, свои мечты!
ОТЕЦ: Твои мечты разрушатся, как только ты окажешься на улице в ком- пании нищебродов-неудачников! Все, хватит! С этого момента я запрещаю тебе видеться с друзьями! Я запрещаю тебе ходить на курсы по рисованию! Думала, я не знаю, на что тебе мать дает мои деньги? Я запрещаю тебе рисовать! Я запрещаю! Запрещаю! Запрещаю! Запрещаю!
ЕЛЕНА: Я буду делать, что захочу, и как захочу! И ты мне никто!
Удары барабана прерываются фонограммой СВЕТ: мрачный
ВИДЕО: видеоролик «Разорванный мир»
Хореографический номер (Ту Фит)
По своему характеру номер должен отразить бурю негодования в душе Елены.
Здесь желательно ввести Елену в финал танца. Было бы хорошо дать в руки танцорам фонарики, чтобы во время танца хаотичные движения лучей подчеркивали хаос движений.
Закончился номер.
Елена села на подмостки экрана, спиной к журналисту, который сидит за своим столиком.
Далее разговор в формате интервью.
ЖУРНАЛИСТ (Елене): Говори быстро, когда скандалила с отцом, какое было желание?
ЕЛЕНА (еще в гневе): Спрятаться! Исчезнуть! Умереть, чтобы сбежать от такой жизни!
ЖУРНАЛИСТ (зрителям): Это в тебе говорит обида и отчаяние. Но чтобы не случилось непоправимое – главное успокоиться и вовремя включить мозги. Есть много способов умереть, но нет ни одного, чтобы воскреснуть!
ЕЛЕНА: Может, скажете, что я во всем виновата?!
ЖУРНАЛИСТ: А давайте с этим вместе разберемся… (зрителям) Ребята, нужна ваша помощь, потому что Елена сейчас не может здраво мыслить. Давайте сделаем две команды: одна будет защитником детей, а другая – защитником родителей. Это же прекрасная возможность побывать на чужом месте. Кто не по- боится сразиться в споре?
ВИДЕО: проецируется название интерактива
Интерактив «Ссориться нельзя мириться»
Набираются две команды: «Родители» и «Дети».
Журналист задает тему ссоры, а каждая команда должна
не только оправдать свою позицию, но и найти аргументы для примирения.
На каждой теме команды меняются своими названиями.
Предполагаемые темы для спора
- Родители сами выбирают будущее для ребенка
- Родители заставляют много учиться
- Родители ограничивают свободу детей
В конце интерактива участники должны определить, где должна стоять, пропущенная в названии запятая.
ВИДЕО: появляется новый титр «Ссориться нельзя, мириться»
ЖУРНАЛИСТ: А давайте еще раз подслушаем интересный разговор с муд- рым человеком.
Видеоролик «Советы мудрого человека»
Возможные вопросы:
- Совет детям: как достичь компромисса в семейной ссоре?
- Совет детям: как сдержаться, чтобы не наговорить лишнего?
- Совет детям: должны ли дети бояться обсуждения своих проблем с ро- дителями, учителями, взрослыми?
В конце видеоролика снова мелькают фотографии из семейного альбома, но уже в обратном действии: возрождаются из пепла.
ЖУРНАЛИСТ: Да, в каких-то безвыходных ситуациях вам могут помочь настоящие друзья, в каких-то пойти на компромисс с родителями. Но вот что важно знать: в жизни случаются и более сложные ситуации, в которых все будет зависеть только от вас, от вашей способности думать и быть осторожными, принимая какие-то решения!
Эпизод 4. Последний надлом. Искушение
Звучит фонограмма номера СВЕТ: только цветной ВИДЕО: фоновая анимация
Хореографический номер
По характеру исполнения – это должен быть яркий шоу-номер Закончился номер – звучит фоновая музыка
Выход Искусителя
ВИДЕО: фотоколлаж «Красивая жизнь?» Используется прием «25 кадр».
Среди мелькания фото красивой жизни, проскакивают кадры, на которых запечатлена деградация человека.
ИСКУСИТЕЛЬ: Привет, привет, привет! Я блогер, шоумен, человек- праздник! Я – великий выдумщик! И когда вам плохо, я всегда оказываюсь рядом и предлагаю самые невероятные варианты приключений на вашу голову!
Вау, хотел сказать, для вашего любопытствующего ума. А хотите знать, как называется удивительное лекарство от всех проблем и неприятностей, которые могут у вас возникать? (ответ зала) Просто так не скажу, а предлагаю вам самим напрячься и разгадать мой личный шоу-кроссворд. Так вы узнаете, как это называется. Погнали!
Короткая музыкальная перебивка
ВИДЕО: проецируется пустая схема кроссворда, напоминающая дерево.
Видеокроссворд «Искушение»
Искуситель задает вопросы, на экране появляются правильные ответы.
На стволе читается слово «Искушение»
ИСКУСИТЕЛЬ: Какое красивое слово! А кто знает, что оно означает? (ответы зала) Самое интересное, что этого не надо бояться! Искушение подстерегает нас на каждом шагу, предлагая рискнуть и испытать что-то новенькое, экстремальное… Иначе жизнь скучна и неинтересна. Разве вы не хотите стать знаменитыми, чтобы вам подражали все остальные?
ЖУРНАЛИСТ: Как он заботится о вас… Но если бы вы только знали, за- чем ему это нужно!
ИСКУСИТЕЛЬ: Исключительно для разнообразия их жизни!
ЖУРНАЛИСТ: Однажды, один такой случайно проговорился и раскрыл свои истинные цели. Я сохранил его откровения. Смотрите и слушайте внимательно.
ВИДЕО: ролик-интервью Искусителя
(в стилистике передачи «Светская жизнь»)
Текст ролика:
ВОПРОС ЗА КАДРОМ: Вы провоцируете подростков на самые безумные поступки. Они же гибнут, вам их не жаль?
ИСКУСИТЕЛЬ: Если они тупые, чего их жалеть? Скажешь, что это круто, у них башню сносит и они на все готовы! Лишь бы прославится… придурки! Я может быть, наоборот, пользу приношу, от таких идиотов мир спа- саю! А эти малолетние самоубийцы, которые родителей хотели припугнуть или безответная любовь замучила… Пишут мне в контакте: меня никто не пони- мает… никто не любит… что мне делать? Вот я им и подсказываю… Если они сами не понимают, что в таком возрасте жизнь только начинается и все мо- жет измениться, зачем их переубеждать.
Пусть прыгают, вешаются, пьют всякую гадость… Я потом их посмертные фотографии у себя в блоге выставляю! Куча просмотров – куча рекламы. Им – придуркам – смерть, а мне деньги капают с рекламы! Я на этом зарабатываю, и совесть меня не мучает.
Звучит фоновая музыка ВИДЕО: фоновая картинка
ЖУРНАЛИСТ: Да, вам будут попадаться подобные экземпляры, которым безразлична ваша жизнь. Держитесь от них подальше! Учитесь разгадывать их истинные намерения.
ИСКУСИТЕЛЬ: То, что ты показал, так жестоко! Я совсем другой. Я – ис- точник радости и прямо сейчас это докажу! Дети мои, давайте стряхнем с себя эти мрачные впечатления и лучше разучим забавный танец, чтобы порадовать наших друзей в «Тик-Токе». Назовем его «Зеркало». Я показываю движения, а вы будете повторять! Итак, крутые танцоры, выходи на танцевальный батл!
Поднимает зрителей на танец СВЕТ: только цветной ВИДЕО: динамичная анимация
Танцевальный батл «Зеркало» (1–2 мин.)
Закончился танец.
Зрители заняли свои места ВИДЕО: фоновая картинка
ИСКУСИТЕЛЬ (Журналисту): Как тебе наш батл? Круто… стильно… изи…
ЖУРНАЛИСТ: А, по-моему, ты сейчас нас всех читил, как говорят современные подростки! Обманывал. Этот танец напоминал танец марионеток. Куклы такие, которыми руководит кукловод. Они делают только то, чего хочет хозяин.
ИСКУСИТЕЛЬ: Но все с большим удовольствием подчинялись мне, даже не сопротивлялись. И все остались живы-здоровы. Правда же, дети мои?
ЖУРНАЛИСТ: Все начинается с малого, а потом нас подчиняют себе бо- лее опасные искушения. (Зрителям) А вот вы сейчас сможете сообразить, какие искушения могут вас подстерегать? И как им можно противостоять?
Интерактив со зрителями
Закончился интерактив.
ЖУРНАЛИСТ: И еще один совет от мудрого человека, который обязательно пригодится вам в жизни.
Видеоролик «Советы мудрого человека» Возможный вопрос:
Как можно избежать искушения?
Во время ролика на сцену выходят все действующие лица.
Останавливаются в заданной мизансцене. Закончился ролик – звучит фоновая музыка
СВЕТ: полный
ВИДЕО: проецируется слайд, на котором, в соответствие с текстом персонажей, проявляются следующие титры:
А я не знал!
А я не подумал!
А я хотел попробовать!
ОТЕЦ: Жизнь – великое чудо, но иногда мы сами превращаем ее в кошмар! Любим повторять: а я не знал! Теперь знаете, потому что мы вас предупредили!
МАТЬ: И помните, если вы действительно считаете себя взрослыми, тогда учитесь предвидеть последствия ваших поступков…
ЕЛЕНА Б: Хотите, чтобы к вам относились как к взрослым? Тогда не говорите: а я не подумал… это детский лепет!
МАЛЬЧИК: И находите себе настоящих друзей, с которыми интересно и безопасно!
ИСКУСИТЕЛЬ: И у меня очень простой совет: в жизни всегда будут искушения к запретному, но не стоит переходить границы разумного и потом говорить: я только хотел попробовать… Поверьте, обратной дороги может и не быть.
ЖУРНАЛИСТ: Мы показывали вам историю Елены, которая несколько раз была на грани отчаяния. Однажды она чуть было не совершила непоправимое, в самый последний момент ее вернули к жизни. Но такое чудо случается не всегда!
ЕЛЕНА М: А знаете, лучше заняться каким-нибудь творчеством, или спортом, или учебой, тогда дурные мысли в голову не приходят. Для них там не хватает места, все занято мечтой о прекрасном будущем!
Звучит фонограмма номера ВИДЕО: фоновый анимационный ролик
Финальный концертный номер