Сценарий мероприятие День книги 23 апреля
Ведущий: Книги – это своеобразное наследие, которое одно поколение передает другому. Они являются отражением всей истории человечества: племена, люди, государства могут исчезнуть, но книга остается. Она растет и развивается вместе с нами, в ней сосредоточены все великие учения, которые трогали умы, и все сильные страсти, которые трогали сердца.
В книге нет только пройденного времени, она является своеобразным свидетельством, по которому мы входим в настоящее.
Поэтому давайте уважать и ценить книгу!
Чтец: Как хорошо уметь читать. Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
-Прочти, пожалуйста, прочти! Не надо умолять сестрицу:
-Ну прочитай ещё страницу!
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Ведущий: Я вижу, как много сегодня на нашем празднике гостей, а значит, вы все любите читать, все – большие друзья книжки. Скажите, ребята, а каких детских писателей вы знаете? А как вы думаете, смогли бы люди прожить без книг? Вот потому, что вы много читаете, к нам в гости сегодня пришёл писатель __________________.
Он расскажет нам о своей творческой деятельности, а мы внимательно послушаем.
Ведущий: Ребята, но ведь люди не всегда умели читать и писать, и книги у них появились не вдруг. Первобытные люди составляли свои письма из предметов. Но это было раньше. Не было книг, люди не умели читать, дети не ходили в школу, не знали, что такое повести, стихи, басни. И вот сейчас я проверю, так ли это на самом деле.
Узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.
- Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков.(Гулливер)
- как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу ( Барон Мюнхгаузен)
- Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)
- Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)
- герой, о котором идет речь, был гимнастом в бродячем цирке. Но когда народ поднялся на борьбу против власти трех обжор, встал во главе восстания. (Гимнаст Тибул)
- единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)
Кирилл :
Я буду читать загадки в стихах, а вы хором – ответ-продолжение.
Загадки-добавлялки.
Я люблю прямоту, я сама прямая,
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка!
Угадайте-ка, друзья, кто же я? (Линейка)
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки.
Кто придумает конец
Тот и будет…(молодец)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Называюсь я…(тетрадь)
Я с собой её ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка –
Самопишущая…(ручка)
Какая сказка скрывается за следующими предложениями:
- ваша мама пришла, молока принесла.( Волк и семеро козлят)
- не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке. (Маша и медведь)
- Еду, еду В Африку в милые края! Африка, Африка, родина моя. ( Доктор Айболит)
- Птичка польку танцевала на лужайке в ранний час. нос на лево, хвост направо, это полька Карабас.(Буратино)
Ведущий: сегодня мы предлагаем вам вместе с нами совершить необычное путешествие. Мы отправимся в те далекие годы, когда детской литературы не было вовсе, узнаем, как стали появляться первые детские книги, какими они были, кто их писал, какое значение имела книга в далекие времена.
К грамоте наши далёкие предки относились с особым уважением. Существовал особый культ книги. Её бережно хранили, лелеяли, относились к ней как к святыне. А чтение, особенно вслух, для других неграмотных людей считалось богоблаженным делом. О грамотном, начитанном человеке с почтением говорили: « Он горазд говорить книгами.» Это была едва ли не высшая похвала. Во время пожаров русские люди в первую очередь выносили из горящих домов книги и укрывали их в безопасные места.
Книги передавались как сокровища из поколения в поколение, упоминались в завещаниях, дарились в день совершеннолетия, на свадьбу и т.д.
Считалось, что чтение детям особенно полезно, ведь ум ребёнка способен быстро воспринять и прочно запомнить всё новое. Поэтому детская книга сравнивалась с материнским молоком, необходимым каждому малышу, с ключом, открывающим двери сокровищницы мудрости и богатства, с лестницей, ведущей к вершинам образованности, почёту и славе. Итак , приглашаю вас в путешествие к истокам детской литературы. готовы?
Лена Розуменко: а куда мы отправимся? Давайте прямо в 10 или 12 век.
Ведущий: подожди, мой друг. В 10-15 веках на Руси еще не было детской литературы. литература вообще еще только зарождалась вместе с появлением письменности. Специальных произведений для детей на Руси не существовало.
Лена: А что же читали дети?
Ведущий. Первые рукописные сведения о том , что читали дети на Руси,относятся к 10 веку. В ту эпоху ребята читали те же произведения, что и взрослые. Но воспитатели и учителя,обучающие их грамоте, вынуждены были отбирать из имеющихся книг наиболее близкие и доступные детям, как по содержанию, так и по форме изложения.
Произведения эти не были детскими, хотя и входили в круг детского чтения. Конечно же, это были религиозные книги: Библия, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития Святых.
Лена: а когда же появились книги специально для детского чтения? Это известно?
Ведущий: конечно. Настоящая история детской литературы начинается с появлением специальных произведений для детей. Первой рукописной книгой для юных читателей был написанный в 1491 г. учебник латинского языка «Донатус». Его автор – русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов и есть первый русский детский писатель. От него дошла до нас первая запись русской народной сказки.
Лена: а когда появились печатные книги, какие они были? Кто их написал?
Ведущий: первой печатной книгой была Азбука. Её составил русский первопечатник Иван Федоров и издал он её в городе Львове в 1574 г.
Лена: значит, первыми детскими книгами были учебники. Но кто же все-таки был первым русским поэтом для детей?
Ведущий: человека, который тебя интересует, можно встретить в монастыре. Звали его Терентий Васильев, по прозвищу Тейша, но так его звали в миру, а в монастыре он принял имя Савватия. Он написал самые первые стихи для детей. Известно одиннадцать стихотворений Савватия, возможно их было больше, но до нас дошли только одиннадцать.
Лена: неужели савватий был единственным человеком, который в то время писал для детей?
Ведущий: нет, конечно. Я могу назвать вам еще несколько имен – Симеон Полоцкий и Карион Истомин, это были необыкновенно талантливые люди с интересными судьбами., а еще мало кто знает, что русская императрица Екатерина 2 написала 8 книг для детей. Они были напечатаны в 1781-1783гг. просвещенная императрица хорошо разбиралась в европейской философии и литературе своего времени, сама написала около пяти тысяч разнообразных сочинений.
Лена: а что это были за книги, стихи, сказки?
Ведущий: книги самые разные. Есть и сказки, и азбука, и рассказы. Теперь мы с вами знаем, что современной детской литературы просто не было бы без тех произведений, о которых мы не знали. Посмотрите: сначала детям читают отрывки из летописей, из «Слова о полку Игореве», рассказывают сказки, потом постепенно появляются первые детские книги – учебники, потом первый поэт, первые писатели. Все они люди, люди талантливые, образованные, понимали важность книг для детей: ведь книги воспитывают, дают пищу «для сердца и разума». Постепенно складываются и различные виды детских произведений: стихи, песенки, басни, статьи.
И я думаю, вы согласитесь со мной ,друзья, что нам с вами важно знать о прошлом своей культуры, о её истоках. Ведь без прошлого не было бы настоящего. А теперь, дорогие гости, разрешите представить вам наших ребят и объявить конкурс чтецов.
Ведущий: Все вы любите сказки, детские повести, особенно если они интересные. Посмотрите, пожалуйста, на выставку «Праздник книги». Многие из вас именно здесь брали книги, читали чудесные сказки, повести, рассказы, полные таинств и приключений.
«Конёк-горбунок», «Слепой музыкант», «Лесные тайнички», «Малахитовая шкатулка», «Приключения Тома Сойера», «Сказки братьев Гримм», «Сказки Ш. Пьерро», «Сказки А.С. Пушкина» и многие другие. И теперь с вашего разрешения мы проведём викторину по сказкам и повестям.
Задания: Я называю вам рифмы: например, ко мне, на ремне, бляшке, фуражке, а вы вспоминаете стихи автора:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «пять» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
Ведущий: Задание понятно? Тогда слушаем рифмы.
- Простился, снарядился, у окна, одна. (« Сказка о мёртвой царевне» А.С. Пушкина: Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился, и царица у окна, села ждать его одна.)
- Мая, гром, играя, голубом. («Весенняя гроза» Ф.Тютчева: Люблю грозу вначале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвятся и играя, грохочет в небе голубом.)
- Скажи, доложи, милее, белее. («Сказка о мёртвой царевне» А.С. Пушкин: Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)
- Окном, вечерком. (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Три девицы под окном, пряли поздно вечерком.)
- Шаги, ноги, размера, сапоги. ( С. Михалков «Дядя Степа»: Лихо мерили шаги, две огромные ноги: сорок пятого размера, покупал он сапоги.)
- Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах. (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на поднятых парусах.)
Ведущий: А теперь вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию.
- медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Вини Пух)
- Мальчик. Родители – бедняки. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен. Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино).
- Пожилой мужчина. Профессия – столяр. Особые приметы: нос сизого цвета. (Джузеппе из сказки А. Толстого «Золотой ключик»)
- Животное. Место обитания – Африка. Отличительная черта характера – любопытство. Особые приметы: после встречи с крокодилом на берегу реки Лимпопо его нос стал очень длинны.(Слоненок из сказки Р. Киплинга)
- Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Ярко выраженные педагогические наклонности. Особая примета – волосы голубого цвета.
- Мальчик. Одет в горностаевую мантию. На голове золотая корона. Уверяет, что прилетел с другой планеты. Больше всего любит свою розу, считает её единственной в мире.(Маленький принц, Сент-Экзюпери)
- Человек. Сделан из железа. Профессия – дровосек. Боится воды. Самое заветное желание – получить сердце. (Железный дровосек, из « Волшебника изумрудного города)
- Пес. Место жительства – деревня Простоквашино. Происхождение – « из простых собак, не из породистых» Профессия – охотник. (Э. Успенский «Дядя Федор»)
А теперь я предлагаю вам такое задание. Представьте себе, что вы в сказочной стране
- Какие слова надо произнести, чтобы:
-вызвать Сивку-Бурку? (Сивка- Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
- вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим откройся)
- сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)
- исполнить желание с помощью волшебной щуки? (по щучьему веленью, по моему хотенью).
А теперь мы вместе с вами перенесемся в джунгли и вспомним имена тех, кто жил рядом с мальчиком Маугли. Я буду называть зверя, а ваше задание – как можно скорее вспомнить и произнести его имя, постаравшись опередить соперника. И так, начали!
Медведь (Балу), пантера (Багира), шакал (Табаки), питон (Каа), вожак волчьей стаи (Акела). Ну, вот развлекательно-познавательная часть нашего праздника и кончилась. И мне хотелось бы предложить вашему вниманию пожелание книжки.
Книга:«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ручкой, ни карандашом – это так некрасиво.
Если вы закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что влажность мне вредна. Помогите мне остаться чистой. А я помогу вам быть счастливыми и радостными».
Ведущий: а теперь разрешите мне огласить результаты тестирования по классам на тему, «Какие вы читатели?» Мы благодарим вас за участие на нашем празднике, посвященном книге, нам хотелось бы верить, что вы извлечете пользу из этой встречи, захотите прочитать новые увлекательные книжки и еще раз перечитать старые, хорошо вам знакомые. И в заключение нашего праздника прослушайте стихотворение:
Чтец: Книга – наш друг, большой и умный,
Не даст скучать и унывать:
Затеет спор – веселый, шумный,
Поможет новое узнать.
Расскажет книжка про героев,
На юг, на север поведет.
С ней даже космос как-то ближе:
Она на все ответ найдет.
И пусть девчонки и мальчишки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Спасибо, книжная страна!»
Спасибо за внимание, до свидания.