Что означает флешмоб, для чего его проводят?

История флешмоба

Флешмоб — как явление появился в начале лета 2003 года в США и оттуда за   считанные   дни    распространился    практически    по   всему  миру. С виду флешмоб прост. Большое количество незнакомых людей, самоорганизовавшись с помощью современных средств коммуникации (интернет,   мобильный    телефон),    собираются    в    определённое    время в определённом месте и чётко выполняют обговоренное ранее действие.

Основная суть в стихийности, одновременности и абсурдности действий. Ведь когда невольный зритель оказывается в гуще акции флешмоба, где все окружающие выполняют некое «сумасшедшее» действие, после некоторого удивления человек начинает задумываться о том, кто действительно сумасшедший: мир вокруг или он сам. В этом главная цель флешмоба – вывести человека хоть на мгновение из собственного уютного, но замкнутого мирка и, заодно, выйти из него самим участникам.

Трудно   однозначно   сказать,   что    заставляет   людей   участвовать во флешмобах. Для некоторых это уход от рутины, просто способ развлечься, для некоторых – способ избавиться от комплексов и страхов, для некоторых – способ сделать вызов окружающему миру, знаковая революция.

Естественно, можно провести параллели между флешмобом и тем, что было до   него.   Флешмоб   перекликается   культурой   перфомансов   60-х и хэппенингов 80-х годов ХХ-го века. Однако, если перфоманс можно рассматривать как демократизированный театр, а хеппенинг как еще более демократизированный перфоманс, то   флешмоб   слишком   демократичен по отношению к этим явлениям. А потому, являясь, по сути, воплощением идей смерти автора, самостоятельной жизни текста, пульсирующей эстетики, он оказался мало востребованным художественной элитой. Флешмоб – это культура для площади.

Однако во флешмобе происходит отстранение коллективного восприятия. Недаром в инструкциях по участию в мобах настоятельно рекомендуется не общаться с другими участниками ни до, ни после проведения флешмоба, никак себя не проявлять во время его проведения. Просто делать свое дело и расходиться.

Цели участников флешмоба

Участники одного и того же флешмоба могут преследовать различные

цели:

  • развлечение;
  • возможность почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;

произвести впечатление на окружающих;

  • самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»);
  • попытка получить острые ощущения;
  • ощущение причастности к общему делу;

получение эффекта, как от групповой психотерапии; эмоциональная подзарядка;

приобретение новых друзей.

Технологические   элементы    флешмоба    являются    элементами    акции,но в отличие от флешмоба в акции есть символическая часть, которая несет идею, подкрепленную символикой.

В классическом понимании флешмоб имеет абсурдное содержание и это для нас не приемлимо. (т.к. Абсу́рд – нечто алогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу.) Но элементы флешмоба, такие как

композиционность, яркость, массовость, пожалуй, можно использовать для сплочения, снятия психологических зажимов.

Добавить комментарий

Войти с помощью: