Prazdnikson
Сценарии

Сценарий Герои Отечества «ПЕРЕКЛИЧКА ГЕРОЕВ»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

  • Голос за кадром
  • Летописец
  • Герой
  • Княгиня
  • Женщина
  • Солдат
  • Мать
  • Первый ребёнок
  • Второй ребёнок
  • Третий ребёнок
  • Четвёртый ребёнок.
  • Пятый ребёнок

Звучит набат, звук которого эхом расходится по всей земле.

Голос за  кадром. Не пристало ль нам, братья, начать старыми словами печальные повести по былям нашего времени!? Слышите стон, что плывёт под облаками над степью бескрайнею? То плач Земли Русской, что хранила

боль веками в себе. Но настанет день, когда заговорит она и поведает… сколько было тут всего прожито, сколько было троп перехожено, сколько жизней здесь было положено…

Видеоролик «Тамерлан» (историческая зарисовка).

Голос за кадром. А сколько таких курганов на Земле Русской, где сложили головы воины храбрые, да и не только те, что неприятели, но и мужья и сыны наши смелые, защищая свою Родину. И стоят курганы те по всей Земле, одинокие – поливают их дожди холодные, солнце днём палит нещадно, а ночами укрывают их туманы белые, но не позабыты они, не заброшены, ведь жива память о тех, кто погиб тогда, за дела великие, за народ и землю свою.

Выходит Старец-летописец.

Летописец. Предки наши называли себя славянами, производя это слово от «слава», обозначавшее то же, что и хвала. Называли они себя и словенами, то есть разумеющими слово.

Славяне отличались отвагой, храбростью, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили: «Да будет мне стыдно» – и слова своего никогда не нарушали. Много славных имён хранит моя летопись, начиная от князей варяжских: Рюрика, Синеуса и Трувора; …великий киевский князь Святослав.

Выходит герой – наш современник.

Герой. Начиная войну, открыто предупреждал неприятеля: «Иду на вы!», проявляя тем самым презрение к врагу, бесстрашие и уверенность в победе.

В одной из битв он был окружён греками. Желая ободрить свою дружину, князь сказал: «Уже некуда уйти нам отсюда. Волей-неволей надо стать против врагов. Не посрамим земли русской! Ляжем костьми, мёртвые сраму не примут. Я пойду перед вами. Если же сложу свою голову, тогда помышляйте о себе сами». Воины же ответили ему: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим».

После тяжёлого боя и злой сечи дружина Святослава не поддалась неприятелю и вышла из окружения.

Летописец. А вот и славное имя великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского, что вёл свои войска в Куликовской битве на бой с татарами…

Видеоролик «Дмитрий Донской».

Сопротивление ордынцев вскоре повсюду было сломлено, они дрогнули и обратились в бегство. Битва закончилась победой русского войска… В бою русские войны отстаивали честь и свободу своего народа, право на самостоятельное развитие своей страны; бились с врагом, не щадя своей жизни, показали в сражении беспримерный героизм и самопожертвование. Дмитрий Донской – один из любимых национальных героев русского народа, был причислен к лику святых. Его имя стоит в ряду имён великих предков.

Герой. Имена… имена… Петр I, Григорий Потёмкин, Суворов, Александр Васильевич Суворов. Великий

полководец! А в чём секрет его мастерства?..

Однажды перед походом в Италию, собрав союзных генералов, Суворов сказал, что хотел бы услышать от них рассуждения о плане грядущей кампании. Когда все высказались, Суворов развернул на столе рулон бумаги, и вместо ожидаемой карты, все увидели абсолютно чистый белый лист. Улыбнувшись всеобщему недоумению, Суворов проговорил: «Если бы даже, кроме меня, знала мои планы хотя бы одна моя шляпа, то и её я бы немедленно сжёг».

Всех заслуг его не перечислить, но о многом говорит его титул, который был короче титула Потёмкина, но был едва ли менее значительным. Вот он – Граф Суворов-Рымникский, князь италийский, граф Священной Римской империи, фельдмаршал русской и австрийской армий, генералиссимус русских сухопутных и морских сил, великий маршал пьемонтских войск, наследственный принц Сардинского королевского дома, кузен короля, гранд короны, кавалер всех русских и многих иностранных орденов.

Суворова, как человека, от других отличал гибкий ум, находчивость, смекалка и отличнейшее чувство юмора.

 Видеоролик «Суворов» (историческая зарисовка).

Летописец. Во все времена своим мужеством, стойкостью, героизмом поражали русские женщины.

К кургану выходит Княгиня, держит в руках цветы.

Княгиня. В одной из битв под Рязанью взяли неприятели много русских воинов в плен. Раздался плач русских жён и матерей, который нёсся над полями, поражая всё живое вокруг своей пронзительностью и безысходностью. Одна из жён рязанских пошла во вражеский стан, просить за своих родных. Сказали ей: «Смелая ты женщина. Кого хочешь вернуть: сына, мужа или брата, потому что отпустим только одного?» Думала жена рязанская и не могла определить, кто дороже ей, и разрывалось её сердце от любви к каждому. Но, подумав, она ответила: «Сына я ещё родить могу, замуж я ещё выйду, а вот брата у меня никогда не будет». Выслушав ответ её мудрый, удивились захватчики, но за такую рассудительность отпустили всех троих мужчин её.

Летописец. Разорена страна, в плену её сокол, далеко разносится плач, но звучит в нём надежда, слышится вера…В истории человечества женщина – олицетворение хрупкости и грации, не раз являлась творцом мира…

Звучит колокольный набат.

Голос за кадром.   О, Русская земля! Что это? Вздох княжеского летописца при виде княжеской междоусобицы перед полымем вражеского нашествия? Или голос поэта в годину новой беды? Или раздумья сегодняшнего молодого человека, предчувствующего, какую ответственность возлагает ему на плечи история и современность, какие тревоги и победы суждено пережить Отечеству?

О, Русская земля!

Появляется женщина – работница архива, в руках папка, перекладывает листы.

Женщина. Многое видела ты, Россия, на своём веку за долгие столетия. Бесчисленные кони кочевых племён соединялись в необозримый поток – всемирный потоп татаро-монгольской конницы. Западные захватчики черной оспой ядер пятнали прекрасные башни Пскова, Изборска, Новгорода. С севера шли ярлы и конуги. С юга – ханы и паши…

Отовсюду! Из века в век! Но не знающая покоя под набатом колоколов, в зареве сигнальных огней и несчитанных пожарищ, ты на удивление врагам подымалась перед ними все могущественнее и величественнее.

Голос за кадром. Всё преодолела Русская земля! Выдержал все невзгоды и страдания русский народ. Но вновь качнулись весы истории…

Нападая на Советский Союз, фашизм ставил своей задачей уничтожение национальной самостоятельности братских народов, прежде всего первого среди равных – русского народа. Вот почему утверждение исторического и культурного значения русской нации, любви к Родине и патриотизма явилось могучим духовным оружием.

Как оно свежо и сейчас, патриотическое слово грозовых лет!

Хореографическая постановка – танец девушек в светлой одежде под музыкальную композицию «Лети, пёрышко» (сл. М. Пташук, муз. С. Сысоев, исп. И. Леонова) из TB-сериала «Главный калибр» (реж. М. Шевчук, 2006).

Выходит солдат с цветами.

Солдат. Он работал в райконторе связи кассиром посылочного отдела. Незадолго до начала войны поехал по- гостить к родной тётке в Ачинск. Здесь его застала война. После месячной подготовки сибиряк попал на фронт, вое- вал в 59-м отдельном лыжном батальоне помощником командира лыжного взвода, а в дальнейшем стал командиром взвода бесстрашных разведчиков.

24 октября 1943 года в 12 часов ночи поступил приказ: через час приступить к форсированию Днепра. Стояла тишина, погрузившись в понтонную лодку, они двинулись к противоположному берегу. Метрах в ста от берега лодку от разрыва снарядов перевернуло. Погиб командир роты и восемь бойцов, а остальные оказались в воде.

Днепр в этом месте неглубок, и вскоре они выбрались на берег и с ходу с криками «ура!» бросились вперёд. Командование ротой он принял на себя. Оставив на месте переправы двух раненых с целью отвлечь внимание врага, с остальной группой он пошёл ниже по течению. Там было проволочное заграждение. Набросив на него шинели, он с тремя бойцами перебрался через проволоку. Но тут их обнаружили и открыли ураганный огонь.

Счастье, что они находились в мёртвом пространстве, пули не задевали их. Воспользовавшись этим, стали искать проход вверх, на крутой берег, и вскоре нашли. Пройдя несколько метров, оказались рядом с дзотом, где находились ящики с гранатами. Вооружившись, они забросали дзот гранатами. Видя успех, к ним пробрались по тем же шинелям через проволоку остальные разведчики. На рас- свете на них обрушился удар гитлеровцев. Но к нему уже они подготовились. Правда, силы были невелики: всего 5 человек и из них два раненых. Но каждый бился за десятерых. Всего отразили девять атак, а гитлеровцы всё шли и шли…Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы к ним на плацдарм не переплыли три связиста и не вызвали огонь артиллерии.

За подвиг гвардии старший сержант Александр Иосифович Парадович, уроженец Читинской области, к своей медали «за оборону Сталинграда» добавил звание Героя Советского Союза.

Мы одни из тех, кто остались в живых, но сколько наших сослуживцев, братьев, отцов не вернулось с той войны…

Кладёт цветы к кургану.

Женщина. Кто был героем в той войне, сказать сложно… Люди просто жили, делали то, что ежедневно от них требовала жизнь. Порой это называли подвигом, но в первую очередь это была жизнь. Архивы полны документов о людях, которых мы привыкли называть героями… Не меньший героизм в этой войне проявляли жены и матери – женщины, солдатки… Но почему нет ничего в этих архивах о том, откуда берутся силы, где истоки этого подвига, что же являлось движущей силой героических поступков? (Читает стих.)

И откуда

Вдруг берутся силы

В час, когда

В душе черным-черно?..

Если б я

Была не дочь России,

Опустила руки бы давно,

Опустила руки

В сорок первом.

Помнишь?

Заградительные рвы,

Словно обнажившиеся нервы,

Зазмеились около Москвы.

Похоронки, Раны, Пепелища…

Память, Душу мне

Войной не рви,

Только времени

Не знаю чище И острее

К Родине любви.

Лишь любовь

Давала людям силы

Посреди ревущего огня.

Если б я

Не верила в Россию,

То она

Не верила б в меня.

(Ю. Друнина)

Хореографическая постановка на военную тематику.

Голос за кадром.   И в наши дни льётся кровь наших солдат, нашего народа, наших детей… Чечня, Будёновск, Первомайск, Волгодонск, Москва, Беслан, Цхинвал…И снова перед нами задача, как перед нашими предками, не дать уничтожить мир, сплотиться и победить.

На сцену выходит девушка, садится на пол, раскладывает письма и читает.

Голос з а кадром.

Не плачьте, матери, не плачьте!

Живым простите их вину,

Что вы растрелянное счастье

Похоронили в ту войну.

Войну жестокую – без правил,

Где каждый прав и виноват,

Где ничего нельзя исправить,

И мёртвых не вернуть назад.

Вы бросились в Чечню под бомбы

Искать пропавших сыновей,

Над полем брани ворон чёрный

Кричал, от крови ошалев.

А мать искала и молила:

«Господь, верни нам хоть тела…

Чтоб их крылом своим укрыла

Святая русская земля».

Бог забирает самых лучших

В свой легендарный батальон,

А грешных суетные души

Он призовёт к себе потом…

Не плачьте, матери, и верьте

Всегда, что ваши сыновья

Ушли в распахнутые двери,

В мир, полный света и добра.

Выходит мать солдата.

(А. Пясецкая)

что получилось короткое. Передавайте всем горячий солдатский привет. Крепко всех вас обнимаю и целую.

Николай. 28. 11.95 г.».

Мать. В конце ноября призвали в армию. Попал во внутренние войска в Астрахани. Молилась, чтобы так оберну

Мать. Был как все сверстники. У него даже девчонки не было. Учился сначала в средней школе № 1, за- тем здесь вот, на Казачьем Бугре, восемь классов окончил. Учился одновременно в первой музыкальной школе…

С работы, бывало, придёт – аккордеон в руки, и «Амурские волны». Склонится над инструментом, чувствую, для него ничего вокруг не существует. Любил играть. Вообще был домашним…

Девушка читает письмо.

Текст «Строки из солдатского письма» озвучивает мужской голос за кадром.

«Здравствуйте, родные! Мама, папа, Ниночка! Из го- рода Аргун пишет ваш солдат. Сегодня год как я в армии. Осталось еще пять месяцев. Вчера у меня был день рождения. Провёл его в машине. Ездили в Грозный. Завтра выезжают офицеры предыдущей смены. Поедут в Астрахань своим ходом на машинах. С фотографиями пока ничего не получается. Два дня назад выпал большой снег. Мама, высылаю ваше старое письмо. Вы его обязательно сохрани- те. Очень и очень теплое. На этом заканчиваю. Извините, лось. В августе, 25-го, в составе оперативной роты направили в Чечню. Так и всплеснула руками. Проходил службу в Аргуне. Вначале говорили, что на 45 дней. Но прошли 45 дней, прошёл ещё месяц, два, три… Их из Чечни не выводили. Писал, что нет замены…

Девушка читает следующее письмо.

Голос за кадром.   Привет всем с Кавказа! У меня всё хорошо. Вы не верьте тому, что если не пишу, значит, у меня что-то плохо. За меня не бойтесь. Как у вас дома? Пишите правду, не скрывайте. Всё равно узнаю. Как ты, мама? Не болеешь? Это стихотворение для тебя. Ты у нас самая красивая на земле. Как мои братишки, сестрёнки? Как Ниночка? Пусть пишут чаще. Крепко вас всех обнимаю и целую. До свидания. Пишите, пишите, пишите!

Мать. Одиннадцатого марта 1996 года нашего сына не стало. Он был водителем КАМАЗа. В пригороде Грозно- го на улице им. Жуковского его машина была взорвана радиоуправляемой миной. Вместе с ним погибли ещё шесть военнослужащих.

 На экране фотография Николая Суркова в чёрной рамке.

Мать кладёт гвоздики к кургану и уходит.

В это время за кадром звучит стихотворение.

Как мало лет он прожил… Только двадцать!

Но миг победы – больше, чем года.

Как трудно умереть, чтобы остаться,

Остаться в наших душах навсегда.

Нет, мужество случайным не бывает.

Оно в душе солдата родилось,

Когда он о друзьях не забывает

И с Родиной себя не мыслит врозь.

Смотрю, смотрю в его лицо простое.

Печальное тире между двух дат.

И верю я, что только так и стоит

Жить на земле, как жил на ней солдат.

(А. Дементьев)

На экране видеоролик «Защищать Отечество».

У кургана появляется мама и ребёнок, кладут цветы.

Ребёнок. Мама, но разве для того, чтобы стать героем, нужно обязательно умереть?

Мама. Нет! Важно, совершив подвиг, остаться в живых – это вдвойне подвиг! Проявление героизма зависит не от возраста, а от качеств личности. Героем можно стать в разных ситуациях, не только в военное, но и мирное время. Можно спасти людей от беды и совершить великое открытие, создать шедевр в искусстве и быть многодетными родителями, спуститься на недосягаемую для человечества глубину океана и подняться в космос, вы- растить рекордный урожай хлеба и создать уникальный прибор. Если присмотреться, среди живых тоже много героев…

На сцене появляются дети с игрушками, в бантах.

На экране фотографии героев.

Первый ребёнок. Калининградский океанограф Анатолий Сагалевич получил звание Героя Рос- сии. Он удостоился его за участие в высокоширотной арктической глубоководной экспедиции. Принимая из рук президента медаль, Сагалевич сказал: «Некоторые не верили, но мы победили. Это была победа России, нашего народа!».

Второй ребёнок. Инспектор государственной инспекции безопасности дорожного движения в Красноярске спас женщину, которая упала с моста в холодный Енисей. Александру Веремееву объявили благодарность, а на работе его называют героем.

Третий ребёнок. После того, как на воду бассейна «Трансвааль парка» в Москве рухнула крыша, Саша оказалась в воде, в «кармане», который образовали упавшие плиты и обломки арматуры. Плита закрыла её сверху, оставив совсем немного воздуха. Девочка могла спастись, нырнув под арматуру. Однако рядом она увидела трёхлетнюю Машу Гаврилову, которая совсем не умела плавать. Саша начала её успокаивать, а потом взяла на руки и стала держать на воде. Саша была удостоена награды «За спасение погибавших».

Четвёртый ребёнок. В селе Сетовка Ал- тайского края 17-летнего Сергея Шкурина теперь знает каждый. За смелость и решительность он получил медаль «За спасение погибавших». Мужественный парень вынес из пылающего дома пятерых своих братьев и сестер, раз за разом бесстрашно бросаясь в огонь.

Пятый ребёнок. Удивительный пример мужества, проявленного детьми, мир увидел во время трагедии в Беслане. Очевидцы рассказывали, как дети, оказавшись без пищи и воды, сидя в душном зале под взрывными устройствами, пытались помогать друг другу и даже взрослым. Поначалу детям разрешали выходить из зала, чтобы попить – и некоторые набирали в рот воды, чтобы хоть каплю отдать родителям. Девочка Алана набила карманы лепестками цветов, на которых были капельки влаги, и раздавала детям. А когда снаряды начали взрываться, старшие дети выпрыгивали из окон, держа на руках младших.

Хором. Мы – молодое поколение – хотим пополнить ряды тех, кто живёт для своей страны, для людей, для Родины! Мы будем продолжать великие дела и начинания наших предшественников. Мы помним о тех, кто был до нас…

Автор: Е. Грыдина, Е. Рау

Добавить комментарий

Войти с помощью: