Prazdnikson
Сценарии

Сценарий на пасху для детей младшего и среднего возраста

Сцену украшает большое панно, на котором изображена картина сельской идиллии: березы, солнце, лукошко с расписными яйцами. Русская весна распустила свои пышные косы… На столах: чай, выпечка, цветы, рушники, сладости, яйца, куличи, душистые восковые свечи, пасхальные открытки — это поздравления детишкам. На стендах развернута свежая выставка книг.

Ведущая. В христианстве, об особенностях которого мы с вами уже кое-что знаем, большое место отводится праздникам, связанным с именами Иисуса Христа и Богородицы. Нынче мы готовимся встретить Пасху.

Что это за праздник такой?

Вот об этом мы с вами и поговорим на этот раз.

КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВЕРУ ВЫБИРАЛ

Действующие лица (в порядке их появления на сцене):

князь Владимир, Добрыня, дружинники, Велимир, слуга, посол-магометанин, иудей, греческий монах, рассказчик и три княжеских посла.

Сцена 1

Княжеские покои. За столом пируют князь Владимир и дружинники. Занавес поднимается под крики пирующих.

Дружинники (поднимая кубки). Слава князю, слава!

Князь. Слава Перуну, богу нашему, слава!

Дружинники (вразброд). Спасибо, князь, за угощенье! Пьем за победу! Да погибнут враги твои — печенеги!

Добрыня. Да, хорошо мы их поколотили, долго помнить будут! Не скоро к нам сунутся!

За сценой слышны шум и крики: «К князю пустите, к князю!». Вбегает Велимир, кланяется.

Велимир. Здравствуй, князь!

Князь. Что случилось? Говори!

Велимир. Князь, батюшка, беда с дружинником твоим, Федором. Помнишь ли его?

Князь. Ну, как же, конечно, смелый боец… У него сынишка…. Шустрый, весь в отца…

Велимир. Вот из-за Вани и случилась беда.

Князь. Да что случилось-то, говори!

Велимир. Началось, князь, с победы над печенегами. Жрец говорит: «Надо Перуна отблагодарить».

Дружинники (вразброд). Верно, верно! Как же иначе!

Велимир. Ну и бросил жрец жребий, а выпал жребий на Ивана…

Князь. Что ж — ему честь!

Велимир. Ну а Федор не захотел сына отдать!

Все. Как — не отдать? Сыны и другие народятся…

Велимир. Уж его уговаривали…

Князь. Ну, и что же он?

Велимир. Не слушает! «Не отдам, говорит, сына Перуну».

Все (вразброд). Как он смеет? Перун — бог!

Велимир. Федор с сыном заперся в доме. А жрец велел дом поджечь. И сгорели оба. Он еще крикнул напоследок: «Не боюсь смерти! Мы истинному Богу служим. А Перун ваш — не бог!»

Все (тихо). Перун не бог? Так и сказал? (Пауза.)

Князь. Ну, гости дорогие, попировали и будет! Прощайте, дру-ги, будьте здравы!

Дружинники. Будь здрав и ты, князь! [Занавес.)

Сцена 2

Та же палата, но яства со стола убраны. Князь Владимир и Добрыня беседуют.

Добрыня. Что невесел, князь? Что задумался?

Князь. И сам не знаю, Добрынюшка (Пауза.) Забыть не могу, как погиб мой любимый дружинник. Не выходят из головы слова: «Перун — колода деревянная! Иду к Богу истинному, иду в жизнь вечную!» А кто этот «истинный Бог»? Да, я велел привести сюда людей. Пусть расскажут, как они Богу молятся (Пауза.) Жду не дождусь их.

Слуга. Князь, к тебе тут люди… Прикажешь пустить?

Князь. Проси!

Входят: персиянин в халате и чалме; иудей в длинной одежде, малень­кой шапочке, с пейсиками; греческий монах, в черной одежде и клобуке. Все трое кланяются князю, каждый по-своему.

Спасибо, что пришли. Хочется мне узнать, как вы в Бога верите, как ему поклоняетесь и как и где живете?

Магометанин. Велик единый Бог наш Аллах и Магомет Про­рок Его!

Князь. Что един Бог у вас — это хорошо, а жить как Он велит?

Магометанин. Святое дело магометанина: убивать врагов Аллаха; пять раз в день кланяться Ему до земли; поститься и не пить вина…

Князь. Убивать да кланяться. А пировать нельзя… Что-то скуч­ную жизнь ты предлагаешь. А я ведь веселье люблю!

Еврей. Нам вино не запрещено. И мы, князь, тоже верим в едино­го Бога, который сотворил весь мир, видимый и невидимый. Назвал Бог нас своим народом и дал нам 10 законов, которые мы должны со­блюдать: не лгать, не убивать, не обманывать, почитать родителей, каждую субботу не работать, не хлопотать, а отдавать ее Богу.

Князь. Что же? Это как будто веселее. А где же страна ваша?

Еврей (вздыхает). За грехи наши отнял у нас Бог нашу страну и рассеял нас по миру…

Князь. Как же быть-то? Ведь если мы такую веру примем, так ваш Бог и нашу страну отнимет? Нет, мы хотим на родной земле Богу служить… (Обращаясь к греку.) Что ты о своей вере скажешь? Знаю я, что любила ее бабушка моя, Ольга!

Грек. И мы, князь, верим в единого Бога, который все сотво­рил. Но мы знаем также, что Бог любит людей и что Он взял на Се­бя грехи наши, отдал жизнь свою за нас, умер, воскрес — победил смерть и дал этим вечную жизнь верующим в него. К этой вечной жизни мы и готовимся на земле…

Владимир сидит, задумавшись. Три посла стоят.

Рассказчик (читает). Долго длилась беседа с гостями. Но князь никак не мог решить, какая вера лучше. И пришла ему мысль послать верных людей в разные страны, посмотреть, как там Богу служат.

Сцена 3

Князь Владимир, Добрыня и дружинники стоят у окна.

Добрыня. Когда-то вернутся наши послы из Царьграда?

Князь. Извелся я, их дожидаючись! Ведь другие вернулись — и от кесаря римского, и от султана. Рассказывают, рассказывают, а не лежит у меня сердце к этим верам…

Добрыня. Может быть, лучше нам остаться со старыми богами?

Князь. Да уж раз веры в них у меня не стало — как с ними оста­ваться? (За сценой слышны крики: «Едут… едут…»)

Добрыня (у окна). И правда, наши ладьи — что лебеди плывут! Дружинники. Наши! Наши! (Занавес.)

Рассказчик. И явились к князю Владимиру царьградские по­слы.

Входят три посла. Кланяются князю.

Послы (вместе). Здравствуй, князь!

Князь. Здравствуйте, послы мои добрые! Хорошие ли вести привезли?

1-й посол. Радостью полны сердца наши, князь!

2-й посол. Радость привезли тебе! .

Князь. Говорите скорей!

3-й посол. Повели греки нас в храм самый большой.

2-й посол. Во время службы не знали, на небесах ли мы нахо­димся или на земле! Сам Бог пребывает в храме, когда они молятся…

1-й посол. Не можем забыть мы той радости, что пережили в храме Святой Софии.

3-й посол. Когда вкусит человек сладкого, уже не захочет есть горького. Как же нам теперь другой веры держаться?

Добрыня. Да и твоя бабушка, князь, была того же мнения.

Князь (торжественно выходит вперед). Чует, чует сердце мое, нашли, нашли мы сокровище бесценное, веру истинную… Решено, еду за верой православной для всей нашей Руси! (Занавес.)

Рассказчик. Так в 988 г. Русь приняла христианство.

Включается запись пасхальной службы. Дьякон читает: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, оно было в начале у Бога…» — это начало Евангелия от Иоанна. Оно читается на литургии в Пасху в каждом храме.

Ведущая. На Пасху христиане с радостью вспоминают и славят Воскресение Иисуса Христа. Мысленно они охватывают весь путь, пройденный им от рождения в семье плотника Иосифа до распятия на кресте. Казнь произошла за день до иудейской Пасхи, а Воскресение свершилось через день после нее. «Значит, Пасху праздновали еще до воскресения Христа? — спросите вы. — Но это, наверное, был какой-то другой праздник?» Совершенно верно! Название Пасха происходит от древнееврейского слова «пасах», «прохождение», также это слово обозначает «избавление». Как некоторые уже знают, чтобы рассказать о том, что это за избавление, надо вспомнить об исходе еврейского народа из Египта. Дело в том, что еще за несколько веков до нашей эры еврейский народ очень страдал, так как был в рабстве у египтян. Узы становились все теснее и теснее. И вот евреи, вспомнив о своем заступнике и покровителе — Боге, начали молиться, взывая о спасении. Услышал Бог вопли народа и послал всевозможные «казни» на египтян, чтобы они одумались и отпустили рабов-евреев. Помните: прошел ангел ночью по всем домам Египта и поразил всех первенцев (умертвил старших сыновей). А еврейские дома ангел обошел стороной. Ведь той ночью в каждой еврейской семье по приказу Моисея ели жертвенного агнца (однолетнего ягненка) с пресным хлебом и горькими травами… Итак, беда коснулась только египтян. На следующий день вся страна рыдала, хороня сыновей. На этот раз напуганный фараон сдержал свое слово и отпустил всех евреев к себе домой. Народ отправился через пустыню в Землю обетованную…

Ведущий. По установленным в IV веке правилам христианская церковь празднует Пасху в первое воскресение после весеннего полнолуния которое наступает после или в день весеннего равноденствия (с 4 апреля по 8 мая). Наша церковь до сих пор живет по древнему юлианскому календарю, или, как мы говорим, по старому стилю. Пасха у православных никогда не совпадает с Пасхой у иудеев. Христиане, кстати, седьмой день недели стали называть не субботой, а воскресеньем, в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес Христос.

Ведущий. К Пасхе относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались все рабо­ты, объявлялись каникулы… Люди всех сословий объединялись па­мятью о великом страдании и чудесном Воскресении Христа… На улицах устраивались иллюминации. Друзья и соседи собирались за общим столом, друг другу дарили подарки…

Ведущая. За века этот праздник глубоко вошел в жизнь и ро­дились присказки, поговорки, связанные с ним. «Дорого яичко к Христову дню» — так говорят, когда хотят подчеркнуть, что вся­кому делу есть свой срок. «И дурак знает, что в Пасху праз­дник!» — это прямой намек на что-то очевидное, что не хочет брать в расчет собеседник.

Сложились также поверья и приметы: воздержание от сна в ночь перед Пасхой предохраняет от болезней, обеспечивает счастливое замужество, богатый урожай. А вот приметы, связанные с погодой.

  1. На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету.
  2. На Пасху дождь — к урожаю.
  3. На Пасху гром — к урожаю.

И на второй день тоже наблюдали за природой. Если ясная погода — лето будет сухое.

Вот вопрос: иногда на Пасху старики расчесывают волосы с каким-то пожеланием… Что они просили у Бога? (Чтобы было столько внуков, сколько волос на голове.)

Ведущий. Старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

Молодые взбираются на крыши, чтобы встретить солнце.

На пасхальной службе девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулочонках да в портчонках!» (Да, всякие бывали времена. После татаро-монгольского нашествия, когда города и села лежали в пепле, наличие простой одежды говорило о силе, ловкости, удачливости жениха.) «Дай, Бог, жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» (Эта поговорка пришла из мирного времени.)

Ведущая. Или такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара. На Пасху люди обмениваются яичками, чтобы все худое, плохое, под стать скорлупе, отстало от нас, а наружу проклюнулось, вышло самое красивое. У пасхальных яиц символична даже раскраска: красный цвет символизирует радость о Воскресении Спасителя и напоминает о пролитой за нас крови.

Ведущий. Узоры писанок несли в себе глубокий смысл:

  • на зеленом фоне белые контурные линии, кружки — оранжевые; точки — красные, веточки — белые (прямые), желтые (дугообразные). Обычно дарили родителям. Этот узор обозначал пожелания здоровья;
  • на красном фоне — веточки, солнышко, ласточки, а вокруг небо — заклинание весны;
  • чередуются красные и черные треугольники; контурные линии, кружочки на черном — белые — богатство.

Да, пожалуй, и нет ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанки:

  • ласточки в полете — славят и зовут приход весны;
  • спираль — знак долголетия и жизни (дарили пожилым людям);
  • зеленые сердечки — жар любви (девушки дарили парням);
  • рушничок — чтобы дочь удачно вышла замуж;
  • крапинки — смена будущей жизни;
  • корзина с цветами — полнота жизни и т.п.
    Цвета тоже имели свою символику:
  • красный цвет — цвет радости, жизни, любви;
  • желтый — посвящается солнцу, луне, звездам;
  • зеленый — символизирует весну и природу;
  • сочетание красного и белого — благодарение Бога за защиту от зла;
  • коричневый — плодородие земли и т.д.

Ведущая. Кончался долгий пост — и начинались веселые развле­чения: качели, хороводы, песни-веснянки. (Исполняется хоровод.) Много разных игр и забав знал народ. В Пасхальную неделю можно было ходить по домам и петь песенки, в которых выражалось поже­лание хозяину. Песенки обычно заканчивались требованием подарка.

Хозяюшка, наш батюшка!

Одари гостей, не намни костей!

Не хочешь дарить — пойдем с нами

Грязь месить, собак дразнить,

Собак дразнить и людей смешить!

Ведущий. Первое воскресенье после Пасхи — последний день пасхальной недели — носит название Красная Горка. Вот когда устраивались свадьбы. Этот день считался счастливым для вступающих в брак и весьма вольготным для ребятишек. Последние мастерили соломенное чучело, укрепляли его на длинном шесте и ставили на горке.

Ведущая. Для празднования выбирали самое высокое место — красную горку. Заводили вокруг чучела хороводы, пели песни, угощались яйцами, куличами, пили квас. Вечером чучело сжигали под песни и пляски.

Ведущий. Иногда этот день называли «девичьим праздником». Девушки наряжались — женихи себе невест выбирают! Считалось дурной приметой, если парень и девушка просидят на Красную Горку дома: такой парень или совсем не найдет невесты, или возьмет рябую, а девушка или не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. (Исполняется веселый танец «Кадриль».)

Ночные пасхальные службы в православных церквях с крестным ходом, с чудесными песнопениями, колокольным звоном или, ска­жем, строгие предписания, которых придерживаются верующие, — все это не заслоняло, а усиливало радость прихода весны, обновления жизни, терпеливого, мудрого отношения ко всем тяготам бытия…

Пасхальный колобок

1-й ведущий. Жили-были дед и баба.

2-й ведущий. Очень бедные.

1-й ведущий. У них не было даже курочки-рябы…

2-й ведущий. Ох, не было!

1-й ведущий. Она не снесла им яичка.

Ведущие (вместе). И не могли они испечь на праздник пас­хального куличика!

2-й ведущий. Дед бабе говорит…

Дед. Чем же, милая, нам на Пасху разговеться?

Баба. Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже кон­чилась.

Дед. Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по ам­бару пометем, по сусекам поскребем; может, хоть на колобок на­берется…

1-й ведущий. Так они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей ее посолили…

2-й ведущий. Бога поблагодарили.

1-й ведущий. Испекли постный колобок и на окно положили.

Ведущие (вместе). До утра простынуть.

2-й ведущий. Наутро солнышко взошло, проснулся Колобок.

Колобок. Что-то дедушки и бабушки не слышно. Спят, поди… Намаялись со мной вчера, даже к обедне не встанут. Покачусь-ка я без них в церковь, пока они спят, окроплюсь святой водицей, ос-вящусь — хоть этим старичков утешу.

1-й ведущий. Соскочил Колобок с подоконничка, прыг на землю и айда скорехонько в церковь. Да не по дороге, а прямиком через лес. А навстречу ему волк…

Волк. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Что ты, Волк, ведь я еще не освященный. По амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь. Скоро вернусь.

2-й ведущий. Колобок покатился дальше, а навстречу ему медведь.

Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Что ты, Медведь, ведь я еще не освященный. По амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь.

1-й ведущий. Колобок покатился дальше, а навстречу ему лиса.

Лиса. С праздничком тебя, Колобок. Далеко ли ты, мой сладенький, направился?

Колобок. Я, Лиса, в церковь спешу.

Лиса. Куда, сладенький? Я что-то не расслышала. Колобок. В церковь Божию святой водой окропиться.

Лиса. Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький, поближе.

Колобок. Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у батюшки святой водой окропиться, а ты меня здесь подожди.

2-й ведущий. Прикатился Колобок в церковь и сразу к батюшке. Окропился святой водой, а батюшка его спрашивает…

Батюшка. Где же, Колобок, твое красное яичко, которое ты освятить принес?

Колобок. Нет у меня, батюшка, красного яичка. Мои дедушка и бабушка бедные…

Батюшка. На, возьми это яичко, Колобок, отнеси дедушке и бабушке.

1-й ведущий. А тут и прихожане надавали Колобку целую корзину яичек.

2-й ведущий. Катится Колобок обратно через лес прямиком, а навстречу ему волк, медведь и лисица.

Звери. С праздником тебя, Колобок, с наступающим Христо­вым Воскресением! Будет нам чем на Пасху разговеться!

Колобок. Экие вы, звери, неразумные! Ведь я же постный: по амбарам метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей осолен. Как же вы мною разговеетесь?

Звери. Что же нам тогда делать?

Колобок. Возьмите-ка скорее вот по красному яичку, а как ночью служба отойдет, разговеетесь.

Звери. Ну, спасибо тебе, Колобок! Передай поклон дедушке и бабушке!

1-й ведущий. Побежал-покатился Колобок домой.

Дед и Баба. Где ты был, Колобок? Мы о тебе беспокоились!

Колобок. Я, дедушка и бабушка, в церкви был, святой водой окропился и вам красных яичек принес. Берите, будет теперь чем на Пасху разговеться!

Добавить комментарий

Войти с помощью: