Prazdnikson
Сценарии

Сценарий представления подворья

Здравствуйте, люди добрые! А скажите мне, пожалуйста, почему нельзя здороваться за руку или передавать что-либо через порог? Дело в том, что порог — граница избы. У древнего человека это была нешуточная граница между мирами: «своим» и «чужим», «хорошо обжитым» и «менее обжитым». Гость является с «чужой» стороны, откуда знать хозяину, кто он такой?

Кто подтвердит ему, что этот человек доброжелателен? И что он вообще — человек? Есть такая легенда. Ненастной осенью просится в избу незнакомец, озябший и вымокший. Его впускают, дают обсушиться, радушно усаживают к столу. Утром оказывается, что это был… Леший. «Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, — прощаясь, говорит он человеку. — Ни один зверь не обидит!» А что было бы, не прояви люди гостеприимство?

Сегодня в нашем доме собрались только доброжелательные гости. Да собрались по великому поводу: чествуем сегодня победителей конкурса на лучшее подсобное хозяйство, в котором принимали участие 7 семей из семи районов области.

Представление семей.

Эти семьи сегодня будут хозяевами нашего большого дома. Это они будут принимать гостей.

Раньше в русском языке были хорошие слова — «домоустройство», «домохозяйство», т.е. забота о добром порядке всего домашнего обихода — построек, утвари, одежды, пищи. Наши хозяева знают, как вести домохозяйство. Это могут подтвердить почетные гости, которым отведено и место почетное — в красном углу.

Знаете ли вы, где располагается красный угол? (Ответы гостей.) Красный угол у древних располагался по диагонали от печи. А печь располагалась в разных районах Руси у северной, северо-западной или северо­восточной стены избы. Значит, красный угол был около южной стены. Юг для наших предков всегда символизировал лето, тепло, жизнь. Его святость не нуждается в доказательствах. Красный угол называли «большим» углом, «святым», «Божьим», недаром именно там находятся иконы. Теперь слово почетным гостям.

Выступление представителей администрации, старейших жителей, других почетных гостей.

В старой Руси очень любили песни. И сейчас мы не прочь попеть да и послушать.

Концертный номер.

Вы знаете, у славян в историческую эпоху главой семейной общины оказывался чаще всего мужчина. У русских славян он назывался «большак», «набольшой», «старшой». Непременной спутницей «большака» была «большуха». Распоряжаясь трудом домочадцев, глава семьи не лежал дома на лавке: он сам был первым работником и в любом деле показывал пример. Самые важные вопросы, касавшиеся хозяйственной деятельности и личной жизни членов рода, обсуждали и решали на семейном совете, где мужчины и женщины имели равное право голоса.

Ведущий задает вопрос одной из семей: «У вас бывает семейный совет?»

Все, как раньше: энергичный старейшина, мудрая большуха, работящие взрослые, ухоженные дети, окруженные почетом старики. Такие говорят: «Мой дом — моя крепость».

Семья, отвечавшая на вопрос, показывает свою «визитку». Объявляется номинация, в которой победила семья, например, «Самая трудолюбивая семья», происходит награждение.

Наверное, потому и прочна была семья раньше, что уважительными были отношения в ней и сохранялся веками выверенный образ жизни. И всем было отведено свое место и назначение. Самых младших членов рода во всех славянских языках называют «ребенок», «чадо», «дитя». «Дитя» в буквальном смысле означает «вскормленное». «Дитя» еще очень мало умеет и не проявило себя как разумная личность.

А вот «детиной» называли в старой России взрослого мужчину, который жил с родителями, по какой-то причине не обзавелся собственной семьей, то есть, по тогдашним понятиям, не реализовал себя в качестве полноценного члена общества. И до сих пор, давно забыв исконное значение, при слове «детина» мы  представляем себе нечто здоровенное, не наделенное, впрочем, великим умом.

Вопрос к следующей семье: «Ваши дети вряд ли вырастут «детинами». Осознанно они помогают по хозяйству?»

Вот видите, и в наше время владеют искусством воспитывать детей. «Визитка» семьи. Награждение в номинации «Самая дружная семья».

Об истории рода можно узнать не только по преданиям или обычаям, но и по предметам творчества.

Вопрос к следующей семье: «Что в привезенной вами выставке семейного творчества для вас самое ценное?» После ответа семья представляет свою визитку и получает награду в номинации «Самая активная семья».

Существовала такая пословица, ныне совсем позабытая: «Женятся ради щей, замуж идут ради мяса». Мужчине требовалась домовитая хозяйка, женщине — добытчик. И уж если создавали семью, то стремились к тому, чтобы жить душа в душу.

Вопрос к следующей семье: «Не так давно ваши судьбы слились в одну, как вы поддерживаете лад в семье?»

Древние верили: обида и гнев создают вокруг человека нечто вроде сильного и очень вредного энергетическою заряда. Куда, в кого «выстрелит» этот заряд, предугадать невозможно. Отсюда у древних мягкость, обходительность, мудрое стремление уходить от конфликтов.

Визитка четвертой семьи. Награждение в номинации «Самая молодая семья».

Мудрости стоит поучиться и у наших мужчин, когда на капризы и раздраженность жен они говорят: «Лада, не надо хмуриться».

Концертный номер-песня «Лада», после которого Ведущий задает вопрос трем оставшимся семьям: «Когда собираются хорошие знакомые, о чем они разговаривают?»

Они стараются рассказать все свои новости и услышать новости других. Люди, которые живут хозяйством, землей и хлопотами об урожае, собираясь вместе, наверняка поведут беседу о том, какой уродился год. Так каков урожай в этом году? (Ответы.)

Если родится плохой урожай, часто пеняют на природу и погоду, что, мол, природные условия помешали. У наших дорогих хозяев все в порядке с погодой, уважением к земле и трудолюбием!

Объявляются и награждаются победители конкурса на лучшее подсобное хозяйство, занявшие 3, 2 и 1 места. Визитки семей.

Домовитый человек, т.е. хороший, зажиточный хозяин, на Руси всегда пользовался уважением. Он отлично знал, как вести хозяйство так, чтобы оно было крепким. В настоящее время также хороши хозяева, раз заслужили такие награды!

Концертный номер.

А сегодня мы у них в гостях, но так и не угостились! Но прежде опять же скажу: пища раньше была не просто физическим насыщением. Это было причастие. Причастившиеся одного хлеба, каши, темных плодов или дичи в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не смел причинять ему зла.

Таким образом, хлеб-соль, которым сегодня «по русскому обычаю» встречают приехавшую делегацию, не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями. Давайте по старому обычаю отведаем кушанья, ведь «своим», в полном смысле слова, становится лишь тот, кто делит между собой трапезу, В конце концов, мы все родные на этой земле и мы помним свое родство!

Можно сказать, что мы сегодня стали как одна семья в большом общем доме. А вы знаете, что для древних славян все в жизни было исполнено глубочайшего смысла? Тем более строительство дома. Человек при строительстве своего дома уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Он тоже строил свой мир, создавал из разных частей и на пустом месте что-то новое, чего не было в природе.

В начале строительства совершались жертвоприношения. Так вот, по некоторым представлениям, из души жертвенного животного возникал Домовой. По другим легендам, Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. Согласно другим народным верованиям, у Домовых были и жены, и ребятишки, стало быть, Домовой мог появиться и «естественным путем».

Входит Домовой.

Домовой. Ишь, рассуждают! Пришли, натоптали тут, насорили, шум устроили! Того и гляди — урон хозяйству нанесут!

Ведущая. Не ругайся, Дедушка-соседушка! Хорошие люди у тебя в доме, а среди них — победители конкурса на лучшее домашнее подворье. Они, как и ты, толк в хозяйстве знают.

Домовой. Знают! Все ли знают? И про меня знают?

Ведущая. Знают!

Домовой. А знают ли про то, что я самый добрый из моих собратьев?

Вы знаете, кто такой Дворовый? (Хозяин двора.)

А как зовут хозяина овина? (Овинник.)

А как зовут хозяина бани? (Банник.)

Как Банник может потешаться над людьми в бане? (Любимое завлечение Банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи-каменке и «стрелять» ими в людей.)

Впрочем, с ним можно и легко поладить. А что нужно сделать?

(Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда не подгоняют друг друга — этого Банник не выносит, сердится.)

Так-то вот! Знайте теперь да правильно ведите себя в бане!

Домовой проводит народные игры и организует пение народных песен.

Ведущая. Существует незримая связь времен -далекой древней Руси и сегодняшней России. Она — в обычаях, традициях, преданиях и просто в обычной жизни.

Поздравляем еще раз наших добрых хозяев с их заслуженными наградами за труд!

Пока жива любовь к земле и людям, живущим на ней, своему дому и обычаям Руси-матушки, будут процветать и большие села, и маленькие деревеньки!

Звучит песня «Деревенька моя».

Добавить комментарий

Войти с помощью: