Prazdnikson
Сценарии

Сценарий урок победы «Нам этот мир завещано беречь!»

Зарисовка «Выпускной»: на сцену поднимаются выпускники, радостные окончанию школы. Учительница вручает награды лучшим выпускникам.

Голос за кадром

Такою все дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось!

(C. Щипачев)

Звучит запись Ю. Б. Левитана «Важное правительственное сообщение о нападении Германии на Советский Союз и начале Великой Отечественной войны». Все участники на сцене замирают. Юноши-выпускники убегают со сцены, девушки-выпускники встают со своих мест и начинают переворачивать парты и стулья, превращая их в окопы по центру сцены. Девушки встают по центру и под композицию «Нам нужна одна Победа» (автор Булат Окуджава) показывают театрализованную постановку.

Голос за кадром. Советская Армия в первые годы терпела сокрушительные поражения на всех фронтах войны. Нанесённый врагами неожиданный удар на некоторое время ошеломил неподготовленные к этому войска. 14 августа 1941 года немцы захватили Смоленск, город, который находился в менее 400 км от Москвы. 30 сентября 1941 года началась легендарная Битва за Москву!

На сцене театрализованная постановка «Моряки в Битве за Москву»: на сцене моряки обороняют город под звучание голоса за кадром. На сцене нет света.

Только прожектор следящего света выделяет героев.

Голос за кадром. Вся страна помогала побеждать врага. В первый год войны героически проявили себя моряки-добровольцы Тихоокеанского флота.

…Зима… Мороз… Без оружия… С камнями в руках… Отбросили врага по ширине фронта армии на 500 километров. Освободили около 80 населённых пунктов.

Верховный Главнокомандующий высоко оценил подвиг и вклад моряков бригады в общий боевой успех, наградив 64-ю морскую стрелковую бригаду орденом Красного Знамени. Награждения в тот ещё крайне тяжелый период войны были чрезвычайно редкими!

Завершается постановка тем, что моряки лежат на сцене.

Их накрывают чёрной тканью.

Голос за кадром

От реки до села вмёрзли в землю тела.

Скрытых мин тишина.

Тишина, как струна: шевелись, поползи –

и ударит вблизи, и раздастся земля,

и разрыв полыхнёт, всё вокруг опаля.

Тишина, тишина, содрогнётся она:

Сто огней, сто стволов, сто горячих голов,

Сто бушлатов в снегу, сто смертей на лугу.

(А. Одуорб)

Гаснет свет. Со сцены все уходят.

Голос за кадром. Красная Армия научилась обороняться! Наступать! Красная Армия научилась побеждать! В годы войны героизм стал массовым явлением, стал нормой поведения советских людей. 12 миллионов солдат и офицеров, оставив свои дома, ушли на войну, где обессмертили свои имена.

На сцене театрализованная постановка «Письма». Изображается привал: кто-то едва слышно играет на гитаре, кто-то разговаривает.

Девушка-почтальон поочередно подходит к каждому юноше на привале: как только подошла, звучит голос за кадром, демонстрируется видеофрагмент письма.

Письма с фронта

1-е письмо. Здравствуй, моя дорогая мама. На сего- дняшней день сообщаю, что я жив и здоров. Нахожусь на фронте, уничтожаю немецкую сволочь и гоню их на запад.

2-е письмо. Мама, пиши мне почаще, пиши мне обо всём и про всё.

3- е письмо. 22 июня исполняется ровно год, как я не видел тебя. Тебе уже пять лет, вот какой ты большой.

4-е письмо. Моя черноглазая Лида, посылаю тебе василёк. Представь себе, идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, здесь же растёт цветок.

5-е письмо. Мама, обо мне не тревожьтесь, все хорошо. Очень жаль, что нашим садом некому заниматься, у нас ведь чудесные яблони.

6-е письмо. Спасибо большое тебе за письмо. Мне очень приятно, что дорогая сестричка меня не забыла.

7-е письмо. Мы освобождаем родные города и сёла. Освобождаем отцов, матерей, сестёр и братьев из-под немецкого кошмара.

8-е письмо. Приближается чёрная, страшная минута, всё тело изувечено, не чувствую ни рук ни ног, но я уже сейчас вижу будущее, мирное небо.

9-е письмо. А теперь я взрослый человек.

Бойцы выходят на край сцены. У них в руках бумажные самолёты.

Бойцы (вместе ). Будь прекрасной родимая (пауза) и прощай.

Пускают самолёты в зал.

Голос за кадром. Германия и её союзники не имели подавляющего преимущества в живой силе и тех- нике и основную ставку делали на фактор внезапного нападения. Советская Армия в первые годы терпела сокрушительные поражения на всех фронтах войны. Нанесённый врагами неожиданный удар на некоторое время ошеломил неподготовленные к этому войска. Разгромить СССР предполагалось в течение двух-трёх месяцев…

На сцене театрализованная постановка «Полевой госпиталь». Выходят медсёстры: застилают кровати, делают перевязки и т. п.

Голос за кадром. Широкие улыбки, из-под пилоток косы, кудри, пушистые чёлки. Санитарки. Пер- вые, кто оказывался с раненым лицом к лицу. Перевязывали на месте. Прикрывали своим телом от пуль. Потом тащили на себе. Ползком. Или под руки. Или тянули на плащ-палатке. Снимков таких безымянных героинь в военной хронике – сотни. Бойцы часто гораздо крупнее спасительниц. Но это их не останавливает. В письмах солдаты называли санитарок «ангелами в окровавленных шинелях»

Про каждую медсестру звучит информация о её вкладе в годы Великой Отечественной войны. Когда звучит информация про медсестёр, каждую в отдельности выделяет прожектор следящего света.

Информация про медсестёр

К началу войны Валентине Чибор было 26. Она добровольно пришла в ополчение. За всю войну перевязала 850 раненых. Вытащила с поля 123 человека. Сама была ранена 5 раз. Из них дважды – тяжело.

Надежда Петрова вспоминала, что первую помощь оказывали во «временных пунктах» – так их называли. На самом деле это были просто глубокие воронки от снарядов. Нужна была кровь для переливания раненым – сама ложилась под иглу. И снова шла спасать.

Анна Жукова с детства боялась крови. А пришлось привыкнуть и к ранам, и к пулям. Ради других приходилось быть сильнее.

Валерию Грановскую солдаты звали Ласточкой – за отзывчивость и теплоту. Даже будучи тяжелораненой, не покидала поля боя. Переболела тифом, была контужена, но из госпиталей всегда быстрее стремилась на фронт – помогать своим. За время войны спасла жизни трём сотням бойцов.

Ангелы в окровавленных шинелях: истории санитарок Великой

Медсестра

Как тяжело, как страшно и как горько – Забыть про сон, про радость, про любовь, Сдирать бинты с кровавой жёсткой коркой И видеть на своём халате кровь…

Вчера под вечер привезли сапёра. Он все просил: «Сестрёнка, помоги,

Дай руку мне – мне нужно снова в горы!» А я молчала: он был без ноги…

В седьмой палате – Алексей с Урала Спросил меня: «Я буду жить, сестра?» А я – кивала, плакала и знала,

Что он не доживёт и до утра. Он улыбался тихо и счастливо,

Рассказывал мне про сестру, про мать… Прости мне эту ложь, Алёша, милый: Я правды не смогла тебе сказать.

О господи, откуда ж столько боли? Нет силы, чтобы справиться с собой. Откуда взять мне столько силы воли, Чтоб победить, забыть про эту боль? Об этом не узнают, не напишут,

Всё это я всегда ношу в себе, Но вновь – везут, везут, везут мальчишек

С раненьями на теле и в судьбе. И всюду – боль.

И болью полон воздух.

И чей-то крик, сорвавшийся звеня… Не верится, что рано или поздно,

Закончится война и для меня.

(Л. Молчанов)

Звук сирены, бомбёжки, крики. Окопы на сцене, сделанные из глубоких ящиков, переворачивают. Раненые прячутся в них.

Голос за кадром.   Ленинград. Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству Вторая мировая война. И всё же никакие муки, и лишения, никакие испытания не могли сломить мужество и стойкость героических защитников и жителей Ленинграда, не могли поколебать их дух и веру в окончательную победу.

Сцена «Савичевы». На сцену выходит девочка – она играет Таню Савичеву. Когда проходит вокруг ящиков, раненые выходят из них и двигают ящики на край сцены. Остаётся одна Таня. Звучит история Тани. История взята из произведения Миксон Ильи Львовича «Жила, была!».

Голос за кадром. Я жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино.

На 2-й линии, в доме 13/6 жили Савичевы.

Внизу – я с мамой, братьями, сестрами и бабушкой, на втором этаже, прямо над нашей квартирой, – два одиноких брата, мои дяди. Так что в одном подъезде жили сразу девять Савичевых.

Мы жили дружно, одной большой семьей, но в один прекрасный момент все изменилось, началась война.

8 сентября 1941 года наш город окружили фашисты и для меня начались самые страшные дни в моей жизни.

Уже через три месяца после начала блокады умерла сестра Женя, а ещё через месяц ушла Бабушка.

Лёка – так Лёня называл себя в детстве, умер в марте

42-го года, через полтора месяца после бабушки.

В последующие два месяца умерли мои дяди Вася, Лёша и моя Мама.

И в дневнике, который я вела с самого начала, появились последние три страницы, в которых я написала:

«Савичивы умерли».

«Умерли все».

«Осталась только Таня».

Таня

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью чёрная земля…

Была семья, был дом…

Теперь остались Совсем одни на свете – ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слёзы прячу,

За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

…Молчание. Ни голоса не слышно. Победу нынче празднует страна…

А сколько их, девчонок и мальчишек, Осиротила подлая война?!..

(Отрывок из стихотворения Л. Тасси «Дети войны»)

Сцена «Дети войны». Под песню Тамары Гвердцители «Дети войны» (муз. О. Юдахиной, сл. И. Резника) исполняется танец с табуретами. Танцоры одеты в чёрное. По окончании композиции танцоры остаются на сцене, садятся на пол в разных позах возле табуретов. Поочерёдно на сцену выходят дети, останавливаются в разных местах сцены возле табуретов и рассказывают свои истории.3

Валя Таран. Меня зовут Валя Таран. Я мед- сестра. В 45-м, почти перед Берлином и Победой, я спасла госпиталь от немецкого диверсанта, который хотел всех нас – раненых, врачей, сестру, маму – взорвать Через неделю после этого случая объявили о победе над фашиста- ми, а ещё через неделю мы вернулись домой и я пошла в третий класс.

Сергей Алешков. Защищать Родину можно разными способами. Можно идти с пулемётом в бой, можно стоять у станка. Главное, тратить на это все имеющиеся силы. Я приносил пищу, подносил снаряды и патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи и разносил почту. Меня зовут Сергей Алешков. Меня считают самым юным кавалером медали «За боевые заслуги». В 42-м, когда мне вручи- ли медаль, мне было 6 лет.

Валентина Понаморева. Меня зовут Валентина Понаморева. В 1943 году мне вручили мою первую боевую награду – орден Красного Знамени. Не понимая значимости награды, я заплакала, т. к. хотела получить медаль. Это все были детские мечты вне фронта. А на фронте о наградах думать времени нет. На фронте я думала о людях. Вот три раненых – Димка, Алёшка, Васька – вытащила с поля боя Вот ещё три, уже шесть, десять, тридцать, сто… сбилась… Ранили саму. Выжила. Мне было всего 15 лет.

Стас Меркулов. Меня зовут Станислав Меркулов. Я научился читать ещё в дошкольном возрасте. Ходил на все детские кружки во Дворце пионеров. Очень любил своих двух сестёр и братика. Любил… 2 ноября 1941-го года, когда стало очевидно, что Курск удержать не удастся, был отдан приказ об оставлении города. Мой отец Филипп Григорьевич остался на позициях. Он прикрывал отход отступающим, выпуская одну пулемётную очередь за другой. Когда пулемёт замолк, я всё понял сразу и ринулся на место отца… Мне было тогда 11 лет.

Маша Щербак. Меня зовут рядовой Володь- ко, я пулеметчик. В феврале 43-го года в одиночку пулемётным огнём сдерживал атаку немцев, которые брали в окружение полковой штаб. Выдержал. Говорят, война – неженское дело. Моё настоящее имя – Маша Щербак. В 43-м я коротко подстриглась, взяла имя брата и прибавила себе 2 года, чтобы меня отправили на фронт. Мне было 16.

Свет гаснет. Все уходят.

Звучит запись Ю. Б. Левитана «О подписании акта безоговорочной капитуляции Германии». Постановка «Встреча». Бойцы возвращаются с фронта домой, их встречают жены, дети, родители. Все радуются. Кто-то долго глядит вдаль, не может найти близкого человека. Те, кто нашли друг друга, уходят счастливые со сцены. В разных углах сцены остаётся несколько человек, которые так и не встретили с фронта родных. Начинает звучать песня «От героев былых времён» (сл. Е. Аграновича, муз. Р. Хозака). Дети в зале встают с фотографиями своих родных, с которыми участвуют в акции «Бессмертный полк». После песни минута молчания. Затем на сцену вновь выходит учительница, которая в начале мероприятия поздравляла выпускников, обходит пустой класс, вспоминает своих учеников, которые не вернулись с войны, выходит в центр.

Учительница. Главное, чтоб это было всё не зря….

Голос за кадром. В сентябре 1945-го года окончилась Вторая мировая война, продлившаяся шесть лет, затронувшая множество стран, унёсшая миллионы жизней и навсегда изменившая ход истории.

Мы родились в мирное время. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам и рассказам фронтовиков. Благодаря нашим дедам и прадедам, мы не знаем ужасов, бедствия, лихолетья военного времени. Нам передан наказ тех, кто пережил войну и дошёл до Победы – беречь мир, помнить, какой ценой досталась Великая Победа!

Детский  хор  исполняет композицию «Мир без войны» (сл. и муз. Екатерина Комар).

Автор: Г. Зубарева, А. Чигрина

Добавить комментарий

Войти с помощью: