Prazdnikson
Сценарии

Сценарий вечера юных мастериц вышивки

Мастерицы вышивки

Праздник мастериц

Оформление:

На сцене в одном углу стоит ширма, рядом стол с принадлежностями для вышивки. В другом углу — импровизированное окно, стоит лавка, на которой будут сидеть девушки в русских сарафанах. Рядом стоит раскрытый сундук, на нем вышитые изделия; маленький столик, на котором также разложены вышитые изделия. Представлена книжная выставка по теме вечера. По стенам развешены плакаты с русскими пословицами и поговорками:

«Работа да руки — надежные в людях поруки»,

«Работа мастера хвалит»,

«Ремесло пить- есть не просит, а само кормит»,

«Иглой да бороной деревня стоит»,

«Иголка-мастерица вышивать не ленится»,

«Иголка мала, а нужду поборола».

Музыкальное оформление — по выбору организаторов.

Действующие лица:

Ведущие 1 и 2 Чтец
Девочки в современной одежде:
Наташа
1 Подруга
2 Подруга
3 Подруга
Предметы для вышивки:
Шёлковые нитки Шерстяные нитки Мулине Игла
Напёрсток
Бисер
Стеклярус
Ткань
Пяльцы
Ножницы
Девушки и парни в русских народных костюмах:
Маша
Катя
Настя
Ерёма
Матвей

ВЕДУЩИЙ (1): Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим об одном из самых древнейших видов декоративно-прикладного искусства — вышивке.

Искусство вышивки с древнейших времен известно всем народам. Значение этого искусства велико, оно помогает украсить людям свое жилище уникальными вещами. Каждая вещь, созданная мастерами, служит прекрасным подарком или сувениром, знаком памяти. Корни орнамента народной вышивки уходят в глубокую древность. В нем сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли природу, помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, дерева жизни, птиц. В течение веков узоры усложнялись, у каждого народа складывался определенный характер орнамента и его колорит.

ВЕДУЩИЙ (2): Острое желание вышивать возникает внезапно: при взгляде на красивую вышивку, при виде уникального художественного произведения с вышивкой или наблюдая за работой мастерицы. В каждом человеке заложено чувство самовыражения, где душа, вдохновившись, получит удовлетворение в делах, мечтах и мыслях. Поэтому еще в древности появилось множество художественных промыслов, и вышивка является самым доступным и любимым ремеслом для вдохновения творческой души…

ВЕДУЩИЙ (1): В одном городе жила-была обычно-необычная девочка Наташа. Она училась, как все, в обычной школе, а необычность ее заключалась в том, что она очень любила и умела красиво вышивать. В старину всех девочек с детства учили вышивать, а в наше время вышивкой занимаются любители.

(Выходит Наташа, садится за стол, берет пяльцы, вышивает)

НАТАША: Я держу в руках пяльцы — маленький кружок, в котором натянута ткань с нарисованным цветком. Я втыкаю иголку и протягиваю нитку. Один стежок, другой стежок… Хорошо ли у меня получается? Не знаю. Но мне нравится делать то, что я делаю, и очень хочется, чтобы вышло красиво, как в музее, как в книге. Все эти драгоценные вышивки, которые я видела в музее, тоже когда- то были просто тканью с нарисованным узором. Давным-давно чьи-то руки продевали сквозь ткань иголку с ниткой: один стежок, другой стежок… Безвестная мастерица час за часом терпеливо склонялась над работой. Под тонкими перстами в маленькой плоской вселенной медленно раскрывались цветы, и тихо-тихо, незаметно расцветали в сердце рукодельницы доброта и покой.

ВЕДУЩИЙ (2): Наташа любила дарить свои работы друзьям просто так, чтобы порадовать их. Как-то раз в один из обычных дней, когда Наташа вышивала очередной подарок, произошла необычная история. К ней пришли подруги поболтать за чашкой чая, но, увидев вышивку на столе, стали восхищаться.

(Выходят Подруги Наташи)

ПОДРУГА (1): Ах, Наташа! Такого красивого эльфа я еще не видела. Его золотые крылышки просто великолепны, они переливаются всеми цветами радуги.

ПОДРУГА (2): А гномик-то! Гномик! Какой он смешной!

ПОДРУГА (3): А цветы! А бабочки! Ну, просто как живые! Какая же ты, Наташа, чудесница! Это просто волшебство какое-то!
ПОДРУГА (1): Не удивлюсь, если твои работы по ночам оживают и живут своей жизнью.

НАТАША: Ой, девочки, мне и самой иногда кажется, что такое возможно.

ПОДРУГА (1): Да, у Наташи просто талант. Не всем это дано. Я бы так ни за что не смогла.

НАТАША (выходит из-за стола): Ну, что вы, это же просто шелковые нитки. Если хотите, я вас научу, как меня бабушка учила. У меня ведь тоже сразу не получалось. Пойдемте пить чай, и я вам расскажу о секретах моей бабушки.

(Наташа с подругами уходят за ширму. Звучит музыка. Из-под стола, позевывая, появляются Шёлковые Нитки, Шерстяные Нитки,Мулине, Игла, Напёрсток, Бисер, Стеклярус,Ткань, Пяльцы и Ножницы)

ШЁЛКОВЫЕ НИТКИ: Слышали, что про нас сказали? Мы — самые лучшие, мы — самые красивые, мы — самые главные!

ИГЛА и НАПЁРСТОК (хором; обиженно): Почему это вы самые главные?

ИГЛА: Без меня вообще ничего не было бы.

НАПЁРСТОК: А я Иголочке помогаю, нитку через ткань проталкиваю.

ШЕРСТЯНЫЕ НИТКИ: А чем мы хуже? (Воз-мущенно). Почему это только Шелковые Нитки главные? Мы пушистые, мягкие. Мы объемную вышивку создаем. Значит, мы главные.

МУЛИНЕ: И мы, и мы, Мулине, не хуже! Нами гладью вышивают, мы нигде не застреваем, мы ничем не хуже Шелковых. Мы — главнее!

БИСЕР и СТЕКЛЯРУС (вместе): А без нас не было бы ни глаз у птиц, ни капель росы на листочках. Так что мы самые главные!

ТКАНЬ: Ха-ха-ха!!! Да если бы не я, кусок Ткани, да не Пяльцы, где бы вы все, интересно знать, были бы!

ПЯЛЬЦЫ: Вот именно!

НОЖНИЦЫ: Возмутительно! Да это мы самые главные из главных!

(Все Предметы для вышивки кричат наперебой, что они самые главные)

БИСЕР и СТЕКЛЯРУС (вместе): Без нас не было бы красоты!

МУЛИНЕ: А мы помогаем Наташе создавать картины!

ШЁЛКОВЫЕ и ШЕРСТЯНЫЕ НИТКИ (вместе): Нет, это мы создаем картины, а вы ничего не значите!

(Выходят Наташа и ее Подруги)

ВЕДУЩИЙ (2): Они так расшумелись, что не заметили, как в комнате появились привлеченные шумом Наташа и ее Подруги.
ПОДРУГА: Вот это да!!! Они живые, они разговаривают!!!

ШЁЛКОВЫЕ НИТКИ: Ну, конечно же, мы живые. (Обращаясь к остальным Предметам, гордо). И мы — самые главные.
(В ответ все Предметы для вышивки снова начинают шуметь, спорить)

НАТАША: Тише, тише! Это удивительно, невероятно. Чудеса, да и только. Успокойтесь и не ссорьтесь. Вы все главные, и вы все помогаете мне вышивать живые и красивые картины. Вы все мне очень нужны.

ПОДРУГА (2): Уж не сон ли это, Наташа?

ПОДРУГА (3): Всем сразу один сон не может сниться. (Обращаясь к Предметам для вышивки). А спорите вы зря. Без умелых рук Наташи ни Иголочка, ни Ниточка сами вышивать не могут, да и остальные будут лежать без дела.

НОЖНИЦЫ: А ведь правда, чего это мы раскричались — кто главнее да лучше?

ИГЛА: Без умелых рук моей хозяюшки (вздыхает) я просто обычная игла.

ТКАНЬ: И я просто лоскут ткани.

ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ВЫШИВКИ (хором): Мы больше не будем ссориться. Мы будем и дальше помогать тебе,

Наташа, вышивать красивые вещи.

НАТАША: Спасибо вам, мои друзья, нам ссориться никак нельзя.

(Под музыку все Предметы для вышивки расходятся в разные части сцены, затем уходят)

ПОДРУГА (1): Чудеса, Наташа, творятся в твоем доме, сказать кому, не поверят.

ПОДРУГА (2): Действительно, чудеса. Может быть, мы ненадолго оказались все в сказке?

ПОДРУГА (3): Сказка — это вышивка Наташи. То, что ты, Наташа, создаешь своими руками, действительно похоже на волшебство.

ПОДРУГА (1): Все, что здесь произошло, просто удивительно! И, честное слово, я тоже буду учиться вышивать, чтобы дарить людям красоту.

ПОДРУГИ 2 и 3 (вместе): И мы тоже будем учиться.

(Наташа и ее Подруги уходят)

ВЕДУЩИЙ (1): Народная вышивка — старинное изобразительное искусство, это рисунок ниткой по ткани. Она не требует сложного оборудования: игла, нитки, холст — вот и все, что нужно, чтобы вышить изделие. Все это всегда было и всегда есть в каждом доме, всегда под рукой у каждой женщины. Вышивка по своей природе-домашнее занятие или, иначе, — занятие для дома, именно поэтому вышивка всегда была занятием по душе и для души, а в технические и художественные ее аспекты издревле вложены давние традиции, которые не только передаются из рода в род, но и сохранились до нашего времени.

В глубину веков уходит искусство украшать одежду, предметы быта однотонными или цветными нитками, золотом или серебром, драгоценны¬ми камнями, бисером, стеклярусом, блестками, накладным шитьем.
Материалом для шитья и вышивки в разное время служили жилы животных, нитки конопли, льна, крапивы, хлопка, шерсти, волос, серебра, золота, жемчуга, драгоценных камней, бусы, бисер, ракушки разных размеров и блестки. Для накладного шитья применяли мех, кожу, войлок, сукно, шкуры, ткани разных сортов.

ВЕДУЩИЙ (2): Наиболее древние вышитые изделия, дошедшие до наших дней, относятся к VI — V векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Ките шелком-сырцом на шелковых тка-нях волосом, золотыми и серебряными нитками. Вышивка — одно из древнейших ремесел Китая. Искусство вышивки было знакомо в этой стране уже в 255 году новой эры. Поначалу вышивание некоторых животных и птиц (журавль или павлин) использовалось для указания принадлежности людей к тому или иному социальному рангу. В дальнейшем вышивка превратилась в сугубо декоративную, а потом в художественную. Вершины развития вышивка достигла в эпоху Хань (206 — 211 гг. до новой эры), когда в Китае начало развиваться шелкопрядильное производство. Вышитая картина — особый вид художественного творчества. Мастера вышивания иглами воспро-изводили картины, которые впоследствии стали называться «картинами иглой» и «превосходящи¬ми саму природу». Такая вышивка выработала свой стиль в работе иглой, комбинации цвета и изображения. «Вышивка-рисунок» рассматрива¬ется как изысканный предмет. Шелковая нить не выцветает и сохраняет свой первоначальный вид десятилетиями. Лучшие вышивки превосходят рисованые картины.
Китайское искусство вышивки оказало большое влияние на развитие вышивки в других странах. С караванами, идущими по Великому шелковому пути, изделия китайских мастеров попали в Европу.

ВЕДУЩИЙ (1): О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX — XII векам. Это фрагменты одежды с узорами, выполненными золотыми нитками. Золотым шитьем в далекие времена украшали одежду знатных людей. Традиция вышивального искусства постоянно развивались, в XIV — XVII веках вышивка приобретает широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами выши¬вали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком украшали свадебные полотенца, праздничные рубахи, платки.

ВЕДУЩИЙ (2): Вышивание было распространено в основном среди знатных женщин и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно, с XVIII века оно входит в жизнь всех слоев населения и становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. Вышив¬кой украшали полотенца, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники и головные уборы. Приемы вышивания, узоры и их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.

ВЕДУЩИЙ (1): Многие вышивки поражают совершенством исполнения, богатством и разнообразием узоров.

Здесь можно встретить и древо жизни, и птиц, и солярные знаки. Сегодня в полной мере трудно себе представить значе-ние вышивки в старой русской деревни. Все, что окружало человека в быту, было заботливо украшено крестьянскими руками. На стол сте-лили скатерть, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор (кружевная, вышитая кайма, оборка, об-рамляющая нижний край чего-либо (покрывала, юбки и т.п.)). В праздничные дни самые красивые полотенца-платы развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу (полка или киот с иконами).

ВЕДУЩИЙ (2): В русской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье.

(Выходят девушки в русских народных.костюмах, в руках у них работы с вышивкой. Катя и Настя садятся на скамью. Маша садится у окна)

МАША (напевает):
Ты пройди, пройди, мой милый,
По моей по улушке!
Посмотри, летит вон сокол Ко своей голубушке!

НАСТЯ: Ой, Маша, хватит печалиться. Лучше за работу принимайся.

КАТЯ (встает славки, потягивается): Ох, спина устала, подруженьки.
(Притоптывая и приплясывая, поет частушку):
Полотенце вышивала Петухами, утками.
Я милёнка поджидала Часами, минутками.
По деревне я хожу,
Полотенца стелю,
А ещё похожу И ещё постелю.
У-у-ух!

НАСТЯ: Постелишь, постелишь. Как приданое нашьешь, да ткани наткешь, да выбелишь, да вышьешь, так и выстелешь до суженого.
КАТЯ: Ох, устала я, мочи нет. (Садится на скамью).

МАША: Ничего, Катенька, все вместе справимся. Успеем и тебе, и себе приданого нашить и вышить.

(Девушки продолжают вышивать и поют частушки)

МАША: У меня на сарафане Косолапы петухи:
Я сама не косолапа — Косолапы женихи.

НАСТЯ: Мы с милёночком гуляли Возле нашего пруда.
Нас лягушки испугали — Не пойдем больше туда.

КАТЯ: Ой, кошка, брысь,
На порог не садись:
А то миленький пойдет,
Спотыкнётся, упадёт.

МАША, КАТЯ и НАСТЯ (вместе): Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку!
Не стесняйся, отодвинь Мою точёну прялочку.
(Раздаётся свист, появляются Ерёма и Матвей. Они приплясывают и поют частушки.)

ЕРЁМА: Шел деревней — девки спали,
Заиграл в гармошку — встали,
Встали, пробудилися,
Окна растворилися.

МАТВЕЙ: Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей,
Батька лыка надерёт,
Лапти новые сплетёт.

(Ерёма и Матвей подходят к окошку)

ЕРЁМА: Эй, Машка, айда со мной на игрища. Хватит спину гнуть,
Пойдём со мной на луг.

НАСТЯ и КАТЯ (вместе, возмущённо): Какая она тебе Машка?!

ЕРЁМА: Миль пардон, Марья Тимофеевна. Хватит уже вышивать,
Пошли со мной гулять.

МАША: Друг сердечный, Ерёма, я не могу. Сначала надо кудельки напрясть, да полотна наткать, да рушник вышить. А потом я пойду с тобой и подругами гулять.

ЕРЁМА (машет рукой): Пока тебя дождёшься — поседеешь.
А я парень молодой И пока холостой.
Сам с усам и глаз лихой,
Я себе другую найду,
С ней по улице пойду.
(В зал). Эй, девчата! Айда со мной гулять да семечки лузгать. Пошли, Матвей, нечего нам тут делать.

МАТВЕЙ: Подожди, Ерема, ты неправ. Придет пора, и девчата пойдут с нами гулять, а пока им надо работу делать, а то их маманя заругает.

ЕРЁМА (машет рукой): А ну вас!
Я парень молодой,
Не косой и не кривой,
Мне гулять охота.

НАСТЯ: Уходил бы ты отсель, паренёк.
КАТЯ: Не мешай нам вышивать.
НАСТЯ: Да приданое в сундук набирать.
НАСТЯ и КАТЯ (вместе): Шёл бы та подобру- поздорову.
МАТВЕЙ: Пойдем, Ерёма, пусть девчата работают.
(Матвей и Ерёма уходят. Маша плачет)

КАТЯ: А ты, Маша, не плачь,
Не по тебе этот циркач.

НАСТЯ: Ты себе другого присмотри. Чтоб ра-ботящий был, да у сохи перед конём не польку танцевал, а в поле чтобы правильно пахал.

КАТЯ: Да землю-матушку любил,
Да чтоб тобой дорожил.
МАША: Ох, подруженьки…
Друга милого ждала,
Шёлком вышивала.
(Поёт):
Ой, то не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.

КАТЯ, НАСТЯ и МАША (вместе): То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…

(Катя, Настя и Маша продолжают вышивать)

ВЕДУЩИЙ (1): Крестьянские девушки к пятнадцати годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, головные уборы и подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха из¬делиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к свадьбе, и каждое должно было быть расшито своим узором.

ВЕДУЩИЙ (2): Язык русской народной вышивки — это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и красная нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» означало вышивать «строкой» один за другим ряд сим¬волических знаков. В вышивке предстает перед нами народное познание мира и природы. Творцы узоров неразрывно связаны с природой родного края и несут в себе культурные традиции.

ВЕДУЩИЙ (1): Расположение узора и приёмы вышивки были органично связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их назы¬вали счетными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: ро-спись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно раз-делить на основные группы: северную и средне-русской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространенные приёмы северной вышивки — крест, роспись, белая мелкая строчка,
сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использова¬ли фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы-павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно-красной шерстью.

ВЕДУЩИЙ (2): Ещё во времена наших бабушек вышивание считалось женским занятием. Жена- рукодельница — это богатство любой семьи.

ВЕДУЩИЙ (1): В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую- либо историю или восславить красоту природы.

Мода на различные типы вышивки появля-ется и исчезает, но основные её виды остаются неизменными. И по сей день вышивка остается одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия.

Стежок к стежку ложится нитка,
Иголка протыкает ткань.
Своими нежными руками Золотошвейка вышьет ткань.
Пройдут года, тысячелетья,
Но не умрёт то мастерство,
На пяльцах ткань, иголка, нитка,
И мастерство, лишь мастерство.
Пред нашим взором луг зелёный,
На нём ромашки, васильки,
Течёт ручей, а над цветами Порхают нежно мотыльки.
Стрекозы в вышине летают,
И облака там пролетают,
Кузнечик — маленький скрипач,
Он за жуком пустился вскачь.
Стежок к стежку ложится нитка,
Иголка протыкает ткань.
Своими умными руками Нам мастерица вышьет ткань.

Е.А. Завьялова,
заведующая библиотекой Профессионального лицея № 17, г. Астрахань

Добавить комментарий

Войти с помощью: