Prazdnikson
Сценарии

Мероприятие Культурный человек

Получить представление о культуре как многогранном, сложном явлении жизни людей; формировать основы нравственной культуры, базовой по отношению к другим видам культуры; развивать умение самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, навыки культуры общения, поведения человека в обществе.

1.Какого человека мы называем культурным? Считаешь ли ты себя культурным человеком?

2.Почему за последние  20 лет так сильно упал уровень культуры людей в нашей стране?

3.Что мы можем сделать, чтобы поднять уровень культуры в нашем обществе и в нашей школе?

Ведущий: Здравствуйте,

Как я рада,

Что могу вам это сказать!

Сегодня мы собрались с вами за  круглым столом, чтобы обсудить насущную  проблему современности – проблему культуры. Конечно, проблема, глобальная, и решить ее сегодня нам вряд ли удастся, но наметить  пути решения, подобраться к ее сути нам нужно постараться. Помогут нам в этом  три вопроса  (см. вопросы).

Ведущий: с  самого момента своего рождения человек начинает приобщаться к культуре: принимает уклад жизни в семье, правила поведения людей в обществе, что можно делать, а чего нельзя; что такое хорошо, и что такое плохо.

На протяжении веков  понятие «культурный человек»  менялось в зависимости от условий жизни людей, особенностей культурно-исторических эпох.

1.Какого человека мы сегодня можем назвать культурным?

— Ответы, размышления участников мероприятия.  Дискуссия.

Ведущий: если заглянем  в толковые  словари  Ефремовой и Ушакова, то найдем такое толкование слова «культурный»:

(Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000)    135 000 слов

а) Достигший высокого уровня культуры ; просвещенный, образованный.

б) Отвечающий требованиям культуры, соответствующий запросам просвещенного человека.

в) Обладающий определенными навыками поведения в обществе; воспитанный.

4) Занимающийся просветительской деятельностью.

В словаре Ушакова (Ушаков Д.Н.  Большой толковый словарь современного русского языка)    В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000. 

Стоящий на высоком уровне культуры, усвоивший культуру, образованный. 

Ведущий: нетрудно заметить, что слова «образованный, воспитанный, отвечающий требованиям культуры,  — часть понятия «культурный человек».

Подытожить сказанное нам поможет  письмо  А. П. Чехова  своему брату Николаю (Март 1886 г. Москва).  Чехов говорит  брату , что такое воспитанный человек.                     

Видео

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

    1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице также, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я б<…>!!.», потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным… Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы…

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Спать с бабой, дышать ей в рот <…> выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и всё это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, <…> не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не <…>, а матерью… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano {здоровый дух в здоровом теле (лат.).

   И т. д. Таковы воспитанные…

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста».

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…»

Вывод.

Ведущий:  подытожим все сказанное.

-Культурный человек — это человек доброжелательно и уважительно относящийся к окружающим, уважающий мнение других людей, человеческую личность,  национальность, вероисповедание, возраст.

-Это человек милосердный.(Обратите внимание, у Чехова  сострадание к нищим и кошкам само собой разумеющееся)

— Это гражданин своей страны, поэтому любовь к своему городу, селу, двору, дому — тоже показатель  культуры  человека.

-Ярким признаком воспитанного  человека является его речь. Поэтому воспитанный человек не будет оскорблять окружающих нецензурной, грубой речью.

-Культурный человек умеет выслушать собеседника и никогда не станет критиковать его прилюдно.

 2.Почему за последние 15-20 лет так сильно упал уровень культуры людей в нашей стране?

Ответы, размышления участников мероприятия.  Дискуссия.

Ведущий: готовясь к сегодняшней дискуссии, ребята провели опрос наших учеников и учителей. Результат оформился таким образом.

Ведущий: уже несколько лет мы живем в условиях  крушения общественных идеалов, нравственных ценностей. Причин падения культуры, духовного обнищания  людей много:

— ослабление «института семьи», семья как основной социальный институт перестала выполнять свои воспитательные функции; большинство семей заняты зарабатыванием денег и утратили духовный контакт со своими детьми;

— распространение и пропаганда через средства массовой информации  праздного образа жизни, потребительской психологии, насилия, жестокости;

-слабая пропаганда и освещение мероприятий патриотической направленности; примеров доброго отношения друг к другу, трудовых успехов, историй большой любви, высоких отношений между людьми;

— мы перестали читать  высокохудожественную, научно-популярную литературу;

-обнищание старых и больных людей, разделение общества на очень богатых и очень бедных.

—  обострения нигилизма, апатии.

Все это приводит к потере духовного и физического здоровья , прежде всего, молодого поколения.

В сознании и действиях многих учащихся устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению, стремление к наживе, низкий культурный уровень.

Во многом утрачено чувство долга и ответственности перед родителями, семьей, коллективом, обществом.

Растут детская беспризорность и преступность, агрессивность, психические отклонения детей. Особую тревогу вызывает распространение алкоголизма и наркомании среди молодежи.

3.Что мы можем сделать, чтобы поднять уровень культуры в нашем обществе?

Ведущий: понятно, что вопрос звучит так:  что мы с вами, каждый из нас может сделать,  чтобы нам совсем не свалиться в пропасть бездуховности?

Ответы, размышления участников мероприятия.  Дискуссия.

Ведущий: во всем начинать с себя. В первую очередь, работать над собой, совершенствоваться, развиваться. 1.Читать. По Чехову «вечное чтение».

Вспомним Белинского, который сказал: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». 2.Читать правильно. Хороши слова К.Г.Паустовского:  «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая… Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей широте только перед просвещенным и знающим человеком».

  1. Работа над собой. «Нужен беспрерывный труд, штудировка, воля» (А.П.Чехов)

— Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далеких от комфорта, тут уж пусть каждый заботится о себе. Но, по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность.  В наши дни нужны не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

-Великий педагог Макаренко в письме своему ученику писал: «От тебя требуется освоить только одну профессию на земле – быть настоящим человеком».

Мне хочется надеяться, что сегодня мы хотя бы чуть-чуть   приблизились к этой мысли.

Инсценировка  стихотворения  В. Солоухина  «Здравствуйте».

Мне навстречу попалась крестьянка,

Пожилая,

Вся в платках (даже сзади крест-накрест).

Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,

По колено увязнув в снегу.

— Здравствуйте!—

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

— Здравствуйте!—

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

— Здравствуйте!— был ведь когда-то обычай такой.

Мы его в городах потеряли,

Потому что нельзя ж перекланятся всем,

Кто ходит по улице Горького,

В ГУМе толпится

И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.

— Здравствуйте!—

Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских

Поклониться друг другу при встрече

(Хотя бы совсем незнакомы)

И «здравствуйте» тихо сказать.

«Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье,

Это — главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.

Но я — человек, и вы человек —

Мы люди на этой земле.—

Поклонимся же друг другу при встрече

И тропинку друг другу уступим

(Если даже там снег,

Если даже там грязь по колено).

— Здравствуйте,

Как я рад,

Что могу вам это сказать!

Добавить комментарий

Войти с помощью: