Синтаксическая структура мелодии
В истории теоретического музыкознания мелодии явно «не повезло». Несмотря на многократные попытки, предпринимаемые вот уже без малого три века, «учение о мелодии» так и не сложилось в целостную и стройную теорию, подобную тем, которые возникли для контрапункта, гармонии или музыкальной формы. На первый взгляд, в этом видится нечто парадоксальное, странный изъян науки о музыке. В том, что перед нами действительно изъян, не возникает сомнения. Но он не странен, а, напротив, закономерен, и лучше всего свое отношение к теории мелодии музыкальная наука выразила устами одного из ее родоначальников — Ж. Ф. Рамо. В своем «Трактате о гармонии» он писал: «Мелодия обладает не меньшей силой в области выразительного, чем гармония; но почти невозможно дать определенные правила там, где хороший вкус имеет большее значение по сравнению со всем остальным; поэтому мы оставляем счастливым гениям удовольствие отличаться в том, от чего зависит почти вся сила чувств» (Rameau, 1722, 142). В этих словах, как в капле воды, отразилась чисто прагматическая установка теории музыки.