Prazdnikson
Музыка на праздники

Закрома Русской Души Выпуск 2 Севернорусская свадьба

00

Закончились Святки — с гаданиями, ряженьем, весёлыми молодёжными игрищами, на которые съезжалась молодёжь из всех окрестных деревень. На таких игрищах парни присматривались к девушкам, выбирали себе невест. И поэтому не удивительно, что сразу после Крещения в русских деревнях начиналась свадебная пора, которая продолжалась до самой Масленицы. Сегодня мы расскажем вам, как играли старинную свадьбу в деревнях северной России: в Поморье, в Вологодской и Архангельской областях.
1. УЖ И СТАВАЙ-КО ТЫ, ДА ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ (с. Нёнокса)
2. И ОХ-ТИ МНЕЧУШКИ ТОШНЁХОНЬКО (дер. Кеба)
3. НА СОЛНЕЧНОМ ВСХОДЕ, НА УГРЕВЕ (с. Варзуга)
4. КАК ВЧЕРА ОБ ЕФТУ ПОРУ (дер. Федотовская)
5. ОХ ДАК УЖ ТЫ РОДИМАЯ МОЯ МАТУШКА (дер. Федотовская)
6. НА ОГРУБЕ-ТО КУПАВЫ (дер. Ваймуша)
7. ЧТО ХИТЁР-ТО МУДЁР ПЕРВОБРАЧНЫЙ КНЯЗЬ (дер. Лебское)
8. НАЛЕТАЛИ, НАЛЕТАЛИ ЯСНЫЕ СОКОЛА (с. Варзуга)
9. КОНЬ БЕЖИТ, КОЛОКОЛ ЗВЕНИТ (с.Кеврола)
10. ДА КАК СВАТУ-ТУ БОЛЬШЕМУ (с. Нёнокса)
11. КАК У ВСЕХ МУЖОВЬЯ МОЛОДЫЕ (с. Лешуконское)
В медиажурнале использованы звукозаписи музыковедов-фольклористов: Всеволода Коргузалова, Юрия Марченко, Александра Кастрова, Юлии Красовской.

Севернорусская свадьба
У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня, также являющаяся юридическим фактом.

Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Самый популярный период для свадеб в России наступал после Рождества и длился до Масленицы, недели перед весенним постом. Этот период назывался «свадебник».

Существует два типа свадеб: драма и праздник. Первый характерен, прежде всего, для русского севера, старожилов Сибири. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала её мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей, и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой.

Обычно выделяют три этапа свадьбы: досвадебный (сватовство, смотрины, рукобитье, девичник), собственно свадьба (свадебный поезд, венчание, свадебный стол, брачная ночь) и послесвадебный (обряды первого дня, гостьба).
1. Сватовство

Это начальный этап обряда, который проходил в два этапа:
1) «запой» (или «договор», «сговор», «уговор»),
2) «богомолье» («своды», «рукобитье»).

В сватовство включались как обязательные такие действия: встреча представителей двух родов; согласие на брак родителей невесты; обсуждение «кладки» («ладиться ценой»), то есть тех денег и вещей, которые родители девушки должны получить от родителей жениха; согласие на брак со стороны жениха и невесты; угощение родственников с обеих сторон в доме невесты; оповещение о состоявшемся сватовстве величальными песнями.

Сговорный день назначался родителями невесты. Сватать обычно ездили вечером, лошадей украшали лентами, к дуге привязывали колокольчики. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.
Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам «делал приданое» или передавал родителям невесту некоторую сумму денег — старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.

Примерно через неделю после сватовства проводился обряд смотрин в доме невесты. Вплоть до 15 века жениху не полагалось присутствовать на смотринах, и он первый раз видел свою невесту уже только в день венчания. Ответственной за «качество» невесты была специально выбранная смотрительница, в качестве которой чаще всего выступала мать жениха, либо какая-нибудь его близкая родственница, которая затем сообщала жениху результаты проведённого осмотра. Позже, примерно с 16 или 17 века, на смотрины уже собирались все родственники жениха, приглашённые на свадьбу, включая, собственно, и самого жениха. Для родственников, зачастую, это была первая встреча с невесткой и её семьёй.

На смотринах невеста одевалась в лучшее платье, на её лицо накидывали покрывало и выводили к гостям. Смотрительница беседовала с девушкой, выясняя, не глупа ли та, покладистый ли имеет нрав и т.д. Отец жениха имел право снять покрывало, и посмотреть на лицо невесты, не дурна ли она собой. На смотринах невеста должна была молчать, если невеста перед свадьбой была болтлива, это считалось недостатком. Если отец жениха одобрял невесту — то он целовал её в обе щёки.

После смотрин, перед тем как невеста появлялась на глаза жениху, перед иконой зажигалась свеча, на которую невеста бросала свой головной платок, стараясь её потушить. После этого лицо девушки закрывалось другим платком, который был завязан особенным образом — два конца платка завязывались на спине, а остальное накидывалось на лицо. Жених мог убрать платок, после того как невесту приводили к нему, чтобы увидеть её лицо. После этого мать невесты давала жениху стакан с медовым напитком. Если невеста жениху нравилась, то он выпивал его до дна, если нет — делал глоток и возвращал обратно. После этого жених выходил на крыльцо и сообщал родственникам всё впечатление о невесте.

Кроме того, проводились смотрины отцом невесты хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Если хозяйство жениха приходилось по душе, то осмотр заканчивали застольем. В противном случае за стол не садились. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобития.

На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно «били по рукам», скрепляя согласие на брак, сами наречённые и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба — княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами — близкая родня и почётные гости, меньшими — родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка — часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий — воевода, начальник свадебного поезда — крёстный или дядька жениха.
2. Посидки и девичник

Во время посидок, которые обычно длились неделю, невесту закрывали платком, она причитала и не выходила из дома. Плачи невесты были каждый вечер и утро, а также сопровождались плачем матери невесты. К невесте приходили подруги, которые шили приданое и опевали невесту прощальными песнями. Вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе. Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных вечёрках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали «девью красоту» — украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Подруги расчёсывали волосы невесты, а вечером вели её в баню (баенный обряд), где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей. Баенный обряд слагался из нескольких компонентов: приготовление бани (баню топили подруги невесты), сборы невесты в баню, путь невесты, её подруг и свашек в баню, мытье, возвращение из бани. Составной частью баенного обряда было «хождение за мылом» подруг невесты к жениху.

Перед свадьбой осуществлялись еще и другие обрядовые действия: одаривание невесты пирогом от жениха и перевоз приданого невесты.

3. Первый день свадьбы
Первый день свадьбы делился на два этапа. Границей был обряд передачи невесты жениху. Соответственно, первый этап проходил в доме невесты, второй – в доме жениха.
Кульминацией первого этапа был ритуал смены девичьей прически на женскую («расплетение косы» невесты). Среди необходимых обрядовых действий были прощание невесты с подругами, родным домом, благословение невесты родителями, длительное опевание невесты прощальными песнями при её сидении за столом, ожидая жениха. При одевании невесты к венцу совершались следующие магические действия: втыкание в свадебное платье невесты иголок крест-накрест, всыпание проса и пшена в обувь, вшивание в пояс рыболовной сетки.
Жених приезжал за невестой во второй половине дня и после совершения необходимых обрядовых действий: совместного величания, благословения, окончательного прощания невесты с родным домом и родителями, скрепления и связывания рук новобрачных. Дружка выводил жениха и невесту из дома родителей невесты, вез их сначала в церковь, а потом в дом жениха, где их ждали родители жениха, свадебные гости и начинался свадебный пир.
Благословение иконой
Непременным ритуалом русской свадьбы было благословение родителями и крестными жениха и невесты – порознь каждого у себя в доме и вместе при отправлении к венцу – иконой. Девушку благословляли «женской» иконой, обычно образом Богоматери, а жениха – «мужской», обычно Спасителем, иногда Николаем Угодником. Благословение иконой – не только завершающий, но и наиболее важный обряд довенчального периода свадьбы, духовно воздействующий на всех участников и зрителей. Благословенные иконы везли в свадебном поезде во все время его передвижения – в дом к невесте, в церковь, к жениху. Как правило, это делали крестные или же специальные участники свадьбы. Благословенную икону девушка везла с собой в новый дом как последнее напутствие и родительскую защиту.

Венчание
Венчание проводилось на следующий день после девичника. Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу. Обычно после 4-5 перемен кушаний посаженный отец, обращаясь к родному отцу невесты, спрашивал разрешения вести молодых «чесать и крутить», т.е. венчать.

Церковное венчание придавало браку юридическую силу. В церковь жених и невеста отправлялись в разных санях: впереди ехал дружка, за ним жених с тысяцким, потом невеста с крестной матерью, далее остальные поезжане. Обряд венчания сопровождался обменом колец, чтением молитв, благословениями и возложением венцов на головы брачующихся, которое осмыслялось как наложение славы Божьей.

К венцу ехала (и венчалась) с распущенными волосами. Необычность этой прически — ведь ни девушки, ни женщины с распущенными волосами не ходили, свидетельствует об отношении к венчанию как к обряду переходному. После венца, часто сразу же в церкви, совершался обряд повивания, то есть заплетения волос «по-бабьи» и надевание головного убора замужней женщины.

После венчание снова устраивали застолье, когда невеста была уже открыта, девичий венец сменен на «бабий убор» – повойник. Невеста должна была непременно плакать, а женщины и девицы петь печальные песни.
Свадебный пир
Следовавший за венчанием свадебный пир являлся формой общественного признания и одобрения брака. Застолье устраивалось в доме молодого сразу после венчания, за стол всех приглашал отец жениха. Молодые занимали место лицом к двери и сидели на войлоке и подушке. Рядом с женихом сидел его крестный, он же главный сват, рядом с невестой — ее сваха или крестная. Ведет свадебное застолье «дружко» жениха, поверенный от его имени во всех брачных делах. Именно он дает команду к подаче кушаний.

Молодые в знак того, что они уже одно целое, едят одной ложкой или вилкой, пьют из одного стакана или чаши. Для вина у них тоже одна рюмка на двоих. В богатых семьях после каждого кушанья, или как мы теперь говорим, перемены блюд, обязательно подавали вино и неограниченно браги и пива.

Среди обязательных кушаний на свадебном столе были рыбные пироги, студень, щи, непременно три жареных блюда: из индейки или курицы, утки и баранины. Особым почетом пользовалась баранья лопатка. На свадебном столе обязательно должны быть блюда из птицы, символизирующей счастливую семейную жизнь. Свадебный пирог в России называется «курник». Он готовился из блинов или сдобного пресного теста, прослоенного куриным мясом, грибами, рисом и другими начинками.

В постные дни мясо заменялось судаком или иной «белой или красной» рыбой, появлялась уха, кисель. Из хмельных напитков предпочтение отдавали меду или медовухе.
4. Первая брачная ночь

Один из главных обрядов свадьбы, символизирующий переход жениха и невесты в новую социо-возрастную группу, была брачная ночь.

Место брачного ложа — холодная горница, подклеть, сени, чулан, баня, амбар, хлев, летняя постройка. Оно характеризуется «пограничностью» расположения (не изба, но и не улица) и отражает своеобразие положения молодых — уже муж и жена, но брачная ночь ещё впереди.

Сопровождали молодых самые почетные гости и непременно дружко жениха или особый «вежливец», то есть «специалист» по свадебной магии и обрядам. На постель вначале валились сват и сваха — проверяли, мягко ли ложе. Со смехом требовали выкупа от молодых, чтобы уступить им место на свадебной кровати. В опочивальню несли еду и непременно рыбный пирог или курицу. Здесь молодая еще раз угощала гостей. В знак единения молодой муж и жена обязательно вместе съедали кусок рыбного пирога или курицы.

Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а приняв плеть, трижды слегка ударял жену — чтобы в семейной жизни больше никогда не бить. Верхнюю одежду муж снимал сам.
Тут уже все гости уходили.

Обязательным элементом русского свадебного ритуала было публичное признание факта невинности невесты. На свадьбе русского Севера девушка была избавлена от принудительной проверки, она сама, посредством определенных обрядовых действий, заявляла о своем «честно-похвальном девичестве». Поведение девушки по северно-русской традиции определялось лишь ее внутренними религиозно-нравственными убеждениями, страхом Божьего наказания не только за нецеломудрие, но и за еще больший грех – осквернение священных предметов, с которыми ей нужно было соприкоснуться. Так, например, в некоторых из губерний по обычаю невеста в церкви клала ленту из косы – «дивью красоту» в Евангелие, что служило для всех знаком ее невинности. В случае же нецеломудрия, несмотря на возможное осуждение окружающих, девушка не делала этого, боясь совершить грех.

5. Второй день свадьбы

На второй день свадьбы устраивали «большой стол». В середине дня возобновлялся прежний пир. За «большим столом» шел обмен подарками. Дружко проверял приданое невесты, считал подарки молодых. Нечетное число считалось счастливым.
В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами подчевать, и дары принимать.
6. Третий день свадьбы

Третий день свадьбы называли «пирожным столом». Суть его в том, что к молодым приходят все, кто хочет далее вести с ними дружбу. Молодая жена была обязана сама приготовить угощение для гостей, главным образом различные пироги. По пирогам проверяли, насколько она искусна в кулинарии. Другое испытание для молодой жены — первый раз тщательно подмести дом и избавить его от соломы. Сделать это было не так просто, потому что гости намеренно подбрасывали солому. После «пирожного дня» начиналась уже обычная жизнь.

https://cloud.mail.ru/public/CrNx/UvPBNSvYc

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: