Сценарий проведения торжественной встречи женщин-медиков военного и послевоенного поколений
«МЫ ЗАЩИЩАЛИ ВЕЛИКУЮ ДЕРЖАВУ»
Под торжественную маршевую музыку ветераны-медики поднимаются по ступенькам лестницы. В это время стоящие в двух шеренгах почетного караула курсанты держат руку под козырек, отдавая честь мужеству и славе участниц Великой Отечественной войны.
Гости поднимаются в фойе театра. Здесь в праздничном оформлении использованы эмблемы торжественной международной встречи, фотовыставка, художественная выставка. Работают буфеты.
Духовой оркестр исполняет ретро-мелодии предвоенной и военной поры, как бы возвращая ветеранов-медиков в пору их молодости. Сами ветераны обмениваются впечатлениями, танцуют, знакомятся с экспозициями выставок в фойе, фотографируются на память.
Курсанты после встречи гостей организованно оставляют лестничную площадку.
В обусловленное время звучат звонки, приглашающие всех в зрительный зал музыкального театра.
Примечание. При необходимости на лестничном переходе можно дать музыкальный фрагмент в записи на фонограмму, т.к. звучание оркестра будет не так эффектно. А кроме того, возможно размещение оркестра в глубине фойе на специально стилизованном под танцплощадку помосте. Неплохо в выступление оркестра включить песенную программу с солистами, которые исполняют мелодии военной поры.
При входе в зрительный зал музыкального театра гостей и всех приглашенных встречает фонограмма с записью популярных песен Великой Отечественной войны, песен о медицинских работниках.
В зале работают девушки-распорядители. Возможно, это студентки медакадемии или медколледжа. Они тактично и вежливо помогают зрителям размещаться по местам в зале, дежурят у рядов, предназначенных для ветеранов- медиков.
Всё готово к началу торжественного мероприятия.
На авансцене набирается художественный свет.
Звучит музыкальная заставка.
Поднимается вверх супер-занавес.
Луч «пушки» освещает композицию с эмблемой торжественной встречи.
По радио звучит вступительный текст.
ДИКТОР. «Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть другие слова — сестра, жена, друг и самое высокое — мать. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь — синонимы. на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из» снайперки, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка»… Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.
Если когда-нибудь в языки мира войдет русское слово «подвиг», в том будет доля и свершенного в годы войны советской женщиной, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защитившей страну вместе с мужчинами.» (Из книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».).
По окончании дикторского текста лучи прожекторов освещают солистку с гитарой. Она находится у микрофонов слева на авансцене.
На экране в глубине сцены начинается демонстрация видеоролика с кадрами кинохроники, повествующими о вкладе женщин в нашу общую Победу.
На кадрах идет исполнение песни «Всё у нас тобой нынче поровну»
ВЕД. Здравствуйте! Добрый день!
Мы рады видеть в этом светлом зале Тех, в чьих сердцах войной оставлен след,
Тех, кто за годы тяжкие познали И боль утрат, и радости побед.
Военврачи, медсестры, санитары.
Какою мерой мерить этот труд?!
И через столько лет в стране, недаром,
Вам люди честь и славу воздают!!!
Мы сердечно рады приветствовать славных землячек и дорогих гостей из многих регионов России — женщин-медиков военного поколения на торжественной встрече, посвященной …-летию Победы в Великой Отечественной войне!
Звучит торжественная фанфарная заставка.
Ветераны-медики под аплодисменты поднимаются со своих мест в зрительном
зале.
Звучит торжественный марш на встречу боевых знамен.
В зал вносятся знамена. Воины почетного караула поднимаются со знаменами на сцену и размещают их в специальной подставке.
АКТРИСА-МЕДСЕСТРА.
Не знаю, где я нежности училась, — Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы…
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах — обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы Израненный парнишка закусил.
Нет, мы с тобой узнали не из сводки Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой.
Не знаю, где я нежности училась, —
Быть может, на дороге фронтовой…
(чтение этого стихотворения возможно на фоне документальных кинокадров)
Далее к микрофону из-за кулис выходят ведущие.
Ведущий на фоновой мелодии читает текст приказа.
ВЕД.
Приказ
народного комиссара обороны Союза ССР № 281.
23 августа 1941 года г. Москва.
О порядке представления к правительственной награде военных санитаров и носильщиков
за хорошую боевую работу.
Для поощрения боевой работы санитаров и носильщиков ввести следующие представления о награждении:
1. За вынос с поля боя 15 раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде медалью «За боевые заслуги» или «За отвагу» каждого санитара или носильщика;
2. За вынос с поля боя 25 раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде орденом Красная Звезда каждого санитара и носильщика;
3. За вынос с поля боя 40 раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде орденом Красное Знамя каждого санитара и носильщика;
4. За вынос с поля боя 80 раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде орденом Ленина каждого санитара и носильщика.
Командирам и комиссарам дивизий представлять в Наркомат Обороны военных санитаров и носильщиков к правительственным наградам в соответствии с этим приказом.
Народный комиссар обороны Сталин.
ВЕД. За совершенные в годы войны подвиги правительственных наград удостоено более 100 000 медицинских работников.
Звания героя Советского Союза присвоено 52-м медикам, в их числе — 17-ти женщинам.
Их имена вписаны золотом в летопись Великой Отечественной войны.
Набирается необходимый художественный свет.
На экране демонстрируются портреты женщин-медиков, удостоенных высокого звания «Герой Советского Союза».
На фоне мелодии диктор по радио читает фамилии героинь.
ДИКТОР.
— Байда Мария Карповна — санинструктор
— Боровиченко Мария Сергеевна — санитарка
— Гнаровская Валерия Осиповна — санинструктор
— Кащеева Вера Сергеевна — санинструктор
— Кисляк Мария Тимофеевна — медсестра
— Константинова Ксения Семеновна — санинструктор
— Кравец Людмила Степановна — санинструктор
— Левченко Ирина Николаевна — сандружинница
— Маресева Зинаида Ивановна — санинструктор
— Петрова Г алина Константинова — медсестра
— Пушина Федора Андреевна — фельдшер
— Самсонова Зинаида Александровна — санинструктор
— Троян Надежда Викторовна — разведчица
— Туснолобова-Марченко Зинаида Михайловна — санинструктор
— Цуканова Мария Никитична — санинструктор
— Шкарлетова Мария Савельевна — санинструктор
— Щербаченко Мария Захаровна — санинструктор
Здесь возможен эпизод с представлением в зале героя Советского Союза Екатерины Илларионовны Дёминой (с ее видеопоздравлением в случае неприезда). (Эпизод потребует дополнительной сценарной разработки).
ВЕД. Не всем из героинь довелось увидеть салют Победы, дожить до светлого майского дня…
Включается фонограмма музыки.
Устанавливается необходимый свет для демонстрации киноролика.
На экране портрет З.А. Самсоновой.
ВЕД. Многим известно стихотворение поэтессы Юлии Друниной «Зинка», посвященное санинструктору санитарного взвода стрелкового батальона Зинаиде Александровне Самсоновой.
С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы. Мы хотели со славой жить.
… Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав, Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах.
… Там старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла.
… Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?..
ВЕД. Зинаида Самсонова смертью храбрых погибла в январе 1944 года близ деревушке Холм в Белоруссии.
Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ей звания Героя Советского Союза была вручена маме — Марии Максимовне Самсоновой.
Короткие письма-весточки с передовой.
Чаще всего адресованы были они самому дорогому человек — МАМЕ.
Лучи прожекторов освещают на авансцене трех девушек-санинструкторов. Они читают тексты подлинных писем, адресованных своим мамам.
1- ая. «Дорогая, любимая мамочка! нас отправили в дивизионный медпункт. Вернее, это не пункт, а целый батальон. Я нахожусь в операционно-перевязочном взводе. Сегодня ночью я получила боевое крещение. Привезли несколько раненых и мне поручили их перевязать. Откровенно говоря, вид крупных ран — не царапины, как дома, очень страшен…»
2- ая. «Моя любимая, дорогая мамочка! Прости, что давно не писала. Просто я была в бою, и совсем не было времени писать. бой был сильный! Я попала в самое горячее место. Стреляло и бомбило всё, что только может бомбить и стрелять. машины горели, пули свистели, снаряды рвались. Я всё время прямо под пулями перевязывала раненых. Была в бою около пяти дней и вышла совсем невредимой. так что мне пока везет. Что будет дальше — не знаю.»
3- я. «Родная моя! Пишу с передовой. Здесь бои идут круглые сутки. Всё кругом свистит и сверкает, а на душе хоть и страх, но делаешь своё: где присядешь, где ляжешь, и опять вперед пробираешься. С 15-го по 21-е августа шел жаркий бой с фрицами. Стойко и смело сражались наши бойцы — все мои дорогие и милые товарищи. Многие из них пали смертью храбрых, но я осталась жива и должна сказать, что поработала я на славу. около 30 тяжело раненых бойцов вынесла с поля боя.»
Лучи прожектора гаснут.
Свет на ведущих у микрофонов.
ВЕД. Необычно сложилась судьба еще одной медицинской сестры-фронтовички.
На экране портрет З.М. Туснолобовой-Марченко.
ВЕД. Когда началась война Зина Туснолобова, а по мужу Марченко, пошла на курсы медсестер и по их окончанию попала в сосав 849-го стрелкового полка Сибирской дивизии.
В июле 42-го санинструктор Туснолобова приняла первое боевое крещение в бою под Воронежом. Ходила в атаку, оказывала медицинскую помощь, вынесла 40 раненых с поля сражения.За этот подвиг ее наградили орденом Красной Звезды.
2-го февраля 43-го у станции Горшечное Курской области ее, тяжелораненую, на вторые сутки подобрали на поле боя наши разведчики.. А через 10 дней в госпитале Зине ампутировали правую ногу, правую руку и кисть левой руки… Потом пришлось ампутировать и полстопы левой ноги. А было тогда Зине — 22 года.
С фронта шли в госпиталь письма.
«Дорогая Зина! Ваши друзья бойцы — и те, которых Вы спасли, и те, к чьим ранам не успели прикоснуться Ваши заботливые руки — на коленях перед Вами, принесшей такую жертву ради нас, ради нашего общего дела. Немцы заплатят за Ваши страдания тысячами смертей!..».
«Тебя нет в наших боевых рядах, дорогая Зина, но образ твой вдохновляет нас на подвиги!..»
Один из оборонных заводов Свердловска сверх плана выпустил 5 боевых танков Т-34 и отправил их на фронт с надписью на броне «За Зину Туснолобову!»..
Летчик лейтенант Петр Андреев получил почетное право на фюзеляже штурмовика ИЛ-2 написать имя медика Зинаиды Михайловны Туснолобовой-Марченко — Героя Советского Союза.
«Милая, ласковая сестра, простая русская девушка в белом халате! Многим обязаны тебе мы, фронтовики. Ты спасаешь нас, когда мы лежим на госпитальной койке, когда организм наш борется со смертью. Ты оберегаешь наш покой, когда нас, раненых, перевозят в санаторных поездах. Ты, одетая в защитную гимнастерку, спасаешь нас на поле боя.»
Эти слова любви и солдатской благодарности, адресованные Зине Туснолобовой, можно с полным правом отнести ко всем медицинским сестрам- фронтовикам.
Также, как и строки стихотворения поэта Сергея Алымова.
На сцене у микрофона чтец-исполнитель в солдатском обмундировании.
ЧТЕЦ. Есть в книге жизни светлые страницы,
Особая сокрыта в них краса.
И слово драгоценное — сестрица — Солдаты произносят неспроста.
Такого слова попусту не скажешь,
Такое слово надо заслужить;
Такого слова не найдется краше — В него всю душу хочется вложить.
Когда в бреду захочется напиться,
И чудится, — смыкает враг кольцо,
Чуть внятно шепчет раненый: «Сестрица».
И вот над ним — чудесное лицо.
На воспаленный лоб рука ложится,
Рука другая подает питье,
И снова шепот медленный: «Сестрица»
В блаженное уводит забытьё,
А девушка в косынке сна не знает:
Ее уже другой к себе зовет,
Она ему подушку поправляет,
Над ним сидит, пока он не уснет.
Совсем вблизи грохочут бомб разрывы,
Она сидит спокойно и нежна.
Тревожный сон бойцов храня ревниво, — Ее бесстрашной сделала война.
Она утешит взглядом, теплым словом;
С ней легче боль и всякая беда, — И, уходя на фронт совсем здоровым,
Ее боец запомнит навсегда.
На поле битв, где пули хлещут градом,
Где оставляет бой кровавый след, — Она идет в шинели — с нами рядом,
Для подвигов, для славы, для побед!
(С. Алымов)
ВЕД. Для всех ветеранов-медиков, наших уважаемых гостей — концертный подарок.
«Хороши весной в саду цветочки».
Идет номер.
По окончании танцевальной композиции набирается необходимый художественный свет.
На экране демонстрируется видеоролик о госпиталях в годы войны. на фоне музыки идет дикторский текст.
РАДИО. К передовой спешили эшелоны,
Гудели исходя до хрипоты!
А в тыл тянулись встречные вагоны — На окнах санитарные кресты.
Да! Мельница войны вовсю молола.
Не разобрать — кто мертвый, кто живой,
И превратились в госпитали школы,
Г де вместо парт больничных коек строй.
Стал город наш огромным медсанбатом,
Сменив кумач на белые бинты…
Любовь и ласку здесь нашли солдаты С Орла, Ростова, Вологды, Читы.
ВЕД. Во многих школах и техникумах областного центра, в общежитиях и гостиницах разместились военные госпитали.
Областная организация Красного Креста за годы войны подготовила 7500 медицинских сестер,1300 санитарных дружинниц, 420 санитаров.
206 тысяч человек было обучено по нормам «Г отов к санитарной обороне» Учащиеся города Иванова сшили для госпиталей 600 простыней, 100 халатов, изготовили тысячи почтовых конвертов, собрали множество тарелок, ложек, предметов чайной посуды.
Юные самодеятельные артисты выступали с концертами перед ранеными бойцами.
Из глубины площадки к микрофонам выходят мальчик и девочка — юные артисты той военной поры.
Их пропускают медсестры и раненые бойцы.
ДЕТИ. Мы приходим в военный госпиталь.
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!
До чего же артисты маленькие».
Мы шагаем палатами длинными,
Мы почти растворяемся в них С балалайками и мандолинами,
И большими пачками книг.
Что в программе сегодня? — Чтение,
Пара песен военных, правильных.
Мы в палату тяжелораненых Входим с трепетом и почтением.
Двое здесь. Майор артиллерии С ампутированной ногой,
В сумасшедшем бою под Ельней На себя принявший огонь.
На пришельцев гляди он весело.
И другой — до бровей забинтован,
Капитан, таранивший «мессера»
Три недели назад под Ростовом.
Мы вошли. Мы стоим в молчании.
Вдруг срывающимся фальцетом Абрикосов Гришка отчаянно Объявляет начало концерта.
А за ним не вполне совершенно,
Но вовсю запевале внимая,
О народной поем, о священной Так, как мы ее понимаем…
В ней Чапаев сражается заново,
Краснозвездные мчатся танки.
В ней шагают наши в атаку,
А фашисты падают замертво.
В ней чужое железо плавится,
В ней и смерть отступать должна!
Если честно признаться, нравится Нам такая война.
Мы поем.
Только голос летчика Раздается. А в нем укор:
«Погодите,
Постойте, хлопчики.
Погодите.
Умер майор».
Балалайки вскрикнули горестно,
Торопливо, будто в бреду.
Вот и всё о концерте в госпитале В сорок памятном том году.
(Р. Рождественский)
ВЕД. А до окончания войны было еще ох как далеко!.. Это только в частушках всё ладно да складно… Славные землячки наши сражались за жизнь раненых здесь в тыловых госпиталях, и там на передовой.
В пороховом дыму и под разрывами пуль, между воронками и рвущимися снарядами, закинув санитарные сумки за спины, они с удесятеренной энергией переползали от одного раненого к другому, делая им перевязки, втаскивая в воронки и другие укрытия.
ВЕД. И так из боя в бой, не зная ни отдыха и сна.
У микрофона слева актриса-медсестра.
МЕДСЕСТРА. Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала — руки не поднять.
Не до дров — согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу — те, кому помочь Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: «Молодец, сестра!» — Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат Руки мне протянет после боя:
«Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!»
(Ю. Друнина)
ВЕД. (у микрофона) Сегодня в этот торжественный встрече принимают участие наши землячки.
Наши повествование о некоторых из них…
Включается фонограмма мелодии «Эх, дороги…»
ВЕД. Пронеслись годы времени славного
На просторах родной земли,
И растут наши внуки и правнуки,
Как залог продолженья семьи.
Коль сказать откровенно и попросту,
Нам осталось, наверно, одно:
Скромно жить, соответствовать возрасту Столько — сколько судьбой суждено.
Пусть прогонит тоску безнадежную Теплота наших дружеских встреч.
Вспомним юность счастливо-тревожную — Всё, что было, должны мы сберечь!
Отдавая дань уважения женщинам-фронтовикам за их самоотверженный труд в военную пору, мы должны с удовлетворением признать, что традиции патриотизма, мужества и милосердия, заложенные ими, живы в новых поколениях медицинских работников.
Автор сценария лауреат III Всероссийского фестиваля «Салют Победы», заслуженный работник культуры России
В.В. Маслов