Сценарий концерта в честь Дня Победы либо Дня Памяти и Скорби
«ТОТ САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ В ГОДУ».
Литературно-музыкальная композиция.
Автор Эвелина Пиженко.
Данный текст является авторской (интеллектуальной) собственностью Пиженко Эвелины Николаевны.
Литературно-музыкальная композиция, основа для концерта в честь Дня Победы либо Дня Памяти и Скорби (22 июня). Состоит из 4-х частей, разделяющих блоки концертных номеров.
Литературно-музыкальная композиция представляет собой небольшие монологи действующих лиц – Девушки, Юноши, Матери, Солдата. Каждый из героев является собирательным образом, их истории так же собирательны, взяты из воспоминаний участников и свидетелей войны, художественной литературы, документальных фильмов.
Каждая часть композиции – это 4 монолога героев, в которых они рассказывают о том, что принесла война в их семьи, как изменила повседневную жизнь, разрушила судьбу.
Каждый из героев олицетворяет собой человека военных лет, не дожившего до Победы, хлебнувшего сполна фашистского ига.
Сценарий полон драматизма, он вызывает патриотические чувства у зрителя, лишний раз напоминая о тех, кто мог прожить долгую, счастливую, плодотворную жизнь. Кто мог быть полезным обществу, давать жизнь новым поколениям. О тех, у кого это не сбылось, потому что их жизнь оборвала война.
Каждый монолог рассчитан на 1,5 – 2 минуты.
Время действия сценария – 30 минут.
Действующие лица:
ВЕДУЩИЙ.
ДЕВУШКА. Выпускница 1941 года. Появляется в бальном платье, затем меняет его на простые. Олицетворяет юность, нравственное начало.
ЮНОША. Студент, будущий физик. Одет вначале в обычную одежду тех лет, затем появляется в военной форме. Олицетворяет прогрессивную молодёжь, будущий научный фонд страны, порядочность и героизм.
МАТЬ. Колхозница, мать троих детей, жена. Обычная женщина. Появляется вначале в светлом летнем платье, затем меняет его на тёмные одежды. Олицетворяет материнство, веру, семейные ценности.
РЕБЁНОК. Девочка или мальчик. Возраст – от 5 до 7 лет. Персонаж без слов. Выходит всегда с Матерью. В последнем выходе не появляется. Олицетворяет детство, будущее страны.
СОЛДАТ. В прошлом – инженер на заводе. Вдовец, встретивший позднюю любовь. Вначале появляется в гражданском строгом костюме, затем в гимнастёрке, в последнем выходе – одежде узника концлагеря. Олицетворяет одновременно рабочий класс и интеллигенцию, патриотизм, мужество.
ПЕРВЫЙ ВЫХОД.
Сцена освещена наполовину. Задний план в полутьме. Звучит музыка (Фон 1). На сцену выходит Ведущий.
ВЕДУЩИЙ.
Говорят, что за давностью лет забываются беды.
Говорят, что за давностью лет иссыхаются слёзы.
И тускнеют, стираются краски Далёкой Победы,
Затихают навечно войны отгремевшие грозы.
Безмятежно плывут облака по июньскому небу,
И разносит, играясь, вокруг одуванчики ветер.
Вьётся к дому тропинка, и поле засеяно хлебом.
Гнёзда аисты вьют в тишине. И рождаются дети.
………………………………..
…………………………………..
(Полный текст стихотворения – в полной версии сценария).
Музыка стихает. Ведущий уходит со сцены. Звучит метроном (Фон 2). На сцену с обеих сторон выходят Девушка, Юноша, Мать с ребёнком, Солдат. Они в гражданской одежде: Девушка в бальном платье, Юноша в брюках и рубашке, Мать в простом светлом платье, Солдат – в строгом костюме. Становятся в ряд с достаточным интервалом между друг другом (располагаясь от одной кулисы до другой) на заднем плане, в затемнённой зоне. Стоят неподвижно несколько секунд. Метроном затихает. Звучит музыка (Фон 3). Девушка выходит на передний план, под полное освещение.
ДЕВУШКА. Мне было шестнадцать. Накануне я танцевала на выпускном балу. На мне было очень красивое, по-настоящему взрослое бальное платье. Его сшила мама. В этот вечер все девочки были очень красивые, даже наша толстушка Зося. А мальчишки в строгих костюмах выглядели на удивление важными. Особенно Коля Веточкин. Он пригласил меня на вальс, и мы долго кружились по залу. Мы понимали, что прощаемся с детством и вступаем в самостоятельную жизнь. Прекрасную, полную забот и тревог, но такую долгую и счастливую жизнь!..
Девушка остаётся стоять на месте. Музыка стихает. На передний план выходит Юноша. Продолжает звучать музыка..
ЮНОША. Мне было восемнадцать. Я окончил первый курс института и был почти счастлив. Ведь я в который раз убедился, что не ошибся с выбранной профессией. Физика – наука будущего. Впереди много дорог и открытий. Хотя мой друг Серёга Иванов считает, что будущее за искусством, ведь он гуманитарий и пишет талантливые стихи. Он посвящает их одной милой девушке. Девушку зовут Наташа, у неё огромные голубые глаза и белокурые волосы. Она отвечает Серёге взаимностью, и имено этот факт не даёт мне быть абсолютно счастливым. Что ж. Женщины часто выбирают поэтов. А наука выбирает одержимых.
Девушка и Юноша остаются на своих местах. Музыка стихает. На передний план выходят Мать с ребёнком. Продолжает звучать музыка.
МАТЬ. А я всю ночь не сомкнула глаз. У младшего резались зубки, поднялась температура. Успокоился только к утру. Встала, затопила печь, приготовила завтрак. Проводила мужа на работу, накормила скотину. Забот полон рот, и самой в поле пора. Да ещё тревога непонятная накатила. Вроде бы всё хорошо, а ноет сердце. Будто предчувствует что-то. Да мало ли у матери тревог? Как бы кто не заболел, да в беду не попал. Дочка старшая умница растёт, помощница. И в школе хвалят. А вот средний сынок – неслух, вечно что-нибудь натворит. Одно утешает: душа у него добрая. Да, главное, чтобы здоровы были и выросли хорошими людьми. А мы с отцом – что? Мы и малому рады. Трудимся, деток растим. Дом новый поставили – колхоз помогал. Хозяйство – малое, да своё. В семье мир да лад. Что ещё нужно?
Мать остаётся на своём месте. Музыка стихает. На передний план выходит Солдат. Продолжает звучать музыка.
СОЛДАТ. В это воскресенье я, как всегда, поехал на свой завод. Можно было отоспаться, но, став много лет назад вдовцом, я каждый выходной проводил на работе. Инженеру-рационализатору всегда есть, над чем подумать, поразмышлять. Дети выросли, у них уже свои семьи. А дома пусто и одиноко. Хотя, признаюсь. В последнее время всё чаще хочется изменить своей привычке. Кажется, в сердце стучится новая любовь. Надеюсь, моя Зина простит меня за это позднее чувство. Ведь человек живёт, пока любит. И любит, пока живёт.
Музыка стихает. Тут же звучит голос Левитана – сообщение о начале войны (Фон 4). Все участники смотрят вверх, на воображаемый радиоприёмник. После сообщения растерянно оглядываются, мечутся по сцене, торопливоо расходятся в разные стороны. Сцена пустеет.
КОНЦЕРТНЫЙ БЛОК.
ВТОРОЙ ВЫХОД.
Сцена по-прежнему освещена наполовину. Звучит метроном (Фон 2). На задний план с двух сторон выходят Девушка, Юноша, Мать с ребёнком, Солдат. На Девушке – простое платье. Юноша одет в новенькую военную форму. У Матери на голове тёмный платок. Солдат тоже в форме. Они стоят, как и раньше, в зоне затемнения. Метроном стихает. Звучит общая музыка (Фон 5). На передний план выходит Девушка.
ДЕВУШКА. Моим одноклассникам пришли первые похоронки. У Тани убили отца. У Веры – старшего брата. Хочется думать, что это страшный сон. Ведь раньше мы даже не думали о смерти. Она была где-то далеко, в других мирах и вселенных… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
Девушка остаётся стоять на месте. Под ту же музыку на передний план выходит Юноша. Он в военной форме.
ЮНОША. Дорога на фронт оказалась долгой. Мы до сих пор не прибыли на место назначения. Со мной ещё несколько ребят с моего факультета и, самое главное, мой друг Серёга Иванов. Я до сих пор не могу поверить, что всё, что случилось – правда. И что на мне военная форма, и скоро, возможно, я пойду в бой. Я не знаю, смогу ли я стрелять в людей… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
Юноша и Девушка застывают на своих местах. На передний план выходит Мать. Музыка та же.
МАТЬ. Не обмануло материнское сердце. Почуяло беду издалека. Что же теперь будет? Надолго ли затянется война? Худо детям без отца, а уж мне как тоскливо! Каждый день жду почтальоншу. Принесёт ли весточку… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
Звучит та же музыка. Девушка, Юноша и Мать с ребёнком застывают на месте. На передний план выходит Солдат.
СОЛДАТ. Фашисты вовсю бомбят соседнюю область. Того и гляди, доберутся до нас. Обоих сыновей призвали в действующую армию. Наш завод эвакуируют, и мне, как специалисту, давали бронь… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
Все герои расходятся по разным сторонам. Сцена пустеет. Музыка стихает.
КОНЦЕРТНЫЙ БЛОК.
ТРЕТИЙ ВЫХОД.
Звучит метроном. На сцене с разных сторон появляются Девушка – она в чёрной косынке, Юноша – у него перевязана голова, Мать с ребёнком – она тоже в чёрном платке, Солдат – без пилотки, форма навыпуск. Они занимают те же места в затемнённой зоне. Метроном стихает. Звучит музыка (Фон 6). На передний план выходит Девушка.
ДЕВУШКА. Фашисты ворвались в наш город уже под вечер. Они сразу заняли административные здания, школы и больницы. В одной из больниц работала моя мама… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
На передний план выходит Юноша. У него перевязана голова. Он ранен.
ЮНОША. Это неправда, когда говорят, что страх теряется в бою. Страх есть всегда. Просто его заглушают чувства ненависти и святого мщения… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
На передний план выходит Мать с ребёнком.
МАТЬ. Немцы всё ближе. Они уже заняли несколько соседних сёл. Грабят, режут скотину, выгоняют стариков и женщин с детьми на улицу… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
На передний план выходит Солдат. Он выглядит уставшим, форма не кажется новой, гимнастёрка навыпуск.
СОЛДАТ. В первом же бою попали в окружение. Отстреливались до последнего патрона. После взрыва снаряда меня слегка контузило… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
Все герои расходятся по разным сторонам. Сцена пустеет. Музыка стихает.
КОНЦЕРТНЫЙ БЛОК.
ЧЕТВЁРТЫЙ ВЫХОД.
Звучит метроном (Фон 2). На сцену с двух сторон выходят герои. Девушка в простом платье, Юноша – в той же военной форме с медалью, Мать в простом платье, простоволосая, без ребёнка, Солдат – в форме узника концлагеря. Метроном стихает. Звучит музыка (Фон 7). Все стоят на заднем плане, в затемнённой зоне. Говорят по очереди.
ДЕВУШКА. Мне и Коле пришло предписание явиться к зданию школы. Всем, кто ослушается, грозил расстрел… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
МАТЬ. В тот день немцы согнали всех жителей деревни к старой заброшенной конюшне. Ночью кто-то повесил на здание сельсовета красный флаг… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
СОЛДАТ. Нас привезли в концентрационный лагерь для военнопленных. Тяжёлая работа, скудное питание, холодные бараки за несколько месяцев сделали из нас ходячих скелетов… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
ЮНОША. Теперь отступали немцы. Мы гнали их прочь с нашей земли, освобождая город за городом, село за селом. Я видел, что они сделали с моей страной… (Полный текст монолога – в полной версии сценария).
Все герои остаются на своих местах. На сцену выходит Ведущий.
ВЕДУЩИЙ.
Говорят, что за давностью лет иссыхаются слёзы,
Заживают давно отболевшие старые раны.
Только вновь безутешно апрельские плачут берёзы,
И мелодию памяти ветер поёт над курганом.
……………………………………
…………………………………….
(Полный текст стихотворения – в полной версии сценария).
СОЛДАТ. … (строка стихотворения)
ДЕВУШКА. … (строка стихотворения).
ЮНОША. … (строка стихотворения)
МАТЬ. … (строка стихотворения).
ВЕДУЩИЙ. …(заключительные строки стихотворения).
Звук метронома (Фон 2).
ЗАНАВЕС.
Дорогие друзья! Те, кого заинтересовал данный сценарий, могут написать мне на электронную почту: ehvelina—p@yandex.ru
Невысокая цена – награда автору за его труд.
С уважением, автор: Эвелина Пиженко.