Год театра — сценарий беседа со слайдами
«История театра в России»
Ведущий 1. Театр привлекает умы людей. Кому-то хочется сходить на представление после прочитанной книги, кто-то отдает дань культурным традициям, кого-то тянет посмотреть на новые роли любимых актеров. Одно остается неизменным – люди ходят в театр за переживаниями.
Театр — школа жизни. Так говорили о нем из века в век. Говорили всюду: в России, во Франции, Италии, Англии, Германии, Испании…
Ведущий 2. Кафедрой добра называл театр Гоголь. Герцен признавал в нем высшую инстанцию для решения жизненных вопросов. Белинский видел в театре какую-то непобедимую, фантастическую прелесть для общества. По мнению Вольтера, ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр. Великий немецкий драматург Ф. Шиллер утверждал, что театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу, человека. «Зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины» называл театр бессмертный творец «Дон Кихота» Сервантес.
Ведущий 1. Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей – он узнает в театре самого себя, свое время и жизнь свою. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. И кто бы мог подумать, что первые театральные постановки известны еще с первобытных времен. Наши предки разукрашивали себя природными красками и устраивали настоящие представления.
Ведущий 2. Однако, о зарождении именно театрального искусства в современном его понимании можно говорить, начиная со времен Древней Греции.
Слайд 1.
Трагедии и комедии о Богах Олимпа, написанные в те времена, рассматриваются нами сейчас, как шедевры мирового искусства, как золотой фонд человеческой нации.
Во времена Гомера и Софокла театральная площадка находилась на открытом пространстве. Количество зрительских мест достигало семнадцати тысяч. Нынешним театрам такие масштабы и не снятся. Сейчас распространены небольшие уютные помещения вместимостью до 1000 человек.
Слайд 2.
Старейшим театром были игрища народных лицедеев — скоморохов. Скоморошить — петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью.
Слайд 3.
Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Для рождения театральных трупп не было условий — власти и церковь преследовали скоморохов и ставили их в один ряд с волхвами, колдунами. Но скоморошеские представления продолжали жить, народный театр развивался.
Слайд 4.
По-настоящему театр появился в 17 веке — это были придворный и школьный театры. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место.
Слайд 5.
Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Впервые этот театр как здание появился в Москве при царе Алексее Михайловиче и назывался Потешной палатой. Первое представление состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.
Слайд 6.
После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I. Прежде всего, он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь, где воздвигнута была особая «комедийная храмина». Театр предназначался для выступлений иностранных лицедеев. B 1704 году русские актёры показали в театре три пьесы на родном языке.
Слайд 7.
В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете.
По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, драмы, сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.
Слайд 8.
Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга».
Слайд 9.
В середине XVIII века при Елизавете Петровне резко возрос интерес к искусствам. Именно императрица Елизавета Петровна стала родоначальником Императорских театров России. С 1742 года Императорские театры находятся в ведении Министерства императорского двора. С XVIII века появился чин — «придворный артист Е.И.В. (Его/Её Императорского Величества)».
Слайд 10.
Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением. В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин. На публичном театре женские роли впервые стали исполняться женщинами.
Слайд 11.
Первый русский национальный театр был основан в 1756 году А.П.Сумароковым, но ведущую роль в нем сыграл выдающийся театральный деятель Федор Григорьевич Волков. Первые спектакли профессионального русского театра отвечали всем требованиям господствовавшего тогда литературно-художественного направления — классицизма. Героями трагедий могли быть лишь цари, князья, вельможи. Простой народ выступал только в ролях слуг.
Слайд 12.
В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись «министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора было три театра в Петербурге — Александрийский, Мариинский и Михайловский — и два в Москве — Большой и Малый театры
Слайд 13.
Открытие Большого Петровского театра состоялось 6 января 1825 года. Писатель Сергей Аксаков вспоминал: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение…»
Слайд 14.
Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне безвозвратно погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.
Слайд 15.
В 1856 году после пожара восстановленный Большой театр был открыт в присутствии царской семьи и представителей всех государств оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. Московский балет этого периода обязан своими удачами таланту француза Мариуса Петипа
1, поселившемуся в Петербурге.
Слайд 16.
В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.
В XIX веке русский театр постепенно становится выразителем исключительно российских социально-общественных идей. Новые поколения драматургов, режиссёров, актёров уже целиком сосредотачиваются на истории и социальных явлениях России.