Prazdnikson
Сценарии

Интеллектуальная игра разума сценарий мероприятия для библиотеки

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Мы рады видеть вас в нашей библиотеке! Сегодня вы сможете не только проверить свои знания, но и узнать что-то новое.

Предлагаем сыграть вам в интеллектуальную игру «Игры разума». Ее правила очень просты.

Правила игры: в игре может участвовать любое количество команд; в команде 6 человек.

Ведущий принимает ставки, задает вопросы, анализирует ответы. Помощники ведут счет игры. В начале игры все команды получают из банка «деньги» в количестве 10 «зналиков» (от слова «знание»). Одна банкнота равна одному «зналику». На экране представлены номинации с названиями областей знаний, по которым будет идти игра. Команды делают ставки, которые записываются в таблицу. Команда, сделавшая самую большую ставку, выбирает область знаний, из которой будет задан вопрос.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итог
1 команда

(название)

2 команда

(название)

3 команда

(название)

На вопрос отвечают все команды: ответ дается письменно. Если команда ответила правильно, то ей выдают «деньги» в количестве, равном сделанной ставке. Если ответ неверен, команда отдает «деньги» в банк в количестве, равном сделанной ставке. Помощники  записывают счет в таблицу. Ставку за кон записывают в столбики, а после каждого кона в графу «Итог» пишут результат, полученный после кона.

Таким образом, результат, полученный после последнего кона, и будет результатом всей игры.

Итак, начинаем игру!

Звучит музыка.

Перед вами на экране представлены сектора, я предлагаю первой команде выбрать номинацию.

I.  Сектор «История России»

  1. Татарский хан, потерпевший поражение в битве с русскими войсками у реки Непрядвы. (Мамай.)
  2. Полуостров, у которого российский флот Петра I одержал победу над шведским флотом во время Северной войны 1700-1721 гг. (Полуостров Гангут. Гангутское сражение 1714 г.)
  3. Царь в России, правивший между династиями Рюриковичей и Романовых. (Борис Годунов.)
  4. По поводу событий этого дня (1905 г.) их очевидец, поэт М. Волошин, писал, что это была не революция, а чисто русское национальное явление – «мятеж на коленях»: «Рабочие останавливались, низко наклоняли голову и спокойно ждали казаков, которые рубили шашками по обнаженным шеям». Что это за день? (Кровавое воскресенье.)
  5. Эта война началась осенью, а завершилась весной, но в российской истории получила название «зимняя». Как называется эта война? (Советско- финляндская война 1939 — 1940 гг.)
  6. О происхождении этого человека известно следующее: он незнатного рода и образования не получил никакого, был самоучкой. Стал денщиком Петра I и дослужился до петербургского генерал-губернатора. О ком речь? (Об Александре Даниловиче Меншикове.)
  7. Народное собрание в Древней и средневековой Руси. (Вече)
  8. Какой русский царь умер за шахматной доской? (Иван Грозный. Его хватил удар прямо за шахматной доской.)
  9. О ком говорится и перед каким событием это произошло? «Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород».

II.   Сектор «География»

  1. Наивысшей точкой этой горной системы является гора Народная высотой 1895 м. Назовите горную систему. (Урал.)
  2. Этот пролив — единственный, соединяющий два моря и два океана. (Берингов пролив. Он соединяет Чукотское море, относящееся к акватории Северного Ледовитого океана, и Берингово море, относящееся к акватории Тихого океана.)
  3. Великая африканская река – единственная, которая дважды пересекает экватор. (Конго.)
  4. Этой двуглавой горе посвятили свои стихи сразу три великих поэта России: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. (Эльбрус.)
  5. Назовите до сих пор употребляющееся общее название стран восточной части Средиземного моря. (Левант. От французского слова levant — восток.)
  6. В акватории Тихого океана располагается самое большое море планеты. Назовите его. (Филиппинское море.)
  7. Какой город французский географ и историк Ж.-Ж. Элизе Реклю назвал «алмазной пуговицей, застегивающей дельту Нила»? (Каир.)
  8. В переводе   на   русский   язык   название   этих   гор   означает «Сокровищница холода». (Гималаи)
  9. России принадлежит самый длинный морской пролив в мире. Назовите его. (Татарский пролив между островом Сахалин и материковой частью России)

III.   Сектор «Химия»

  1. Он входит в состав любого органического вещества. (Углерод.)
  2. Этот химический термин — один из самых распространенных. В переводе на русский язык он означает сильный, здоровый. Назовите термин. (Валентность?)
  3. Как называется количество теплоты, необходимое для нагревания данного тела на 1°? (Теплоемкость.)
  4. Как называется способность тела проводить электрический ток? (Электропроводность.)
  5. Как называется раствор, содержащий 0,9% хлорида натрия? (Физиологический раствор.)
  6. Это вещество может находиться только в растворе. (Кальция гидрокарбонат.)
  7. Если бы удалось выделить золото из этого раствора, то его пришлось бы по 3 кг на каждого жителя Земли. Где же находятся такие запасы драгоценного металла? (В водах Мирового океана, однако добывать золото из морской воды нерентабельно)
  8. Почему в природе не существует химически чистой воды? (У воды предельно высокая диэлектрическая проницаемость)

IV.   Сектор «Биология»

  1. Какой газ выделяют растения при фотосинтезе? (Кислород)
  2. Найдите ошибки в стихах С. Острового «На севере». Стоят пингвины — ангелы белокрылые. Север сжал их в ледяной горсти. И такие они холодные, такие стылые, Что это не вымолвить, не произнести. (Крылья у пингвинов черные, и живут они не на севере, в Арктике, а на юге, в Антарктиде.)
  3. Если био- значит живой, то что значит вирус? (Яд)
  4. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
  5. Не рыба, а птица, но крылья в чешуе. (Пингвин)
  6. Вставьте недостающие слова в китайскую пословицу. «Царь зверей — … (тигр), царь растений — … (женьшень)».
  7. В США ее разводят на специальных фермах, во Франции ее зовут божьим зверем, в Англии — птичкой Богородицы, а как ее называют в России? (Божья коровка)
  8. Назовите птицу, которая выводит птенцов даже зимой. (Голубь)
  9. Какое голосеменное растение называют виноградом хвойных лесов? (Можжевельник)

V.  Сектор «Анатомия»

  1. Как называется основная структурная единица нашего организма? (Клетка)
  2. Как называется спиральная трубка во внутреннем ухе человека? (Улитка)
  3. Какой орган вырабатывает адреналин? (Надпочечники)
  4. Как называется гормон человека, вырабатываемый поджелудочной железой? (Глюкагон)
  5. Какое заболевание органов зрения названо по фамилии ученого, который его впервые описал? (Дальтонизм)
  6. В правое легкое человека вмещается больше воздуха, чем в левое. Почему? (Правое легкое состоит из трех долей, левое легкое – из двух, потому что часть пространства оно «уступило» сердцу)
  7. Сколько пар хромосом в обычной клетке человека? (23)
  8. Недостаток какого химического элемента в нашей пище может привести к увеличению щитовидной железы? (Йода)
  9. Название какого органа человека в переводе с греческого называется «перегородка»? (Диафрагмы)

VI.   Сектор «Экология»

  1. Природное жизненное   пространство,  занимаемое  сообществом. (Биотоп)
  2. Способность организмов    выдерживать    изменения    условий окружающей среды. (Толерантность)
  3. Как называются факторы воздействия человека на окружающую среду? (Антропогенные)
  4. Организмы, производящие      органическое      вещество      из неорганических составляющих. (Продуценты)
  5. Постепенное потепление климата нашей планеты из-за накопления в атмосфере газов, выделяющихся в результате деятельности человека. (Парниковый эффект)
  6. Для чего в глубокой древности греческий философ Платон советовал сажать леса на холмах? (Для борьбы с эрозией почвы)
  7. Избыток ионов какого элемента в питьевой воде вызывает повреждение эмали на зубах? (Фтора)
  8. Знаменитый английский физик и химик, который первым осуществил экологический эксперимент – изучил влияние низкого атмосферного давления на различных животных (Роберт Бойль)
  9. «У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи. У них каждая порода живет на своем этаже». О каком экологическом понятии идет речь в рассказе М. Пришвина «Этажи леса» (Об экологической нише)

VII.  Сектор «Литература 1-й половины XIX в.»

  1. Какому герою, из какого литературного произведения принадлежат эти крылатые слова: «Не хочу учиться, а хочу жениться!»? (Митрофану из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
  2. Какое произведение 1-й половины XIX в. подарило нашему языку эти афоризмы: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «Счастливые часов не наблюдают»; «Злые языки страшнее пистолета»? (Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
  3. Поэт-романтик, воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II, друг и учитель А. Пушкина, подаривший своему ученику портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». (В.А. Жуковский)
  4. Назовите автора этих строк.

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим. (А.С. Пушкин)

  1. Один из лучших иллюстраторов произведений М.Ю. Лермонтова. Особенно знамениты его рисунки, акварели, картины к поэме «Демон». (М.А. Врубель)
  2. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» упоминается герой одного из произведений А.С. Пушкина. Кто это?

И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой. (Владимир Ленский)

  1. Творчество этого поэта — одно из самых ярких явлений европейского романтизма. В стихотворении «К морю» А.С. Пушкин говорит о нем как о «властителе дум» своего поколения, равном по мрачному величию Наполеону.

…И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец,

Шуми, взволнуйся непогодой,

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим. (Д.Г. Байрон)

  1. Произведение, в    котором   дана   портретная   галерея   русских помещиков. (Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
  2. Кому принадлежат эти строки? Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, Как русский, — сильно, пламенно и нежно! (М.Ю. Лермонтову)

VIII.  Сектор «Великий и могучий русский язык»

  1. Что изучает пунктуация? (Правила постановки знаков препинания.)
  2. Какое средство выразительности представлено в выражениях: красноречивое молчание, оптимистическая трагедия, белая ворона, звонкая тишина? (Оксюморон)
  3. Какое языковое явление представлено в словах: град (город), влачить (волочить), млеко (молоко). (Неполногласие)
  4. Назовите лексическое значение фразеологизмов:
  • перемывать кости (сплетничать, судачить),
  • тянуть жилы (мучить кого-нибудь),
  • светлая голова (умный человек),
  1. Как называются слова, употребляемые жителями той или иной местности? (Диалектизмы)
  2. Продолжите пословицы.
  • Взялся за гуж, … (не говори, что не дюж).
  • Волков бояться — … (в лес не ходить).
  • В чужом глазу сучок видит, а в своем… (бревна не замечает).
  • В тесноте, да… (не в обиде).
  1. Переведите на современный язык церковнославянизмы:
  • грядущий — … (идущий, будущий);
  • чадо — … (сын, ребенок);
  • прилежать — … (трудиться с усердием);
  • ведро — … (хорошая погода, ясная, сухая);
  • татьба — … (воровство, кража).
  1. В русском языке есть одно слово с 7-ю буквами «О». Назовите его, если никаких других гласных в нём нет. (Обороноспособность).
  2. Какое местоимение может работать приставкой? (вы)

IX.   Сектор «Кот в мешке»

  1. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
  2. Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы? (Учителя)
  3. Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика навсегда и ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда? (12.Пример: 5*3 – 3 = 12)
  4. Какая трава самая высокая? (бамбук)
  5. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из окна)
  6. У человека — одно, у вороны — два, у медведя – ни одного. Что это? (Буква «о)
  7. В старину говорили: «Новгород — отец, Киев — мать, Петербург голова». А Москва — …? (Сердце)
  8. Как называлась спортивная игра, организованная королевой в сказке английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»? (Крокет)
  9. Все мы понимаем смысл слова «лодырь». А как оно переводится дословно? («Профессор медицины»)

Подведение итогов игры, поздравление победителей, вручение диплома победителя.

Автор: Шпулинг А. А.

Добавить комментарий

Войти с помощью: