Как быстро учить стихи наизусть техники запоминания
Методика запоминания стихов
Первый этап.
Стихотворение заучивается по строкам с удваиванием количества строк до 8-ми.
Ребенок сам читает первую строку и проговаривает её вслух 3-4 раза. Требовать три раза. Если ребенок заинтересован, то будет сам проговаривать 4 раза – ритмически так удобнее. При незаинтересованности – будет проговаривать 3 раза. То есть это критерий отношения ребенка к процессу запоминания стихов. Далее читает вторую строку и проговаривает её вслух 3-4 раза.
После этого читает и проговаривает первую и вторую строки вместе. Затем процесс повторяется для третьей и четвертой строки, как было для первой и второй. После чего следует чтение и проговаривание 3-4 раза строк с первой по четвертую вместе. Далее этот процесс повторяется для строк с пятой по восьмую и завершается чтением и проговариванием 3-4 раза строк с первой по восьмую. Если в стихотворении последние строки числом меньше восьми, то ни с какими другими строками их не соединять.
Например, если в стихотворении 20 строк, то ребенок прочитает и вслух проговорит строки 1-8, 9-16, 17-20(4 строки).
Второй этап.
Проговаривание вслух стихотворения от начала до конца с подсматриванием в текст, если забылась строчка.
Важно придерживаться правила: не возвращаться к началу стихотворения, если забылась строка. Если забылась строка, то она ребенком прочитывается, проговаривается вслух 3-4 раза, и он продолжает декламировать стихотворение дальше.
Если Вы заметили, что ребенок после декламирования четверостишия затрудняется вспомнить строчку следующего четверостишия, то нужно сделать так, чтобы он прочитал и проговорил вслух 3-4 раза последнюю строчку четверостишия, которую он помнит и первую строчку из следующего четверостишия. Это может получиться не сразу из-за нарушения рифмы, но добиться этого следует обязательно. При каждом декламировании подсчитываем количество ошибок и подглядываний в текст. Перед началом каждой декламации обращаем внимание ребенка на уменьшение количества ошибок.
Первый же раз, когда ребенок продекламировал стихотворение без ошибки и подглядывания, является и последним во втором этапе заучивания стихотворения.
Третий этап.
Просим ребенка без предварительного прочитывания продекламировать стихотворение.
Если все было сделано правильно, то ребенок продекламирует его без ошибки и подглядывания. Беглости декламации ожидать не следует. Она придет постепенно в следующие дни. Наша цель сейчас – выучить стихотворение. В случае, если ребенок не продемонстрирует безошибочную декламацию, следует на следующий день повторить второй и третий этапы. Но нам ни разу это не потребовалось. Этот метод дает результат за один день, конечно, в идеальных условиях, когда ребенок с родителями целый день. В условиях детского садика или школы нужно просто проводить процедуру заучивания за несколько дней. Последнее замечание. Если стихотворение слишком сложное в плане трудных новых слов или трудно проговариваемых новых слов, то нужно сокращать количество строк, выучиваемых за один раз.
Способы заучивания стихов
Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Логический
Не у многих дошколят ведущая — логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.