Командная интеллектуальная игра по истории России

Правила игры

Участники делятся на четыре команды с равным количеством человек в каждой. В центре экран, на котором слайды с вопросами. Игра состоит из четырёх туров: первый и второй – это поочерёдные ответы на вопросы, которые появляются на экране, если команда не даёт правильный ответ, то право переходит к любой команде, которая готова ответить. За правильный ответ – 5 баллов. Третий тур – «Кроссворд». Командам раздаётся кроссворд. Победителем тура становится команда, которая ответила на большее количество вопросов. Она получает 5 баллов, остальные – ничего.

Данные вопросы рассчитаны на ребят среднего школьного возраста, активно увлекающихся историей своей страны.

I тур – Колесо истории

Звучат фанфары. Выходит ведущий. На экране слайды с вопросами. Время на обсуждение каждого вопроса и ответ – 2 минуты. Если участники не дают правильного ответа, его озвучивает ведущий.

Вопросы первого тура:

  1. О ком сказаны эти слова: «Всю жизнь провёл в дороге и умер в Таганроге»? (О царе Александре I).
  2. Этот человек воспитывался в Царскосельском лицее. Русский дипломат, министр иностранных дел, государственный канцлер. Он добился отмены статей Парижского договора. За результативность своей политики был прозван «бархатным канцлером». Годы жизни – 1798–1883 гг. Кто он? (Горчаков Александр Михайлович, светлейший князь – глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи).
  3. Как назывался высший духовный орган в России в XVIII–XX вв. (до 1918 г.)? (Синод).
  4. В августе 2014 г. отмечалось 202-летие со дня одного из важнейших событий в Отечественной истории. Что это за событие? (Отечественная война 1812 г., Бородинская битва).
  5. О ком и кем сказаны эти слова: «Далеко шагает мальчик. Пора его унять!». (О Наполеоне сказал А. В. Суворов).
  6. В каких родственных отношениях находились Павел I и Пётр I? (Павел I был правнуком Петра I).
  7. На кого эта эпиграмма и кто её написал: «Он мало царствовал, но много начудесил, 125 в Сибирь сослал и пятерых – повесил»? (А. С. Пушкин о царе Николае I после восстания декабристов).
  8. Отрывок из какого документа представлен вам? «Крепостное состояние и рабство отменяется; Право собственности священно и неприкосновенно; земли помещиков остаются за ними». («Манифест об отмене крепостного права» 19 февраля 1861 г.).

II   тур – Исторические заморочки

Звучат фанфары. На экране слайд с заданием. Ведущий озвучивает задание. Время на обсуждение каждого вопроса и ответ – 2 минуты. Если нет правильного ответа, ведущий его озвучивает.

Вопросы второго тура:

  1. Эта рубаха была введена в 1860 г. нижним чинам русской армии для гимнастических занятий. С 1869 г. превращается в летнюю форму. С 1912 г. летняя и походная форма для всех чинов армии. Как она называется? (Гимнастёрка).
  2. В старину на Руси этот день был (и не только у славян) базарным днём, а также днём исполнения разных торговых обязательств. В этот день, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В этот день, получая товар, обещали через неделю отдать полагающиеся за него деньги. Что говорили о нарушающих эти обещания? Назовите день, который считался базарным и саму поговорку. (Пятница. Семь пятниц на неделе).
  3. Еда, приготовленная на пару, считается вкусной и полезной. Во- первых, сохраняется натуральный цвет и естественный аромат продуктов. Во- вторых, сохраняется больше минеральных элементов и витаминов. Какое блюдо, согласно русской народной мудрости, проще всего приготовить подобным способом? (Пареная репа. Статья «Проще пареной репы»).
  4. В высокогорном королевстве Ло-Монтанг женщины до сих пор носят толстые безрукавные халаты, которые называют «чубы». Эти халаты считаются предшественниками одежды, являющейся одним из символов России. Назовите эту одежду. (Шуба).
  5. Ни одна другая мода не встречала такого жестокого противодействия со стороны правительств всех стран. За это били, штрафовали, сажали в тюрьмы, лишали наследства, отлучали от церкви, ставили к позорному столбу. Великий государь Михаил Фёдорович в 1634 г. видел в этом основную причину участившихся в Москве пожаров. О какой моде идёт речь? (О моде на курение. В нашем случае о вреде курения).
  6. В русскую армию забирали, как известно, не всех крестьян. Рекрутов тщательно выбирали. Например, у пригодного к службе рекрута значение одного из параметров должно было составлять не менее 30. А чему равно значение этого параметра у здорового взрослого человека? (Количество зубов– 32).
  7. Так на Руси называли нескладного, несуразного человека. Именно таким именем наградил А. С. Пушкин героя с высоким положением своей «самой нерусской», по мнению А. Ахматовой, сказки. Как же его звали? (Царь Дадон из сказки «Золотой петушок»).
  8. Какое советское оружие изображено на гербах более 60 стран? (Автомат Калашникова).

III тур – Кроссворд История России

 Ведущий раздаёт командам листы с заданиями к кроссворду . Это дополнительное задание, поэтому команда, ответившая на вопросы кроссворда, получает дополнительные баллы. Лист с ответами сдаётся пресс-группе.

Вопросы

По горизонтали:

  1. Настоящая фамилия В. И. Ленина.
  2. Фамилия виленского генерала-губернатора.
  3. Казачья столица.
  4. Одна из стран, которую Сергей Юльевич Витте – русский государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета считал сферой российского влияния. Находится рядом с Китаем.
  5. Пётр I – …
  6. Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории.
  7. Выдающийся ученый, создатель первого университета.
  8. Войско Ивана IV, имеющее неограниченные полномочия, то же, что и опричник.
  9. Процесс завоевания РСДРП(б) большинства в Советах во второй половине 1917 года. (Большевизация).
  10. Город, через     который     велась     внешняя     торговля     с западноевропейскими странами. Родина М. В. Ломоносова.

По вертикали:

  1. Ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве.
  2. Новое явление в искусстве первой четверти XVIII века? Вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками.
  3. Высший законосовещательный орган при царе, в котором заседали бояре, думные, дворяне – « … дума», пращур Синода.
  4. Первая морская держава, в которой Пётр I учился корабельному делу.
  5. Первая печатная газета? Существует и по сей день.
  6. Коллегиальный представительный орган власти, созданный в дни Февральской революции в Петербурге.
  7. Лично свободные крестьяне, которые платили налог в пользу государства.
  8. Данная партия применяла тактику индивидуального террора.
  9. Как называют время правления И. В. Сталина.
  10. Имя императора, наградившего С. Ю. Витте орденом прусской короны за успехи в реформации железных дорог.
  11. Русский адмирал, начальник   экспедиции    1819–1821   годов, открывший Антарктиду.
  12. Тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью.
  13. Пётр I назвал сражение под Лесной «матерью… баталии».
  14. Русский генерал – герой Бородинской битвы.
  15. Александру I удалось   найти   человека,   который   мог   стать реформатором.

IV  – Тур Гимн РФ

 Звучат фанфары. На экране слайд с заданием. Ведущий объясняет принцип выполнения задания. Время выполнения – 3 минуты.

В е д у щ и й . Необходимо дописать строчки гимна. Например, Ро –

Россия – священная наша держава.

Мо –                                                    

Хра –                                                              

Рас –                                                                  

Ши –                                                                

Од –                                                                   

Гря –                                                            _

Во –                                                                  

Си –                                                                   

Пресс-группа подсчитывает результаты. Подведение итогов трёх туров игры. Позже на отряде подводится итог всей игры.

Количество участников: 30–36 человек (4–5 команд по 7–9 человек).

Автор: Живоженко Р.

Добавить комментарий

Войти с помощью: