Мероприятие Культурный человек
Получить представление о культуре как многогранном, сложном явлении жизни людей; формировать основы нравственной культуры, базовой по отношению к другим видам культуры; развивать умение самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, навыки культуры общения, поведения человека в обществе.
1.Какого человека мы называем культурным? Считаешь ли ты себя культурным человеком?
2.Почему за последние 20 лет так сильно упал уровень культуры людей в нашей стране?
3.Что мы можем сделать, чтобы поднять уровень культуры в нашем обществе и в нашей школе?
Ведущий: Здравствуйте,
Как я рада,
Что могу вам это сказать!
Сегодня мы собрались с вами за круглым столом, чтобы обсудить насущную проблему современности – проблему культуры. Конечно, проблема, глобальная, и решить ее сегодня нам вряд ли удастся, но наметить пути решения, подобраться к ее сути нам нужно постараться. Помогут нам в этом три вопроса (см. вопросы).
Ведущий: с самого момента своего рождения человек начинает приобщаться к культуре: принимает уклад жизни в семье, правила поведения людей в обществе, что можно делать, а чего нельзя; что такое хорошо, и что такое плохо.
На протяжении веков понятие «культурный человек» менялось в зависимости от условий жизни людей, особенностей культурно-исторических эпох.
1.Какого человека мы сегодня можем назвать культурным?
— Ответы, размышления участников мероприятия. Дискуссия.
Ведущий: если заглянем в толковые словари Ефремовой и Ушакова, то найдем такое толкование слова «культурный»:
(Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000) 135 000 слов
а) Достигший высокого уровня культуры ; просвещенный, образованный.
б) Отвечающий требованиям культуры, соответствующий запросам просвещенного человека.
в) Обладающий определенными навыками поведения в обществе; воспитанный.
4) Занимающийся просветительской деятельностью.
В словаре Ушакова (Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка) В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.
Стоящий на высоком уровне культуры, усвоивший культуру, образованный.
Ведущий: нетрудно заметить, что слова «образованный, воспитанный, отвечающий требованиям культуры, — часть понятия «культурный человек».
Подытожить сказанное нам поможет письмо А. П. Чехова своему брату Николаю (Март 1886 г. Москва). Чехов говорит брату , что такое воспитанный человек.
Видео
Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку.
3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице также, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.
5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я б<…>!!.», потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…
6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным… Они смеются над фразой: «Я представитель печати!!», которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…
7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы…
8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Спать с бабой, дышать ей в рот <…> выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и всё это из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, <…> не ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не <…>, а матерью… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае… Ибо им нужна mens sana in corpore sano {здоровый дух в здоровом теле (лат.).
И т. д. Таковы воспитанные…
Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста».
Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…»
Вывод.
Ведущий: подытожим все сказанное.
-Культурный человек — это человек доброжелательно и уважительно относящийся к окружающим, уважающий мнение других людей, человеческую личность, национальность, вероисповедание, возраст.
-Это человек милосердный.(Обратите внимание, у Чехова сострадание к нищим и кошкам само собой разумеющееся)
— Это гражданин своей страны, поэтому любовь к своему городу, селу, двору, дому — тоже показатель культуры человека.
-Ярким признаком воспитанного человека является его речь. Поэтому воспитанный человек не будет оскорблять окружающих нецензурной, грубой речью.
-Культурный человек умеет выслушать собеседника и никогда не станет критиковать его прилюдно.
2.Почему за последние 15-20 лет так сильно упал уровень культуры людей в нашей стране?
— Ответы, размышления участников мероприятия. Дискуссия.
Ведущий: готовясь к сегодняшней дискуссии, ребята провели опрос наших учеников и учителей. Результат оформился таким образом.
Ведущий: уже несколько лет мы живем в условиях крушения общественных идеалов, нравственных ценностей. Причин падения культуры, духовного обнищания людей много:
— ослабление «института семьи», семья как основной социальный институт перестала выполнять свои воспитательные функции; большинство семей заняты зарабатыванием денег и утратили духовный контакт со своими детьми;
— распространение и пропаганда через средства массовой информации праздного образа жизни, потребительской психологии, насилия, жестокости;
-слабая пропаганда и освещение мероприятий патриотической направленности; примеров доброго отношения друг к другу, трудовых успехов, историй большой любви, высоких отношений между людьми;
— мы перестали читать высокохудожественную, научно-популярную литературу;
-обнищание старых и больных людей, разделение общества на очень богатых и очень бедных.
— обострения нигилизма, апатии.
Все это приводит к потере духовного и физического здоровья , прежде всего, молодого поколения.
В сознании и действиях многих учащихся устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению, стремление к наживе, низкий культурный уровень.
Во многом утрачено чувство долга и ответственности перед родителями, семьей, коллективом, обществом.
Растут детская беспризорность и преступность, агрессивность, психические отклонения детей. Особую тревогу вызывает распространение алкоголизма и наркомании среди молодежи.
3.Что мы можем сделать, чтобы поднять уровень культуры в нашем обществе?
Ведущий: понятно, что вопрос звучит так: что мы с вами, каждый из нас может сделать, чтобы нам совсем не свалиться в пропасть бездуховности?
— Ответы, размышления участников мероприятия. Дискуссия.
Ведущий: во всем начинать с себя. В первую очередь, работать над собой, совершенствоваться, развиваться. 1.Читать. По Чехову «вечное чтение».
Вспомним Белинского, который сказал: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». 2.Читать правильно. Хороши слова К.Г.Паустовского: «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая… Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей широте только перед просвещенным и знающим человеком».
- Работа над собой. «Нужен беспрерывный труд, штудировка, воля» (А.П.Чехов)
— Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далеких от комфорта, тут уж пусть каждый заботится о себе. Но, по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. В наши дни нужны не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.
-Великий педагог Макаренко в письме своему ученику писал: «От тебя требуется освоить только одну профессию на земле – быть настоящим человеком».
Мне хочется надеяться, что сегодня мы хотя бы чуть-чуть приблизились к этой мысли.
Инсценировка стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте».
Мне навстречу попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках (даже сзади крест-накрест).
Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
— Здравствуйте!—
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!—
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
— Здравствуйте!— был ведь когда-то обычай такой.
Мы его в городах потеряли,
Потому что нельзя ж перекланятся всем,
Кто ходит по улице Горького,
В ГУМе толпится
И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.
— Здравствуйте!—
Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских
Поклониться друг другу при встрече
(Хотя бы совсем незнакомы)
И «здравствуйте» тихо сказать.
«Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье,
Это — главное в жизни.
Я вам главного, лучшего в жизни желаю.
— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и вы человек —
Мы люди на этой земле.—
Поклонимся же друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим
(Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено).
— Здравствуйте,
Как я рад,
Что могу вам это сказать!