Prazdnikson
Сценарии

Путешествие в старину сценарий мероприятия для детей

 

(Слайд № 1). В ту старину, когда девушки были похожи на девушек, а юноши – на юношей. Потому что девушки не носили тогда брюк, шорт и другой мужской одежды.

(Слайд № 2, показывает детям фотографии молодежи в русских народных костюмах). А носили красивые сарафаны, вышитые сорочки, в косы вплетали атласные и шелковые ленты. И отношение к ним со стороны мужчин было соответствующим.

(Слайд № 3). Ведь никому бы и в голову не пришло обратиться к такой девушке, как к рубахе-парню: «Привет, Варюха!» И к девушкам обращались: «Душа,моя. Голубка моя ненаглядная. Лебедушка». А к молодым людям: «Сокол ты мой»! И ведь такими девушками хотелось не только любоваться. Их хотелось защищать. Потому, что они не пытались подражать мужчинам и показывать,что они мужественные. Потому что они были женственными. А вот мужчина рядом с такой хрупкой девушкой не мог себя почувствовать слабым. Ему хотелось стать каким?

(Дети отвечают защитником, сильным, мужественным и т.д.)

А сейчас, прежде чем отправиться в наше путешествие, я бы хотела у вас спросить: скажите, кому-нибудь из вас известно, что означает слово традиция? Можно привести примеры.

(Дети отвечают, объясняют на примерах. Например, традиция встречи Нового Года. Традиция семейных походов в лес, на природу. Традиция поздравлять ветеранов в День Победы. Традиция празднования дня рождения. Традиция приходить в школу в школьной форме. Традиция в давние времена носить девичьи сарафаны…).

– Определение этого слова есть в очень многих словарях и учебниках. Мне больше всего понравилось определение, опубликованное в толковом словаре Ефремовой:

Традиция – то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действий и т.п.).

2) Укоренившийся порядок в чем-л.; обычай.

Т.е. речь идет о том, что уже когда-то было в прошлом и может быть в настоящем; о чем говорят: так повелось, так заведено, так принято. Но могут быть и молодые традиции, которые не пришли к нам из старины, а мы их придумали сами.

Попробуем с вами разобраться с понятием Традиция. А вот для того, что бы это сделать, мы как раз и совершим с вами наше путешествие в старые добрые времена и узнаем, как жили наши предки, познакомимся с некоторыми их традициями, с народным календарем, а также с одним из главных праздников церковного календаря.

Жизнь русских людей всегда состояла из череды будней и праздников. Будни – время, наполненное трудами и заботами.

В будни пахали (Слайд № 4), сеяли (Слайд № 5), жали (Слайд № 6), работали в мастерских (Слайд № 7, 8), воспитывали детей (Слайд № 9) и т.д.

Будням противопоставлялись праздники – время отдыха (Слайд № 10), веселья, радости, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества (Слайд № 11).

Праздничных дней в России XVIII-XIX вв. было много: сто сорок – сто пятьдесят в году.

Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми праздниками, т.к. начинаясь в декабре, «когда солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были Святки (Слайд № 12), Масленица (Слайд № 13), Ивано-Купальские празднества (Слайд № 14), а также праздники сбора урожая (Слайд № 15).

Люди испокон веку жили по календарю. Календари были разные. Один из таких календарей был земледельческий. Как вы думаете, почему он так назывался?

(Дети предлагают свои варианты ответов).

Учитель обобщает: Наши предки внимательно наблюдали природу, круглый год следили за погодой. И из этого народного опыта и складывался русский земледельческий календарь, который помогал нашим предкам определять сроки пахоты, сева, уборки, сбора урожая.

Наряду с древними земледельческими праздниками в русском быту было много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в конце Х века, после принятия на Руси христианства. Многие церковные праздники были приурочены к народным. Рождество и Крещение совпали с новогодними Святками, Троица – с Зелеными Святками, Иоанн Предтеча – с Иваном Купалой. В результате наложения христианского календаря на календарь народный древние праздники, обычаи и обряды не исчезли полностью. Они продолжали жить, потому что были накрепко связаны с сельским укладом, с землей-кормилицей.

Дети с ранних лет помогали взрослым, а, помогая, осваивали различные ремесла. Мальчики – мужские: плотницкое, столярное дело, а девочки – женские: прядение, шитье, вышивание, ткачество. Дети учились грамоте, вместе с родителями ходили в храм (Слайд № 16), знали все главные православные праздники.

А вы знаете какие-нибудь православные праздники? (Рождество, Пасха, Благовещение, Успение, Троица…) Молодцы.

Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках: они славили Рождество (Слайд № 17), участвовали в зимних забавах (Слайд № 18, 19), вместе с взрослыми встречали «широкую гостью Масленицу» (Слайд № 20), закликали весну жаворонками (Слайд № 21), на Пасху расписывали яйца и катали их с горки (Слайд № 22), на Троицу завивали березку (Слайд № 23, 24).

У ребят был свой собственный календарь. Он так и назывался – «детский». И его традиции переходили из поколения в поколение. Были сезонные игры, развлечения, игрушки-самоделки по временам и месяцам года.

Праздники были приурочены к святым, «божьим» дням и позволяли людям не оторваться от своих традиций. В праздничные дни все собираются в кругу родственников, поют песни, танцуют, ходят в церковь, готовят традиционную еду.

Беседа о Рождестве Христовом с элементами вопросов-ответов.

А сейчас мы поговорим об одном из главных праздников, который наступит скоро, а именно 7 января. Ребята, что это за праздник?

Дети отвечают: Рождество Христово.

Если они не знают. Попробуем догадаться:

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник – Христово… (Рождество) (Слайд № 25) Ребята, вы что-нибудь знаете об этом празднике?

(Учитель задает наводящие вопросы):

  1. Ребята, кто родился в Рождество? (Иисус Христос)
  2. Когда произошло это событие? (Более 2 тыс. лет назад)
  3. В какой стране и в каком городе родился Спаситель (в Палестине, в Вифлееме) (Слайд № 26)
  4. А в каком конкретно месте (в пещере, в яслях – кормушке для скота) (Слайд № 27)
  5. Кто узнал об этом первый (пастухи) (Слайд № 28)
  6. Кто их об этом известил (Ангел)
  7. Кто следующий узнал о Рождении Христа (волхвы) (Слайд № 29) Как они об этом узнали? (они увидели Вифлеемскую звезду и поняли,

что предсказания сбываются)

  1. Что волхвы принесли в дар Спасителю? (золото, ладан и смирну). (Слайд № 30)
  2. Почему именно эти дары? (Золото – как Царю, ладан – как Богу, а смирну (благовонное масло) – как Человеку, который должен умереть).

Молодцы ребята! Как много вы знаете о празднике Рождества Христова! И это неспроста. Потому что испокон веку в христианском календаре рождество Христово (7 января) было одним из самых больших праздников. К рождественскому сочельнику (6 января) хозяйки тщательно прибирали избы (Слайд № 31) и занимались приготовлением пищи и сдобной выпечки как для разговления после рождественской литургии, так и для угощения гостей. Старики в сочельник отдыхали, а остальные домочадцы старались закончить все работы к обеденному времени, чтобы засветло успеть сходить в баню. Встречать Рождество было принято в новой одежде, что отразилось в известной поговорке: «На светлой рубаха хоть плохонька, да белехонька, к Рождеству хоть сурова, да нова». (Слайд № 32)

В сочельник до появления первой звезды на небе повсеместно крестьяне, особенно пожилые, соблюдали пост, воздерживаясь от пищи. Перед закатом солнца все домочадцы собирались около стола в красном углу и совершали молитву. Хозяин дома зажигал восковую свечу и, закрепив ее на одном из лежащих на столе хлебов, отправлялся во двор за вязанкой соломы или сена, которым по возвращении застилал стол и лавку. (Слайд № 33) Солому покрывали чистой скатертью или полотенцем и под образами устанавливали сноп ржи как символ будущего урожая, кутью в горшке и взвар. Ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое кутья и что такое взвар?

Кутья (или сочиво) – это каша из зерен, ягод и меда. Взвар – это отвар из фруктов и ягод. (Новые слова учитель записывает на доске). После этих приготовлений семья вновь совершала молитву и, затушив свечи, в торжественном молчании приступала к трапезе.

По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество Христово.

С приходом Рождества наступают святки. А это значит, что начинается славление Христа, колядование, представления вертепного театра, молодежные вечерины.

Главный святочный обряд – славление Христа символизирует приход волхвов по случаю Рождества Христова. (Слайд № 34) Именно поэтому славильщики ходили по домам с рождественской звездой. Как вы думаете почему? Потому, что она символизирует Рождественскую звезду, которая привела волхвов к месту рождения Спасителя.

Славление приурочивалось к первому дню Рождества. Славильщики ходили по дворам и пели песнопения из праздничных церковных служб: тропарь и кондак праздника и другие, а также многолетие хозяевам.

А когда в России появился кукольный вертепный театр (Слайд № 35), славление могло сопровождаться также вертепным представлением (Слайд № 36). Но чаще всего «вертепное действо» (Слайд № 37) происходило на святочных игрищах, посиделках или вечерках.

В последующие дни при обходе дворов пели колядки (Слайд № 38). Основное содержание колядок — пожелание здоровья и счастья хозяевам дома.

А в некоторых местностях совершался обряд посевания. Дети обходили избы и разбрасывали зерна. Семена приносили в дом и «сеяли» (бросали) их в красный угол с пожеланиями богатого урожая. И приговаривали: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Христославцев и колядовщиков непременно надо было одарить. В качестве таких святочных подарков использовали фигурное печенье в виде коров, быков, овец и домашних птиц, называемых на севере «козулями». (Слайд № 39) Такое печенье любили готовить девушки, чтобы похвастаться какие они мастерицы. Также «козули» могли выставляться на окна для показа проходящим, с утра они красовались на столе, а вечером рассылались в подарок родным. Козу ли отдавались детям для игры, ими украшали ёлку (Слайд № 40).

Козули в разных местах выпекали самые разнообразные.

На Терском берегу Белого моря в XII в. наши предки лепили из теста фигурки быков, оленей, коров. Это были поморские козули. (Слайд № 41)

На Вологодчине пекли вологодских лепных «Коровушек». (Слайд № 42)

На реках Мезени и Пинеге лепили накануне Рождества Мезенские витые козули. (Слайд № 43)

А на суровой Архангельской земле пекли расписные Архангельские ко- зули. (Слайд № 44)

По мнению поморцев, фигурки козуль несли за собой какой-то смысл: Олени и кони вещали дому богатство, здоровье каждому от мала до велика. Тюленей, птиц дарили рыбакам, чтобы им сопутствовал богатый улов рыбы в летнюю путину, чтоб море было приветливое, спокойное, а зверя и птицы побольше водилось. Невестам и молодым девушкам дарили коней с заплетенной в тройную косичку гривой — как символ Веры, Надежды, Любви. Коровка – покровительница домашнего очага. Тетерка и утица – дарились с пожеланиями счастья. Тетерка с птенцами – знак материнства. Хозяюшки обязательно оставляли одну – две козули в доме до следующего года, чтобы Счастье не покинуло его. Берегли их на чистой салфеточке у божницы перед иконами.

Самостоятельная работа детей по декоративному украшению архангельской расписной козули.

Ребята, я приготовила для вас сюрприз – испекла фигурки архангельских козуль (Слайд № 45) и сегодня мы с вами будем их расписывать. Немного о них расскажу. В старину выпечкой таких пряников занималась вся семья. Мужчины изготовляли из полосок кровельного железа специальные контурные формы для вырезания пряников (Слайд № 46), женщины готовили тесто темно-коричневого цвета с добавлением патоки, жженого сахара и различных пряностей. (Слайд № 47). Украшали, расписывали пряники всей семьей — и взрослые и дети, благодаря чему искусство передавалось в семье из поколения в поколение. Украшали козули при помощи палочек белковой рисовальной массой (яичным белком, взбитым с сахаром, подкрашенным натуральными красителями, которыми являлись сок ягод клюквы, черники, облепихи, голубики, черной смородины и др., позже стали окрашивать и соком моркови). (Слайд № 48)

Устный рассказ с использованием персонажей сказки «Колобок» для знакомства детей с крестьянским бытом

Расписали? Молодцы! А пока подсыхают ваши козули, я вот еще кое-что вам расскажу. Друзья, а вы знаете, что не только народный календарь может помочь нам познакомиться с крестьянским бытом? С крестьянским бытом нам может помочь познакомится сказка.

(Учитель достает их сундука игрушку Колобка). Ребята вы, конечно, узнали этого героя сказки. Это – …

Дети отвечают: Колобок. А кто такой Колобок?

Дети отвечают: Хлеб.

Правильно. Т.е. Колобок – это символ хлеба. Ребята, а все ли из вас могут догадаться, что и других героев сказки зайца, волка, медведя и лису можно рассматривать как символы. Как вы думаете, что они символизируют? (Они символизируют времена года).

Ребята, давайте порассуждаем. Мы начинаем учебный год осенью, в сентябре, когда только-только собран урожай. Так вот Заяц в сказке про Колобка символизирует Осень. Ведь он тоже меняет шубку, как деревья листву. А еще на Руси заяц считался символом плодородия за свою плодовитость. Заяц нашему хлебу-колобку не угроза. Потому что крестьянские амбары осенью полны свежесобранного зерна.

И Волк – воплощение Зимы — Колобку не опасен. Волк у нас еще не съел Колобка. Почему? Потому что у нас в закромах у крестьянина еще очень и очень много хлеба. Еще квас, пиво из зерна делают, еще у нас зерном обсыпают на Рождество при колядовании, лепят всякие обрядовые печенья такие, как козули.

А вот Медведь – символ весны. Ведь именно весной бурый хозяин леса просыпается от сна, как и природа. Он тоже еще не опасен для Колобка, потому что амбары крестьянские еще не пусты.

А вот Лиса-краса прекрасна, как солнечное лето. Но хлеба у крестьян уже нет. В муку при выпечке добавляют траву. Ждут — не дождутся нового урожая. Потому и съедает она Колобка.

Вот такая взаимосвязь русской сказки с крестьянским бытом.

Кстати, разыгрывание вместе с родителями, младшими сестренками и братишками сказок тоже, при желании, может стать семейной традицией.

А теперь давайте подведем итог нашего занятия. Ребята! Скажите, а ктонибудь из вас празднует в своей семье Рождество Христово

А как вы его празднуете?

А какие-нибудь другие праздники празднуете?

А какие еще семейные традиции есть в Вашей семье?

Как вы считаете, семейные традиции помогают тому, чтобы семья была крепкой, дружной? А если семья будет крепкой, как крепость, то она сохранит каждого из нас от всяких бед и напастей!

Задание на дом. Нарисуйте, пожалуйста, рисунок какой-нибудь вашей семейной традиции, которая уже существует в вашей семье или той, о которой вы мечтаете, чтобы такая в вашей семье зародилась.

Расписные прянички – это подарок для вас. Вы их лучше сразу не съедайте, принесите домой, покажите мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Может быть, они тоже захотят вместе с вами на Рождество испечь козули и у вас в семье тоже может появиться такая замечательная традиция.

А еще у меня есть сахарные козульки на палочке, такие тоже готовили в старину сами или покупали на ярмарке (Слайд № 49). Это вам тоже от меня маленький подарочек, к Рождеству.

А теперь мы говорим вам «до свидания», спасибо за внимание и за активное участие в занятии!

Если останется время:

А еще я хотела вам рассказать, что ёлочка не всегда была символом Рождества и украшением праздника. Впервые обычай встречать Новый год и Рождество с лесной красавицей ввел Петр I. Он привез это новшество из Германии. В России этот обычай прижился не сразу. И сначала он прижился в городе, а уж потом и в деревнях.

А вообще каких-либо указаний на Рождественскую ёлку (рождественское дерево) как символ празднования Рождества Христова в христианских источниках нет. Однако я нашла вот такое интересное предание, с которым могу с вами поделиться:

«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению Ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, — все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом Ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:

  • Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары,- говорила, обращаясь к маслине, пальма.
  • Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.
  • Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
  • И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? – прибавила маслина. – Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но Ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.

  • Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, — сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.

С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. «Они правы, — думала она, — где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному Младенцу!»

Но ангел сказал ей:

  • В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он, и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

  • Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».

Вот эта красивая легенда и является родоначальницей современной Рождественской Елочки.

В.И. Рыбина

Презентация русская старина — скачать

Презентация русская старина pdf

Добавить комментарий

Войти с помощью: