Prazdnikson
Сценарии

Родное наше слово сценарий мероприятия

Ведущий: Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки. Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что, хорош квас?»

  • Хорош, — сказал тот.
  • А чем хорош?
  • Вкусный, холодный, с эрфиксом.
  • С чем? – насторожился Даль.
  • С эрфиксом, — повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великорусского языка»?
  • Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.
  • Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.
  • Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.
  • Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).

Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?

Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.

«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», — говорил Н.М.Карамзин.

Наше сегодняшнее мероприятие посвящено знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности:

«Сперва аз да буки, а потом другие науки»

«Грамоте учиться всегда пригодиться».

Начнем мы с блиц-игры. Отвечаем быстро, не задумываясь. Хорошо?

  1. Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
  2. Как называется  сооружение  для  переправы  через реку? (мост).
  3. Какой литературный   герой   в   половодье   спасал зайцев? (дед Мазай)
  4. Герой, подаривший свое сердце людям? (Данко).
  5. Являются ли   слова   «подводный»   и    «водитель» однокоренными? (нет)
  6. Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
  7. Назовите главного   героя   сказки    «по    щучьему велению»? (Емеля).
  8. Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
  9. К какому   жанру   относится   «Евгений   Онегин»? повесть, роман, поэма.
  10. Как называется    отдельная    комната    монаха    в монастыре? (келья)
  11. Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)
  12. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
  13. В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
  14. Как называются    главные    члены    предложения? (подлежащее и сказуемое)
  15. Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
  16. Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
  17. Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
  18. Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)
  19. Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
  20. Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский)
  21. Что означает    устаревшее    слово    «цирюльник»? (парикмахер)
  22. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
  23. Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
  24. Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)
  25. Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
  26. Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)
  27. Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

2   тур. (6 участников)

«Карл V, римский император говаривал, что испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов.

С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях устного народного творчества. Сейчас мы проверим, как вы знаете такие жанры УНТ, как пословицы, поговорки и загадки.

  • Продолжите пословицу: (каждому участнику задается по две пословицы)
  • Не спеши языком, … (торопись делом)
  • Одежда лучше новая, …. (а друзья старые)
  • Под лежачий камень … (вода не течет)
  • Волков бояться, … (так и в лес не ходить)
  • Делу время, … (а потехе час)
  • Дерево смотри в плодах, а …. (человека в делах)
  • Человек без друзей, что … (дерево без корней)
  • Маленькое дело, … (лучше большого безделья)
  • Терпение и труд, …. (всё перетрут)
  • Родина-мать, … (сумей за нее постоять)
  • Труд человека кормит, … (а лень портит)
  • Не надобен клад, … (коли в семье лад)

Объясните смысл поговорки

— Как кошка с собакой. — В час по чайной ложке.
— Съесть вместе пуд соли. — Лететь на всех парусах.
— Дело в шляпе. — Легок на помине
— Набрать в рот воды. —   За   словом   в   карман   не

полезет

— Водить за нос. — Как снег на голову
— Переливать из пустого в

порожнее.

 

3   тур

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: — Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

  • Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы.
  • Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?
  • Да, ты действительно могущественна, — ответил тигр.

Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

Фразеологизмы имеют переносное значение.

А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим.

Объяснить значение фразеологизмов.

  1. кривить душой (лгать)
  2. себе на уме (хитрить)
  3. кожа да кости( худой)
  4. раз, два и обчелся (мало)
  5. вставлять палки в колеса (мешать)
  6. заячья душа (трус)
  7. в двух словах ( коротко)
  8. куры не клюют (много)
  9. зарубить на носу (запомнить)
  10. ушки на макушке (внимательно)
  11. язык проглотить (молчать)
  12. повесить голову (печалиться)
  13. клевать носом (дремать)
  14. рукой подать (близко)
  15. гонять лодыря (бездельничать)
  16. во все лопатки (быстро)
  17. мастер на все руки (умелец)
  18. витать в облаках (мечтать)
  19. водить за нос (обманывать)
  20. играть первую скрипку(быть главным)
  21. идти в ногу (действовать согласованно)
  22. стреляный воробей (опытный чел.)
  23. бросать слова на ветер ( говорить зря)
  24. делать из мухи слона (преувеличивать)
  25. говорить сквозь зубы (неохотно)
  26. избушка на курьих ножках(старое что-то)
  27. одна нога здесь, другая там (быстро)
  28. спустя рукава (плохо)
  29. засучив рукава (хорошо)

Конкурс «Синонимы»

подобрать как можно больше синонимов:

идти (шагать, ползти, топать);

трусливый (боязливый, несмелый, пугливый);

говорить     (сказать,     повторить,     молвить,     добавить, воскликнуть, заявить);

красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие);

смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

«Плач  предложения»  (исправьте   речевые   ошибки  в предложении)

Онегину нравился Байрон, поэтому он повесил его над головой.

Писатель нам в своих произведениях показывает простой язык.

Муму   прижалась   к   стенке,   когда   подошла  барыня  и оскалила зубы.

С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.

Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.

Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.

В   музее   природы   есть   рысь,  бобёр,  олень   и   другие товарищи.

В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.

Переведи слово

  • На языке коми «син» — глаз, «лыс» — хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово «синлыс». (ресницы)
  • По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон)
  • Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»? (одеколон)
  • Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию? (простоквашу)
  • «Ветеринар» по-чукотски – «кора-доктор». Что означает чукотское слово «кора»? (олень)

Заключительная часть

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

Автор: Багатырова С.Г.

Добавить комментарий

Войти с помощью: