Сценарий мероприятия о смысле жизни для детей
Жизнь моя, зачем ты мне дана?..
Ведущий: Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Всё в твоих руках.
Вот так, ребята, и ваша жизнь тоже в ваших руках. Как прожить жизнь, как поступить правильно нас учит сама жизнь и классическая литература, которая дает ответы на многие вопросы.
Сегодня мы будем продолжать учиться размышлять над вечными проблемами. Я надеюсь, что это занятие поможет вам строить логические развернутые высказывания, свободно высказывать собственные мысли, опираясь на русскую художественную литературу.
Ведущий: В русской литературе есть философские темы. Назовите, какие из них вы помните.
Дети: Жизнь, смерть, смысл бытия, взаимоотношения с Богом, сущность мироздания, высшая цель человечества.
Ведущий: Проблемы смысла жизни, взаимоотношений человека и Бога, жизни и смерти называли «проклятыми вопросами». Как вы думаете, почему?
Дети: На них не было однозначного ответа.
Ведущий: Скажите, до каких пор мы с вами будем говорить о проблемах?
Дети: Пока они существуют.
Ведущий: А если проблем в обществе не будет? Какими нас можно будет назвать?
Дети: Счастливыми.
Ведущий: Тема нашего занятия: урок-диспут с приведением жизненных аргументов и аргументов из русской литературы «Жизнь моя, зачем ты мне дана?..».
Задание. Составьте высказывание и зачитайте его (слова перепутаны, нужно составить высказывание).
- «Те, кто озаряет жизнь других, не останутся сами без света» (Дж. Мэтью Барри, шотландский драматург и романист).
- «Человек, который радуется счастью других людей, всегда будет счастлив сам» (Г.Д. Тинлей, тибетский буддийский наставник).
- «Тот, у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день» (Конфуций, древний мыслитель и философ Китая).
Дети: Зачитывают составленные высказывания и объясняют их смысл.
Ведущий: Задание. Определите понятия «жизнь», «смысл жизни», «счастье».
Давайте тоже пофилософствуем. Скажите, как бы вы ответили на вопросы:
«Что такое жизнь?»;
«В чем смысл жизни и как его найти?»;
«Почему людям трудно найти смысл жизни?»;
«Может ли быть эгоизм смыслом жизни?»;
«Что такое счастье?».
Дети: (Работают в группах, отвечают, подводит итог сказанному).
Толковый словарь
Ведущий: Давайте прочитаем эти определения в словаре.
Предлагаю вашему вниманию определения слова «жизнь» в толковых словарях:
Жизнь, -и, ж.
- Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи.
- Физиологическое существование человека, животного, всего живого.
- Реальная действительность.
- Оживление, проявление деятельности, энергии. Д.И. Ушаков:
- Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни.
- Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений.
Ведущий: Какое определение вам ближе? Почему толкования разные?
Дети: У каждого человека своё понимание жизни, свои взгляды на жизнь, свои интересы, правила, своё отношение.
Ведущий: Философский словарь:
- Смысл Жизни – понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества.
- «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» – Л. Н. Толстой. С.И. Ожегов:
- Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения.
Ведущий: Кто-то испытывает удовлетворение от того, что рядом любимый человек, кто-то – от забитого гола в ворота противника. В любом случае понятие счастья у всех разное. Значит, для всех единого счастья не бывает.
Классики о поисках смысла жизни и счастья
Ведущий: Вопрос о том, что есть смысл жизни, что есть счастье, поднимался в литературе всегда, поэтому я вам предлагаю обратиться к классикам и узнать, как они решают эти вопросы со своими героями.
- Почему людям трудно найти смысл жизни?
- В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
- Главный герой повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин.
Дети: (Высказывают суждения по прослушанному эпизоду).
Видеофрагмент
- В чем смысл жизни и как его найти?
- В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого поиском смысла жизни был занят князь Андрей Болконский.
- Главная героиня произведения А.И. Солженицына «Матрёнин двор» – Матрёна.
Дети: (Высказывают суждения по прослушанному эпизоду).
Может ли эгоизм быть смыслом жизни?
- Герой рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» – Николай Иванович Чимша- Гималайский.
- Герой рассказа И.А. Бунина – безымянный господин из Сан-Франциско.
Ведущий: Как нет однозначного ответа у нас, так нет однозначного ответа и у литературных героев.
Ведущий: Я предлагаю вам взять себе на память одно из высказываний известных людей о смысле жизни, может быть, оно вам поможет взглянуть по-другому на какой-нибудь вопрос, который мучает вас, или поможет подбодрить ваших близких.
(На столе стоит коробочка, в которой лежат записанные на листочках цитаты известных философов).
Цитаты про жизнь
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, сыграй в неё.
Жизнь бесценна, береги её.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей её.
Жизнь – это песня, спой её.
Жизнь – это борьба, прими её.
Жизнь – это трагедия, перебори её.
Жизнь – это возможность, не упусти её.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй её.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай её.
Жизнь драгоценна, не разрушай её.
Жизнь – это борьба, борись за неё.
Ведущий: Что из этих строк вы бы взяли девизом для себя?
Ведущий: Запишите на листочках ваши выводы и опустите в коробку (звучит музыка «Жизнь»).
Ведущий: Сегодня мы рассуждали над вопросами, над которыми не раз задумывается каждый человек: Что есть жизнь? Зачем она мне дана? В чем смысл жизни? Есть ли счастье?. Когда будете размышлять, философствовать, не бойтесь высказывать собственное мнение и можете смело опираться на мнение писателей-классиков.
Помните, что если в основе мира лежит Добро, то в конечном итоге трагедия мировой жизни должна быть преодолена – таков вывод русской религиозной философии и русской литературы.
Как коробка наполняется, так и жизнь человека постепенно наполняется из ежедневных ситуаций и того, как человек смог преодолеть трудности.