Сценарий народных игр и забав. Мероприятие для детей
На сцену выходят ведущие, мужчина и женщина в русских национальных костюмах.
Ведущий 1. Добрый день, гости дорогие!
Ведущий 2. Здравствуйте!
Ведущий 1. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, Что пришли к нам на праздник поиграть, повеселиться!
Ведущий 2. Мы давно вас ждем-поджидаем, Праздник без вас не начинаем.
У меня для каждого найдется, И местечко, и словечко.
Ведущий 1. Сегодня будут игры, танцы, смех, Радости хватит для всех.
Мы живем в стране большой, прекрасной, Любим наши реки и поля.
Реет флаг наш бело-сине-красный Много лет над башнями Кремля.
Ведущий 2. Повелось в России так от века, И страна по праву тем горда,
Что национальность человека Дружбе не мешает никогда.
Ведущий 1. Здесь едины братские народы, Так везде – от гор и до равнин.
Всем даны права, даны свободы, И для всех закон у нас один.
Ведущий 2. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Каждый человек неповторимый. Он – индивидуальность, личность, обладающая своими особенностями. Если бы мы были все одинаковыми – жить на свете было бы просто неинтересно.
Ведущий 1. Более 190 различных народов проживает в современной России. У любого народа есть своя история и культура. В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный уклад, своя духовная культура, множество обычаев и традиций, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях, в играх.
Ведущий 2. Еще в глубокой древности, когда люди не умели писать, зародилось устное народное творчество. Это всё то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков. Это мудрость нашего народа, которая сохранилась в сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, присказках, частушках, прибаутках, песнях. А дети, подражая старшим, проявляли себя в играх.
Ведущий 1. Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!
И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, – мы их называем игры!
Ведущий 2. Народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Мы вам предлагаем отправиться в путешествие, чтобы познакомится с играми народов необъятной России.
Ведущий 1. Ото всех дверей, ото всех ворот Приходи скорей, торопись, народ!
Вас много интересного ждет:
Много песен, много шуток И веселых прибауток.
Сел сверчок на шесток, Таракан – в уголок.
Сели-посидели, Игры завели.
Ведущий 2. Услыхали ложки, Вытянули ножки.
Услыхали калачи
И попрыгали с печи, Да давай подпевать,
В игры шумные играть.
Ведущий 1. Кто готов путешествовать с нами? Подходите, не робейте, в круг становитесь, за руки возьмитесь! Очень много интересного ждет вас в нашем путешествии. Передвигаться мы будем от станции к станции на весёлом «Паровозике». Нас ждёт в пути много остановок. Ваша задача: пройти народную игру на каждой станции и собрать конверты со словами, которые вы вскроете, пройдя все этапы. Они помогут вам выполнить последнее задание.
Начинаем играть!
Ведущий 2. – К нам приехал паровоз!
Ведущий 1. – Что с собою он привез?
Ведущий 2. – Он устал, он глух и нем, он привез вагончик…
Ведущий 1. – С чем?
Ведущий игры объявляет, с чем приехал паровоз, а дети должны продемонстрировать это жестами и звуками.
Ведущий 2. С топотушками (топают),
Ведущий 1. С хлопушками (хлопают),
Ведущий 2. С мигалками (мигают),
Ведущий 1. С обнималками (обнимаются),
Ведущий 2. С кричалками (кричат),
Ведущий 1. С улыбалками (улыбаются).
Ведущий 1. Сейчас я приглашаю всем взять впереди стоящего за плечи. Наш поезд готов к отправлению! (звучит сигнал отправки поезда) Не забыли взять с собой хорошее настроение? Отправляемся в дальнее путешествие!
Игра-связка «Весёлый паровоз»
Дети встают друг за другом и движутся за ведущим под фонограмму песни.
Ведущий 1. Первая станция, которая нас ждет, это станция «Народов Севера». (обращается к девочке волонтеру) Здравствуй прекрасная жительница Севера, встречай гостей дорогих. Расскажи нам пожалуйста о живущих на Севере народах и о их играх.
1 станция «Народы Севера ханты и манси»
Волонтёр 1. Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. Почти у всех северных народов в традиционных хозяйственных промыслах почётное место занимает рыбная ловля и охота. Эти занятия известны людям многие тысячи лет, и по сей день являются важной частью культуры и быта жителей Севера. Промыслами занимаются мужчины, женщины ведут хозяйство, изготавливают одежду, обрабатывают шкуры для чумов. Муж — добытчик, защитник, ему подчиняются все члены семьи. Основным питанием ханты и манси всегда являлось мясо диких животных и оленей, а также различная рыба. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающего мира, усвоения обычаев, традиций и обрядов, а также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками.
Волонтер знакомит детей с выставкой книг и предметов быта.
Волонтёр 1. Здесь на выставке представлены предметы и книги, которые вам расскажут больше о этом народе. (знакомство 1-2 минуты)
А сейчас я приглашаю вас сейчас поиграть в национальную игру народов ханты и манси
«Охота на куропаток».
Ведущий 2. Готовы? Начинаем охоту!
Подвижная игра «Охота на куропаток»
Реквизит: 2 мяча, мел.
Ход игры: на площадке чертят небольшие круги куда бы мог встать только один участник игры. Дети изображают куропаток. Выбираются два охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (запрыгивают в круг). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.
Волонтёр 1. Молодцы ребята, но, чтобы получить конверт вам необходимо отгадать хантыйскую загадку. Слушайте внимательно.
Загадка: Сестра и брат друг друга побаиваются. (Ответ: вода и огонь)
Правильный ответ! Получайте свой первый конверт, и продолжайте ваше путешествие. До новых встреч!
Ведущий 1. Давайте ребята спасибо скажем, за интересный рассказ и увлекательную игру! (дети благодарят волонтера) А нас ждет следующая станция! Внимание, всем занять свои места! Наш паровоз отравляется дальше!
Звучит сигнал отправки поезда, звучит трек №2. Дети встают друг за другом и движутся за ведущим под фонограмму песни.
Игра-связка «Весёлый паровоз»
Ведущий 2. На следующей станции, которая нас ждет, живет весёлый очень народ! Песни и танцы у них в чести, а тоску и хандру метлой из дома мети! Мы с вами прибыли в гости к татарскому народу, в республику Татарстан.
2 станция «Татарский народ»
Ведущий 2. (обращается к девочке волонтеру) Здравствуй прекрасная жительница Татарстана, встречай гостей дорогих. Расскажи нам пожалуйста о татарском народе и его играх.
Волонтёр 2. Татары говорят на татарском языке. «Здравствуйте» на татарском языке звучит, как «Исеммэсис». Предлагаю вам поздороваться друг с другом на татарском языке. (дети здороваются).
Татарский народ богат на традиции. Татары чтут предков, а это значит, что все обычаи сохранились в народе с давних времен. Народ произошел от различных ханств, которые перестали существовать после 19 века. Сейчас татары проживают на территории России, Татарстана, Башкортостана, Сибири и других местах России. Главный обычай – это уважение к старшим, особенно к родителям. С детства в татарской семье учат помогать младшим, не обижать обездоленных. Мать пользуется особым почетом в семье, но просьбы отца должны выполняться беспрекословно, потому что он является главой семьи, и все домочадцы его слушают. Татары очень гостеприимный народ. Вы никогда не уйдёте из татарской семьи без угощения. Это у них в крови. Даже если человек не очень приятен вам, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят и предложат ночлег. Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, музыкальным сопровождением.
Волонтер знакомит детей с выставкой книг и предметов быта.
Волонтёр 2. Здесь на выставке представлены предметы и книги, которые вам расскажут больше о этом народе. (знакомство 1-2 минуты)
В татарских играх много юмора, шуток, разных потешек. Дорогие ребята, мы предлагаем вам поиграть в татарскую национальную игру «Тюбетейка».
Подвижная игра «Тюбетейка»
Реквизит: тюбетейка.
Ход игры: дети становятся в круг. Игрок одевает тюбетейку на голову соседа, музыка прекращается, то у кого тюбетейка выбывает из игры. Игра проходит до последнего игрока.
Волонтер 2. Молодцы ребята, но, чтобы получить конверт вам необходимо отгадать татарскую загадку. Слушайте внимательно.
Загадка: Хвост у неё – в горах, А в море – голова.
Кто сможет угадать,
Лет проживёт до ста. (Ответ: река)
Правильный ответ! Получайте второй конверт, и продолжайте ваше путешествие.
Ведущий 1. Благодарим вас за интересный рассказ и увлекательную игру! (дети благодарят волонтера) А впереди нас ждет не менее увлекательная станция! Внимание, всем занять свои места! Наш паровоз отравляется дальше!
Звучит сигнал отправки поезда, звучит трек №2. Дети встают друг за другом и движутся за ведущим под фонограмму песни.
Игра-связка «Весёлый паровоз» 3 станция «Башкирский народ»
Ведущий 2. Здравствуй башкирская красавица, встречай гостей! Расскажи нам пожалуйста о живущем в Башкирии народе и о их играх.
Волонтёр 3. Башкиры – один из самых ярких древних народов Башкортостана.
Издревле племена башкир вели полуоседлый образ жизни, впоследствии переросший в оседлый. Основными занятиями были охота, скотоводство и земледелие. Люди жили в юртах, представлявших собой переносное сооружение. Юрты состоят из каркаса, покрытого войлоком. Народ Башкортостана славится ярким и разнообразным культурным наследием. Фольклор, с красивыми сказаниями о людях и животных. Но помимо кочевого скотоводства башкиры могли похвастать многими промыслами. В частности, большую популярность, прославившую башкир, получили добыча и производство мёда. Вообще, в России Башкирия стоит на первом месте по производству мёда.
Башкирские народные игры являются популярным развлечением у людей разных возрастов. Игры отражают жизнь и быт предков, их историю и культуру. В основе игр лежат традиционные обряды и обычаи народа, элементы его ремесел и орудия труда. Или же в играх отражались элементы борьбы, охоты.
Волонтер знакомит детей с выставкой книг и предметов быта.
Волонтёр 3. Здесь на выставке представлены предметы и книги, которые вам расскажут больше о этом народе. (знакомство 1-2 минуты)
Мы предлагаем вам принять участие в башкирской игре «Стрелок».
Подвижная игра «Стрелок»
Реквизиты: 1 мяч, мел.
Ход игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Волонтёр 3. Выбираем стрелка и начинаем игру! А выбирать стрелка мы будем с помощью башкирской считалочки. Приглашаем всех встать в круг.
Считалочка: «Ты, курай, курай, курай, задорней, веселей играй.
Ты, курай, курай, курай,
Тех, кто лучше пляшет, выбирай».
Проходит игра
Волонтёр 3. Отлично поиграли, но, чтобы получить конверт вам необходимо отгадать башкирскую загадку. Слушайте внимательно.
Загадка: Сама вечно слёзы льёт, а всех кормит зиму напролёт. (Ответ: осень)
Ведущий 1. Очень смышлёные сегодня ребята собрались, все загадки угадывают правильно! За правильный ответ – вручайте нам конверт! Спасибо вам за интересный рассказ и весёлую игру! (дети благодарят волонтера) Дальше путь мы продолжаем и в дороге не скучаем! Вперёд!
Звучит сигнал отправки поезда, звучит трек №2. Дети встают друг за другом и движутся за ведущим под фонограмму песни.
Игра-связка «Весёлый паровоз» 4 станция «Народы Коми»
Ведущий 2. Привез нас паровоз к еще одному народу. Кто же на этой станции нас поджидает? Здравствуй девица, встречай гостей! Расскажи нам пожалуйста о народе, живущем в республике Коми и их играх.
Волонтёр 4. Коми являются коренными жителями Республики Коми. Это уникальный по своей сущности народ, создавший интересную культуру и в наши дни ведущий традиционный образ жизни, который был характерен для их предков. Культура Коми богата фольклором, включающим мифы, сказки, легенды. Несмотря на распространение христианства, до сих пор отмечаются старинные праздники. Например, праздник сбора урожая, проводы уходящего льда, начало охоты. Традиции народа были связаны с культами, почитающими огонь, лес, промысел.
Народ Коми активно развивал творчество, что наглядно отражает прикладное искусство. Они сумели освоить создание меховой мозаики, резьбу по дереву и кости. Орнаменты можно видеть на предметах быта, одежде, оружии. С детства дети приучаются к труду. Богатый на ресурсы край позволял этим жителям заниматься различными ремеслами и строить надежные дома.
Игры народов Коми появились очень давно. Они служили способом физического воспитания детей и готовили молодёжь к труду. Народные игры просты и эмоциональны. Они всегда проводятся на свежем воздухе. Учили хорошо метать, бегать, прыгать.
Волонтер знакомит детей с выставкой книг и предметов быта.
Волонтёр 4. Здесь на выставке представлены предметы и книги, которые вам расскажут больше о этом народе. (знакомство 1-2 минуты)
Приглашаю всех принять участие в игре «Биляша».
Подвижна игра «Биляша»
Ход игры: на площадке чертят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Играющие делятся на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперёд правую руку (одёргивать руку нельзя). Подбежавший берёт игрока соперников правой рукой (играем одной рукой) о старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удаётся, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится её пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды. Пленник освобождается, если его ловца перетянут на чужую сторону.
Волонтер 4. Молодцы ребята, но, чтобы получить конверт вам необходимо отгадать загадку народов Коми. Слушайте внимательно.
Загадка: По утрам не на коне Приезжает гость ко мне… Вечером за горизонт
Убегает — клонит в сон… Золотой, с приходом дня,
Будит раньше всех меня! (Ответ: солнышко)
Ведущий 1. Молодцы! Игроки получают четвёртый конверт, и мы продолжаем путешествие. Поехали!
Звучит сигнал отправки поезда. Звучит трек№2. Дети встают друг за другом и движутся за ведущим под фонограмму песни.
Игра-связка «Весёлый паровоз» 5 станция «Народы Кавказа»
Ведущий 2. Необъятны Кавказские просторы,
В них леса, как братья поднялись, И как сестры в белых шапках горы К небесам лазурным поднялись.
Погляди: зеленью, Кавказ наш блещет И кругом такая благодать!
Каждый листик ласково трепещет, Словно хочет «Здравствуйте» сказать!
Здравствуй гордая красавица Кавказа, встречай гостей! Расскажи нам пожалуйста о живущем на Кавказе народе и о их играх.
Волонтер 5. Кавказ – богатейшая коллекция природных и исторических достопримечательностей. Высокие горы и глубокие каньоны, поражающие своим спокойствием озера и грохочущие водопады, жаркие пляжи и никогда не тающие ледники, затерянные в горах аулы, возраст которых исчисляется столетиями.
Кавказ – удивительный край, с удивительной природой, с народами богатыми своей культурой, обычаями, игр.
В разные века народы Кавказа сражались за свою независимость. Горец должен быть готовым к отражению врагов, защите своего очага. Это требовало мужества, быстроты реакции, большой физической силы, умения управлять конем и владеть холодным оружием. Поэтому детские игры скорее напоминали спортивные состязания: прыжки со скалы в воду, поднимание и метание камней, перетягивание каната над рекой, хождение по канату, плавание, гребля и т.д.
Волонтер знакомит детей с выставкой книг и предметов быта.
Волонтер 5. Здесь на выставке представлены предметы и книги, которые вам расскажут больше о этом народе. (знакомство 1-2 минуты)
Дорогие ребята, мы хотим вас пригласить принять участие в Дагестанской народной игре
«Надень папаху».
Подвижная игра «Надень папаху»
Ход игры: мальчик-джигит сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Главное правило: водящий не должен подсматривать, играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.
Волонтер 5. Молодцы ребята, но для того, чтобы получить конверт вам необходимо отгадать загадку народов Кавказа. Слушайте внимательно!
Загадка. Нельзя понюхать и сорвать Цветочек этот аленький.
Бывает он большой-большой, Бывает очень маленький.
И воду он совсем не пьёт,
А если выпьет, то умрёт. (Ответ: огонь)
Ведущий 2. Наши ребята знают ответы даже на самые сложные загадки! Спасибо большое за интересную игру нашим помощникам, и вы ребята получаете еще один конверт с заданием! Внимание, всем занять свои места! Наш паровоз отравляется дальше!
Звучит сигнал отправки поезда. Звучит трек №2. Дети встают друг за другом и движутся за ведущим под фонограмму песни.
Игра-связка «Весёлый паровоз»
станция «Русский народ»
Ведущий 1. Дорогие ребята, мы прибываем с вами нас завершающую станцию нашего путешествия, на станцию «Русского народа».
Волонтер 6. Добро пожаловать гости званные и долгожданные!
Русские – народ, относящийся к восточнославянской этнической группе. Он является государствообразующим этносом Российской Федерации. Это самый многочисленный европейский народ.
Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. Еще одна из особенных черт, которая присутствует у русского человека в характере это доброта. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда
«и накормят, и напоят, и спать уложат» – широка русская душа! Традиции русского народа уходят корнями в далекую старину. Многие связаны с православными праздниками – Пасха, Святки, Рождество. Масленица – языческий обычай. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Волонтер знакомит детей с выставкой книг и предметов быта.
Волонтер 6. Здесь на выставке представлены предметы и книги, которые вам расскажут больше о этом народе. (знакомство 1-2 минуты)
Волонтер 6. Я предлагаю вам вспомнить, какие русские народные игры вы знаете? (ответы детей) Приглашаем вас поиграть в русскую народную игру «Горелки».
Подвижная игра «Горелки»
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим и говорит:
«Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!»
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
Волонтер 6. Отлично поиграли! Может вы уже устали? (ответы детей) Тогда слушайте загадку внимательно, самый смышлёный получит конверт!
Загадка. У нее вся душа нараспашку, И хоть пуговки есть – не рубашка, Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Ответ: гармонь)
Волонтер 6. Молодцы, правильно угадали! За успешное прохождение станции вам полагается конверт. И мы вам его с удовольствием вручаем.
Ведущий 1. Спасибо красна девица за рассказ и игру весёлую, ну а нам пора отправляться на заключительную станцию. Внимание, всем занять свои места! Наш паровоз отравляется дальше!
Звучит сигнал отправки поезда, звучит трек №2. Дети встают друг за другом и движутся за ведущим под фонограмму песни.
7 станция «Завершающая»
На станции детей встречают все волонтеры.
Ведущий 1. Уважаемые игроки мы прибыли на завершающую станцию нашего увлекательного путешествия. Сегодня вы прикоснулись к традициям народов севера, Коми, Кавказа, татарского, башкирского, а также русского народов.
Волонтер 2. На протяжении всей игры, вы получали конверты. В каждом конверте спрятано слово, и ваша задача состоит в том, чтобы составить фразу из этих слов.
Дети открывают конверты и составляют фразу.
Ведущий 1. Давайте прочтем, что же за фраза у вас получилась.
Фраза: «Чиста родниковая вода, прекрасен цвет розы, крепка сталь. Но чище воды, прекраснее цветов, крепче стали – дружба российских народов».
Волонтер 2. Дорогие ребята, подходит в завершение ваше путешествие, и мы все вас приглашаем на танцевальный флэшмоб «Игры, танцы, дружба – всё, что детям нужно!».
Звучит песня «Если друг не смеётся, ты включи ему солнце…» группы «Барбарики». Волонтёры проводят флэшмоб.
Флэшмоб «Игры, танцы, дружба – всё, что детям нужно!».
Ведущий 1. Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная, она протягивает руку дружбы и раскрывает свои объятия всем народам, кто пожелает жить на земле мирно и счастливо. Вы должны знать и понимать, что со всеми народами надо дружить!
Ведущий 2. Мы желаем вам, ребята, чтобы вы всегда помнили о том, что нельзя человеку жить без Родины, а беречь ее и означает – любить. Вы должны помнить, что надо дружить друг с другом и с другими народами.
Мы не прощаемся с Вами, а говорим вам: «До новых встреч, друзья!»
Ведущий 1. До новых встреч!
Автор: Евкайкина Т.Н.,Часовская Т.В.