Prazdnikson
Сценарии

Сценарий театрализованного праздника, посвященного обрядам и обычаям сенокосной поры

Звучит русская мелодия.

Миниатюра Сенокос

За кулисами звучит стихотворение «Сенокос». В это время происходит действо.

ГЗК. Сенокос, какая прелесть

Всей деревней в летний зной

Слышать сена мягкий шелест

За излучиной лесной

Сенокос по всей России

Это праздник годовой

До дождей его осилишь,

Будь спокоен – козырь твой! Потому на этот праздник Едут все и стар, и млад Сенокосицей заразной Заболели все подряд.

Выходят две девушки, выносят домотканые дорожки, бросают их на пол, уходят. Выходит девушка с крынкой, проходит по сцене, становится у края одной дорожки. Выходят два косаря, косят до начала дорожки, останавливаются. Девушка с крынкой идет к первому косарю — дает напиться, затем идет ко второму косарю, который вытирает пот со лба ее рушником. Девушка уходит со сцены.

Выходят две женщины с граблями, гребут сено, останавливаются посередине дорожек. Выходят две девушки, одна с крынкой, другая с котомкой. Останавливаются на краю дорожек.

Выходят две девушки, забирают дорожки, все участники миниатюры, уходят со сцены следом за ними.

 Звучит мелодия «Утро в деревне».

С разных кулис выходят женщины. Общаются между собой. Выходит бригадир, обращается к женщинам.

Бригадир. Здорова, здорова, бабы.

Женщина 1. Здорова, бригадир.

Бригадир. Ну что, поработаем на благо Родины, на благо совхоза «Заветы Ленина»?

Женщина 2. Конечно.

Бригадир. Ударим ударным трудом по сельхоз угодию? Даю наряд: немедленно всем на Садовщиково, на загребку. И смотрите у меня, я ведь проверю. А то будете отлынивать, хороводы свои водить. (уходит)

Женщина 3. Сенокос-то нынче хороший должен быть, дождя ведь на Петров день не было, значит до Прокла все успеем.

Женщина 4. Ну ладно, пошли наряжаться, да на работу.

Женщина 1 . Мужики уж с утра косят, а мы пояса не собрали, да их не подпоясали до сих пор.

Уходят со сцены, запевая «На горе колхоз».

Обряд Травяной пояс.

Звучит русская мелодия. Из-за кулис звучит описание обряда, на сцене показывается обряд. Выходят три косаря, изображают скашивание травы косами. Останавливаются. За ними идут женщины, изображают сбор свежескошенной травы. Делают травяные пояса, подвязывают косарям, крестятся, кланяются, все уходят.

ГЗК: Обряд «Травяной пояс» проводился в первый день выхода жителей деревни на сенокос. Обряд предназначался для привлечения исцеляющих свойств травяных поясов, изготовленных из свежескошенной травы. Обряд совершался женщинами. Траву завивали, скручивали в длинные жгуты и делали из них травяные пояса. Женщины при этом просили у солнца хорошей погоды, чтобы сено сохло, а не гнило под дождем. А мужчинам желали здоровья, выносливости, силы на сенокосе.

Песня «Покосы».

К концу песни «косари» выходят на сцену — «косят». После песни появляются женщины, парни отдают косы за кулисы.

Женщина. Ну что мужички, наработались, проголодались? Айда на обед. Давайте перекусим, чем Бог послал.

Все рассаживаются кругом, разворачивают котомки, обедают. Звучит русская мелодия.

ГЗК. Для обеда объединялись по несколько семей. Обед делали сытный и с традиционным набором блюд: ссыпчину — это каша из разных круп с маслом и солёное свиное сало. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни, веселились.

Женщина. Иван, а ты кого в невесты осенью возьмешь?

Парень 1. А никого, нету у вас ее.

Женщина. А неужто никто не приглянулся? Ты чего ж? Смотри сколько девок…

Парень 1. А мне такая нужна, чтоб душу грела.

Парень 2. Девки, а девки, а хотите на жениха погадаю?

Девушка. Хочу…

Проходит шуточное гадание.

Девушка. Ах ты, окаянный… Издеваться вздумал надо мной…

Убегают со сцены оба. Звучит русская мелодия.

 ГЗК. Время сенокоса у русских крестьян считалось праздничным событием в особенности среди молодежи. Девушки для работы в лугах убираются в самое хорошее одеяние. Девчатам здесь было гульбище, на котором они, дружно работая граблями пели песни, рисовались перед парнями. Парни одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками. Молодые веселились, несмотря на тяжёлый и напряжённый по срокам труд.

Выходят девочки (Юля с Яной) с левой кулисы, когда они запевают песню, женщины собирают котомки и уходят в те кулисы, откуда будут выходить на песню «Пошли девки на работу».

Песня «Тень, тень над водою».

Под конец песни выходят женщины и девушки, обращаются к девушкам, исполнявшим песню.

Женщина 1. Хорошо вам девки, молодым да незамужним живется с отцом, матерью, как у Христа за пазухой. Горя не знаете. А меня вот замуж выдали за нелюбимого.

Женщина 2. А что ты зря пошла-то?

Женщина 1. А кто меня спрашивал? Отдали и все.

Женщина 2. Отдали? Вот мне рассказывали: не хотела девка замуж идти, ну никак жених не нравился. Так она как увидела, что свататься едут, одежду всю перемарала, платок молью почиканый одела, вышла на горку и давай орать: «Девка-то тут».

Женщина 1. И че?

Женщина 2. Ну сваты значит поднимаются на горку, увидели ее и спрашивают: «Девка, а девка, есть у вас кто дома?» А она опять: «Девка тут, девка тут» и на себя показывает. А сваты опять: «Девка, а еще есть кто, еще…?» Она стоит молчит, а потом как выдаст:

«Никого!». Подумали сваты зачем нам эта дурында и уехали ни с чем. А ты говоришь, отдали, отдали…

Женщина 3. Так что, девчонки, замуж ведь не напасть, лишь бы замужем не пропасть.

Песня «Не спешите девки».

После песни появляются женщины, к ним подбегают дети.

Алеша. Нянька, я берегиню покосницу сделал.

Женщина. Ох и молодец.

Данияр, Аня . И я тоже, и я сделал. Смотри.

Начинают показывать покосниц, женщины берут детей на колени, рассматривают кукол, в это время звучит описание обряда.

Звучит русская мелодия.

Обряд «Берегиня Покосница».

ГЗК. На Руси, когда начинался сенокос, русские крестьяне изготавливали обереги-кукол Покосниц. Одну из них клали в первый стог. Вторая должна была беречь руки косцов от ран. А третью куколку делали детям, чтобы им было чем заняться в поле, пока взрослые работают. Найти куклу, когда заканчивался стог, считалось большой удачей.

Женщина. Ну все, бегите, положите берегиню под стожок. А вы сорванцы, повеселите нас.

Трое детей убегают за кулисы, двое исполняют песню.

 Песня «Гармонист Тимошка».

Под конец песни появляются женщины, после песни выбегают дети с граблями, зазывают дождь.

Звучит русская мелодия.

ГЗК. В старину существовало поверье, если крутить поднятые вверх грабли, то пойдет дождь. Именно так поступали дети, когда хотели отдохнуть.

Появляется бригадир.

Бригадир. Что это у вас тут за веселье, не хороводы, так частушки, посмотри на них. Еще и дождь вызываете, а ну-ка быстро на работу всем.

Все убегают со сцены.

Выходят парни и мужчины, которые будут петь песню с пеньками, ставят их перед собой, после них выходят женщины, мужчины садятся на пеньки, женщины становятся полукругом за мужчинами, у женщин в руках перевернутые грабли.

 Песня «Пошли девки на работу»

По окончании песни, поющие красиво уходят. Звучит русская мелодия.

Во время чтения ведущей, выходят 2 девочки, раскидывают дорожку, которая символизирует реку. Из разных кулис выходят две солистки, садятся на ступеньку, плетут венки.

ГЗК. В обрядах и играх весенне-летнего цикла Венки служили обязательным головным украшением девушек. Не исключением был и сенокосный период. Девушки украшали себя венками из цветов. Венок для девушки был символом девичьей чести, девичества, он защищал ее от «дурного глаза», от «нечистой силы». А также, конечно, тайком девушки загадывали желание на женихов. Считалось, что парни обязательно обратят на девушку внимание, если на ней красивый венок.

Песня «Венок».

В конце песни солистки кладут свои венки на дорожку, «на воду», Ксюша Ч. утягивает дорожку за кулисы, солистки уходят.

Звучит русская мелодия.

ГЗК. Семьи, в которых был младенец, брали с собой на сенокос зыбку с ребенком. Зыбку подвешивали на березу или на треноги. В качестве подстилки использовали сено и старую одежду. С целью защиты ребенка от нечистой силы, в зыбку под сено клали колющие предметы — нож, гребень, а для лешего оставляли краюшку хлеба, чтоб он не украл ребенка. За младенцем присматривал ребенок постарше.

Во время чтения слов парень выносит треногу с люлькой, выходит женщина с ребенком на руках, а за руку держит ребенка постарше. Далее женщина кладет малыша в люльку и исполняет песню, ребенок постарше качает люльку.

Песня «На улице дождик».

После песни выходят женщины.

Женщина 1 . Ну что, бабоньки, вот и подошел к концу первый сенокосный день.

Женщина 2 . А ну, запевай нашу сенокосную.

Песня «Сенокосная пора».

Выходит бригадир с косарями.

Бригадир. Ну что, работнички, поздравляю всех с окончанием покоса. Молодцы, не подвели, лихо с сенокосом расправились. Объявляю всем благодарность. А теперь можно отдохнуть, погулять и повеселиться.

Все. Ураааа!

Разбегаются.

Звучит русская мелодия.

Ведущий. По окончании сенокоса устраивался большой праздник для всех участников. Для оплаты общего угощения выделяли часть луга, и сено с этого луга продавали — покупатели были свои же односельчане. На вырученные деньги покупали чай, баранки и наливочку, закуску приносил каждый свою. На праздник сбегалась вся деревня, включая детей: пели, плясали, перебрасывались шутками, водили хороводы.

Песня «Хоровод-оберег».

Заключительная сцена «Хоровод-оберег» — исполняют все участники.

Все участники выходят на сцену, спускаются в зал, водят хоровод вокруг зрителей, затем поднимаются, первые две шестерки уходят за разные кулисы, остальные образуют полукруг на сцене. Те, кто ушел за кулисы, выходят на передний план с домоткаными дорожками. После них выходят в центр полукруга дети, далее выходит на середину сцены бригадир с караваем и две маленькие девочки выносят котомку и крынку, становятся по обе стороны бригадира.

Автор: Дыкина Н.А., Решетникова С.В.

Добавить комментарий

Войти с помощью: