Prazdnikson
Сценарии детских игровых программ

Сценарий у летних ворот игровой хоровод

Фольклорно игровая программа для детей

Действие разворачивается на поляне. К назначенному часу сюда начинают подходить люди.

Ведущие (Матрена, Агаша, Ванюша, Танюша, Варвара-Краса) в ярких русских народных костюмах ходят по поляне, зазывая народ.

Баянист наигрывает русскую народную мелодию «Полянка».

МАТРЕНА: Ой вы гой еси, красные девицы и добрые молодцы!

Слушайте и глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали!

Приглашаем вас всех на наше представление!

Мы по улице гуляем,

Хороводы выбираем,

Где веселый народ –

Тут наш будет хоровод.

Разнеслась  молва,

Отпирай, хозяева.

То мы пришли,

Игры, пляски принесли.

Кто играет, да поет,

Того горе не берет.

Стук, стук – каблук,

Все айда в наш круг!

ВАНЮША:

Сидел заяц на заборе,

Пироги жевал.

Всех скликал он на гулянье,

Кто свое не отгулял:

«Эй, люд честной,

Тряхнем стариной!»

Балалаечка играет

И гармошечка поет,

Люд веселый на гулянье

За околицу идет.

Выходи скорей,

Не жалей лаптей!

ТАНЮША: всех приглашаем! Всех зазываем. Раздайся народ во все сторонушки, предлагаю всем играть в хороводушки.

(Баянист играет русскую народную мелодию «Выйду ль я на реченьку». Участники образуют на поляне большой хоровод. Танюша проводит с детьми игру «Селезень и утка». Матрена, Агаша, Ванюша активно помогают ей: в середину хоровода ставят «утку», а за кругом – «селезня», который должен ловить «утку». Баянист играет мелодию игровой народной песни «Селезень утицу догонял».)

ИГРАЮЩИЕ ПОЮТ:

Селезень ловил утку,

Молодой ловил серую.

Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой!

У тя семеро детей,

Осьмой селезень!

(Во время исполнения этой песни селезень, ходящий по закругу, старается поймать утку, а для этого проникнуть круг. Появляется Варвара-Краса.)

ВАРВАРА:

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красные девицы!

Батюшка Ветер пролетал и сказал,

что вы меня на свой праздник звали.

ВСЕ ХОРОМ: Звали! Звали!

ВАРВАРА: Все ли хорошо у вас на празднике? Все ли ладно?

АГАША: Все хорошо, все ладно. Ребята веселые, дружные, смекалистые, ловкие.

ВАРВАРА:

Вот такие-то мне и нужны.

Я для них сладкие призы принесла.

Гость доволен?

Значит все в порядке! –

Выше счастья и не пожелать!

А сейчас народные загадки

Я вам предлагаю отгадать…

ВАНЮША:

Наши загадки –

Не горьки, не сладки.

Кто их разгадает,

Забот не узнает.

ВАРВАРА:

Загадка первая:

«В печь несут – жидко, горячо,

Из печи несут – твердо, холодно!»

ВАНЮША:

Что такое будет? Не знаете?

Эх вы, а еще образованные.

Ну ладно, – холодец.

ВАРВАРА:

А вот загадка вторая –

Серьезная, не смешная.

«И комковато, и ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей?»

ВАНЮША:

Что? Опять не знаете?

То-то, братцы, это вам не баловаться.

Тут умственную способность иметь надо.

(Ответ: хлеб)

ВАРВАРА:               Ну ладно, загадка третья,

На нее-то хоть ответьте.

«В брюхе баня,

В носу решето,

Всего одна рука,

Да и то на спине.»

ВАНЮША: (опять обращается к детям):

Не знаешь? И ты не знаешь?

Ну ничего, брат, я и сам не знаю.

(Ответ: чайник)

(В случае если угадали)

ВАНЮША:              Эту отгадку знают редко.

Надо б за труд вам сладкую репку.

Да вот только пока вы гадали.

Зайцы сладкую репку украли.

(Самых активных участников Варвара-Краса награждает сладкими призами). Попрощавшись с детьми, уходит).

АГАША: К детским играм на Руси относились очень серьезно. Считалось, что они могут вызвать урожай, счастье или беду.

Поиграем и мы в игры наших бабушек.

(Фоном звучит веселый наигрыш «Воротики».)

Матрена объявляет условия игры «Комары». Играющие становятся попарно в ряд. Парные оборачиваются друг к другу лицом, берутся за руки, поднимают их над головой и таким образом изображают баню. Последняя пара – комары – проходят под поднятыми руками остальных пар. Когда они подходят к первой паре, то пара спрашивает их: «Куда идете?»

КОМАРЫ:               В баню!

Когда комары пройдут весь ряд и вернутся назад, первая пара опять спрашивает:

«Хороша ли баня?»

КОМАРЫ:               Холодна!

Затем проходят под поднятыми руками второй раз и когда на обратном пути их спрашивают: «Хорошо ли вам?»

КОМАРЫ:               Хорошо!

После чего все играющие с криком бросаются на комаров, приговаривая:

«Дави, дави комаров!»Комары стараются спастись бегством. Если кого-либо из комаров поймают, то все по очереди кричат у него над ухом, подражая писку комара.

ТАНЮША: Не только талантлив, но и мудр русский народ: им создана огромная изустная литература – сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, песни, загадки. В старину говаривали: «Красна речь с притчею». Кто из вас назовет больше всех пословиц, поговорок/ прибауток?

(Участники называют).

ВАНЮША:              Ох, скороговорки, что крепкий орех,

Для Тани, для меня,

Для Маши – для всех!

ТАНЮША:               Тот, кто ловок

Да скороговорок,

Без труда попадет

В наш веселый хоровод!

Дети по очереди приговаривают одну и ту же скороговорку по три раза. Кто точнее и быстрее ее выговорит, получает приз.

ВАНЮША:              От хорошего словечка

Сладко екает сердечко.

Благодарствие примите,

Сувенирчик получите.

Чтобы нас не забывали,

Чтобы чаше навещали.

(После раздачи призов)

ВАНЮША:              Как у наших ворот

Собирается народ.

Все со скрипочками

Да с балалаечками,

Собрались мы позабавиться

Да потешиться,

Пошутить, поиграть, посмеяться!

(Ванюша объясняет условия игры «Заинька». Баянист тихо играет русскую народную песню «Заинька» или «Мы на луг ходили»).

Играющие становятся в круг, а тот, кто будет изображать заиньку, – в середину круга. Хоровод начинает ходить из стороны в сторону и петь:

  1.  Заинька, выйди в круг,

Серенький, выйди в круг!

Поскорее выйди в круг,

Поскорее выйди в круг!

  1. Заинька, ты пройдись,

Серенький, ты пройдись!

Туда – сюда ты пройдись,

Туда – сюда повернись!

  1. Заинька, умой ручки!

Серенький, умой ручки!

Леву, праву умой ручки,

Леву, праву умой ручки!

  1. Заинька, пригладь шерстку,

Серенький, пригладь шерстку!

Справа, слева пригладь шерстку,

Справа, слева пригладь шерстку!

  1. Заинька, причешись!

Серенький, причешись!

Да получше причешись,

Да получше причешись!

  1. Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!

Ну-ка топни раз – другой,

Попляши-ка, милый мой!

(Заинька выполняет движения в соответствии с текстом. Исполняя последний куплет, все начинают приплясывать. После слов «Попляши-ка, милый мой! Дети разбегаются, а заинька их ловит. Тот, кого он поймал, становится заинькой.)

МАТРЕНА:              В хороводе веселились,

По забавушкам пустились,

Песни славно запевали,

Подружечек и дружков собирали,

Собирались во единый кружок!

Запевали песню нову

Про радость нашу к хороводу.

(Матрена объясняет условия игры «Кострома»).

Эта игра разыгрывается следующим образом: один из играющих садится на землю, а другой ложится к нему на колени вверх лицом. Остальные ходят вокруг них и поют русскую народную песню «Кострома».

Кострома, Кострома!

Государыня моя, Кострома!

У Костромушки кисель с молоком,

Еще с прибылью блины с творогом.

Кострома! Кострома!

Затем подходят к сидящему и спрашивают:

Здорово, кума!

Жива ли Кострома?

КУМА:                      Полезла в погреб?

Дети снова поют песню про Кострому и водят вокруг нее хоровод.

Затем опять задают куме вопрос:

Жива ли Кострома?

КУМА:                      Сметану снимает.

Дети еще раз заводят хоровод вокруг Кумы и Костромы. И снова задают куме вопрос:

Жива ли Кострома?

КУМА:                      Умерла!

Играющего, который изображает Кострому, лежащего на землю, поднимают и относят в сторону (на кладбище). Положив его на землю, отходят от Костромы и кричат:

Сырушка, ненаедушка,

Сырушка, ненаедушка!…

Кострома подскакивает и ловит играющих. Тот, кого она поймает, тоже становится Сырушкой и ловит остальных.

АГАША: А знаете ли вы, ребята, что называют самым большим чудом в народном творчестве?

(Дети отвечают)

АГАША: Конечно, сказку. Благодаря собирателям – фольклористам дошли до нас сказки русские, какие нашим прадедам сказатели сказывали.

МАТРЕНА: А может быть, ребята сами хотят сказку рассказать или разыграть?

(Желающие разыгрывают заранее подготовленные сказки).

ВАНЮША:              Хорошо ходить по лугу –

Людям здесь не тесно,

Можно стать толпою в круг –

Всем хватает места.

ТАНЮША:               Ты забывчив, Ваня, стал –

Ты мне, что-то обещал…

Чтобы праздник не померк,

Нужен нам здесь…

ВАНЮША:              Фейерверк!

В честь сегодняшней игры

Разожжем мы тут…

ТАНЮША:               Костры!

ВАНЮША:              Чур, я главный костровой!

Эй, ребята, все за мной!

(Загораются костры, вокруг которых дети с ведущими заводят хороводы. Баянист играет хороводную песню «В хороводе были мы»).

Дети поют:

  1. В хороводе были мы,

Были мы, были мы

  1. Кого надо видели,

Видели, видели.

  1. Сокола – молодчика,

молодца, молодца

  1. Встань, молодчик, подбодрись,

Подбодрись, подбодрись.

  1. Вправо, влево развернись

Развернись, развернись!

  1. Кому хочешь, поклонись,

Поклонись, поклонись!

(Каждая строка в пении повторяется).

ТАНЮША:               Старина и современность –

Все смешалось, завертелось,

Нам уже не разобраться…

ВАНЮША:              Может лучше не стараться?

Что уж можно тут сказать?

Чему быть – не миновать!

АГАША:                   Вам всем нижайшее наше почтенье.

МАТРЕНА:              Благодарим за посещение.

ВАНЮША:              Теперь уж сами гуляйте,

Сами себя развлекайте.

ТАНЮША:               У меня для детей

Много праздничных затей –

«Салки» и «Горелки»,

«Жмурки» и «Прятки».

На просторе вольном

Веселись, ребятки!

(Массовики продолжают свою работу на лужайке.)

«САЛКИ»

Старинная народная игра «Салки» или «Пятнашки» имеет много различных вариантов, но суть игры остается неизменной: водящий-салка должен догнать кого-либо из играющих и запятнать его, коснувшись рукой, после чего тот становится салкой. Меняется лишь характер препятствий, которые водящий должен преодолевать, преследуя убегающих.

Вот два варианта этой игры:

«Салки с приседанием»: водящий может запятнать только бегущего игрока. Если тот успел присесть, то он уже не может быть запятнан салкой. Это правило вносит много веселого оживления в игру, позволяет «водить салку за нос», пользуясь правом выручиться в опасный момент. Водящий должен уметь не только быстро двигаться, но и применять различные хитрости. Например, делая вид, что гонится за одним, внезапным рывком осалить другого, зазевавшегося на миг. Салки с приседанием можно усложнить, введя дополнительные правила «Третий не выручается!». При каждом новом водящем выручиться приседая могут только двое из преследуемых: третьему придется рассчитывать лишь на быстроту своих ног и на особенности увертывания.

«Салки-пересекалки». В этом варианте игры любой игрок может выручить товарища, которого настигнет водящий, пробежав между ним и салкой. В таком случае водящий должен догнать любого игрока, а не того, за которым он только что гнался. Однако всякий, кто спасается подобным путем, освобождается от преследований лишь до тех пор, пока не выручиться очередной игрок, после чего за ним может быть возобновлена погоня. В салки-пересалки тоже нередко вводится дополнительное правило: водящий преследует лишь того игрока, который перебежал ему дорогу, выручая товарища.

«ВЬЮНЫ»

Поставьте всех участников в круг. Взявшись за руки, они приподнимают руки кверху, образуя «воротца».

В одном месте выведите из круга двух рядом стоявших игроков и объявите их вьюнами. Поставьте их на исходное положение для игры. Вьюн, стоящий за кругом, будет погонять вьюна, стоящего внутри круга. У погоняющего в руках жгут.

Дистанция пробега невелика – нужно один раз обежать круг, но бежать придется не по прямой, а по извилистой линии, проскальзывая в «воротца» то с одной стороны, то с другой стороны.

По сигналу ведущего оба «вьюна» срываются с места. Вторым сигналом вы фиксируете результат, достигнутый одним из бегунов. Здесь возможны два случая. Первый, когда убегающему удалось добежать до своего места и выручиться. Для этого ему достаточно взяться за руку с игроком, стоявшим с ним в кругу. Тогда круг смыкается, вы назначаете нового вьюна-убегающего, погонять которого будет старый «вьюн», не сумевший отыграться. Оба становятся в исходное положение, в той части круга, где стоял новый убегающий. Второй случай, когда погоняющий «вьюн» настиг убегающего и осалил его жгутом раньше, чем тот убежал до своего места. Круг снова смыкает исходное положение в той части, где будет выбран новый догоняющий вьюн.

 «ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ»

 Игра проводится на большой площадке, поэтому она особенно пригодна в условиях массового гуляния на лугу. К тому же, жмурки с колокольчиком представляют собой очень веселое зрелище.

Для игры понадобится небольшой колокольчик. Его легко можно заменить любой погремушкой. Необходимо также иметь несколько скрученных из соломы и перевязанных бечевкой жгутов. Все это нужно заготовить заранее.

Пригласите всех желающих участвовать в игре, в том числе и зрителей, стать в большой круг. Выберите из них трех-четырех человек. Одному привяжите к ноге колокольчик или погремушку, остальным завяжите глаза (под подвязку всегда полагается класть полоску чистой бумаги) и дайте в руки по жгуту. Их задача – поймать или трижды осалить жгутом водящего с колокольчиком. Сделать это как будто просто: передвигаясь внутри круга, водящий каждым шагом выдает свое присутствие. Зато в отличие от преследователей он зрячий. Это позволяет ему увертываться: то прыжками отскакивать в сторону, то замирать на месте и т.д.

Расставив руки и размахивая жгутами, жмурки устремляются на звон колокольчика, однако чаще всего натыкаются друг на друга к явному довольствию зрителей. Пользуясь правом постеречь жмурок от встречи друг с другом, зрители то и дело кричат «Огонь» – и тем самым вносят немало веселой сумятицы в действия игроков, никогда не знающих точно, к кому из них относятся эти возгласы. Чем шире круг и больше места для игры, тем больше возможностей у водящего продержаться, оставаясь неуязвимым. Жмурок следует менять через 5-6- минут, а водящего с колокольчиком – каждый раз, когда его изловят или трижды осалят жгутом.

«ЛАПША»

 В землю заколачивают большой кол. На него накидывается петля двухметровой веревки. Возле пола, называемого «горшком» или «котлом» укладывают в кучку различные мелкие предметы – палочки, еловые шишки и т.п. Это и есть «лапша», который хотят полакомиться играющие. Один из них – ведущий. Он объявляет себя «поваром». Ухватив свободный конец веревки и потянув ее, водящий быстро ходит или бегает вокруг «горшка», расхваливая свое кушанье. В руках у него жгут. Но играющим не терпится поскорее отведать «лапши». Каждый старается в удобный момент выхватить один из предметов, сложенных в кучку. Охраняя «лапшу», «повар» бегает вокруг кола, угрожающе размахивая жгутом. Бегать ему приходиться так, чтобы веревка все время была натянута. Это позволяет играющим понемногу растаскивать «лапшу». Каждый раз можно брать только по одному предмету, накапливая свою поживу в руках. Чем быстрее бегает по кругу водящий, тем труднее спастись от жгута, которым он может достать довольно далеко, не выпуская из рук веревки. Осаленный жгутом должен обратно выложить в «горшок» все, что ему попалось унести.

Игра заканчивается, когда «расхлебают» всю «лапшу». Выигрывает тот, у кого на руках окажется наибольшее количество унесенных им предметов. После этого выбирают нового водящего и игра продолжается.

«ГОРЕЛКИ»

 Играющие выстраиваются парами в колонну. Впереди, спиной к ним становится «горельщик». Ему поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Сделай дело,

Глянь на небо –

Звезды горят,

Утки летят,

По-морью кричат:

«Чекоты, чекоты,

Не догонишь ты!»

После этих слов игроки, стоящие  в последней паре, бегут с двух сторон, вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если горельщик поймает одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонны, а игрок, оставшийся без пары, «горит», и игра продолжается.

«ПРЯТКИ»

 Один из играющих-водящий, он отворачивается лицом к дереву и закрывает глаза. Остальные участники прячутся, а водящий поет:

Считаю до пяти,

Не могу до десяти.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я иду искать,

Кто не спрятался,

Я не виноват.

Кто за мной стоит –

Тому десять раз водить!

Как только водящий оканчивает игровой припев, он открывает глаза и идет искать спрятавшихся. Если ему долго не удается найти кого-либо из детей, то он говорит: «Утки, утки, я на три минутки».

Как только водящий находит первого из спрятавшихся участников, он кричит: «Первая курица, первая хмурится!» – и бежит к тому месту, где стоял с закрытыми глазами, чтобы коснуться дерева. Если спрятавшийся его обгонит и первым побежит к дереву, то говорит: «Тук, тук, я в домике!» – это означает, что водящему он не будет засчитан.

«МОЛЧАНКА»

 Играющие выбирают ведущего, садятся вокруг него, и поют:

Кони, кони, кони

Сидели на балконе,

Чай пили, ложки били,

По турецки говорили:

Чаби-чаляби, чаляби-ляби, ляби!

Мы набрали в рот воды

И сказали всем замри.

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Шишка небольшая,

Просто золотая!

Как споют последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить каждого из детей – смешными гримасами, движениями, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, он отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поют песни, танцуют, загадывают загадки, скачут на одной ножке.

«БУБЕНЦЫ»

 Играющие выбирают двоих, одному завязывают платком глаза, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет,

Того жмурка не поймает!

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки и игра продолжается.

СКОРОГОВОРКИ

Идут бобры

В сыры боры;

Идут бобры

В дворы стары

* * *

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

* * *

Евсей, Евсей, муку посей,

А посеешь муку –

Испеки в печи калачи,

Да мечи на стол горячи.

* * *

У Саши в каше

Сыворотка из-под простокваши.

* * *

Тот хвощ из рощи,

Положь в овощ

Да в борщ

* * *

Дровоколорубы рубили дубы.

* * *

Вбили кол в частокол,

Подприколошматили.

ПРИГОВОРКИ

Мотылек-витилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеек.

* * *

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Гони стружок

С запада на восток.

* * *

Дед Сысой,

Тряси бородой,

Гони ветрило,

Чтобы лодка плыла.

* * *

Мелкие ручейки,

Несите стружки

С тихой воды

До великой реки.

ДРАЗНИЛКИ

  • Ваньк!
  • А!
  • Повторь словцо «иду».
  • А что?
  • Повтроь словцо-то!
  • Ну «иду»
  • У тя нос в меду!

* * *

Федорок с вершок,

Голова с горшок,

Шапка колышком,

Ножки бревнышком.

* * *

Антошка-картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

* * *

Едет Ваня на быке,

Балалаечка в руке,

Балалаечка упала,

Быку ноженьку сломала.

* * *

Алеша – белеша

Стоит три гроша:

Шейка-копейка,

Алтын-голова,

По две денежки нога –

Вот и вся ему цена.

** *

Сережа оглянулся,

Пузыриком надулся,

А пузырик-то в лесок,

Скачет, скачет по грибок.

* * *

Федя-медя требуха,

Съел корову, и быка,

И пятнадцать поросят, –

Только хвостики висят.

* * *

Федот худ,

Голова с пуд,

Нос крючком,

Хохол клочком.

СЧИТАЛКИ

Эй, Иван,

Полезай в стакан,

Отрежь лимон

И выйди вон!

* * *

Тары-бары,

Растабары!

У Варвары

Куры стары!

* * *

Тара-тара-тарара,

Вышли в поле трактора,

Стали пашню боронить,

Нам бежать, тебе водить!

* * *

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Будем в прятки

Мы играть.

Небо, звезды,

Луг, цветы –

Ты поди-ка

Поводи!

Добавить комментарий

Войти с помощью: