Сценарий театрализованного праздника приключения Алисы
О путешествиях во времени и приключениях Алисы
Действующие лица:
Алиса Селезнёва, героиня книги Кира Булычева
Профессор Селезнёв, отец Алисы
Бабушка Лукреция
Пашка, друг Алисы
Льок, первобытный мальчик, герой книги А. Линевской «Листы каменной книги»
Сети, мальчик, герой книги М. Матье «День египетского мальчика»
Овидий Назон, древнегреческий поэт
Дорион, молодой человек, герой книги К.М. Моисеевой «Осень Овидия Назона»
Князь Александр Невский
Княгиня Дубровка, жена брата Александра Невского, Андрея
Картина 1
Домашняя обстановка, в кресле сидит профессор Селезнёв, он читает книгу А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Выходит Алиса и обращается к зрителям.
Алиса. Здравствуйте! Я Алиса Селезнева, героиня книги Кира Булычева «Приключения Алисы». За последний год я опускалась на дно Тихого океана, открыла Атлантиду, спасла последних атлантов, побывала на планете 5-4, стала принцессой, а недавно побывала в центре земли. У меня нет ни минуты спокойной. Тысячи людей славят меня, как самую отважную девочку во вселенной!
Появляется бабушка Лукреция
Бабушка. Обед готов!
Алиса. Бабушка, я сыта и не хочу есть!
Профессор. Ты питаешься неизвестно чем, неизвестно где гуляешь!
Алиса (с иронией). А еще скажи, папочка, чтобы я поменьше сражалась с драконами, стреляла из бластера, билась на лазерных мечах и бегала наперегонки с чёрным медведем.
Бабушка (ахает). Она стреляла из бластера? Я больше так не могу! Это не ребёнок, а самоубийца какой-то!
Профессор (встаёт из кресла и решительно говорит): Хватит! Мне все это уже надоело! Ты проведёшь август в средней полосе России на чистом воздухе. И учти, чтение книг, а не пользование компьютером, будет для тебя на первом месте. Тебе даётся научное задание…
Алиса (перебивает его) Папка! Как здорово! Что за задание?
Профессор. Изучать историю книги. Ты должна узнать, как возникла книга и из каких материалов она состояла в разные исторические эпохи, с момента зарождения письменности и до того момента, когда началось массовое книгопечатание.
Алиса. Профессор Селезнёв! Ну, зачем читать книги, если любую информацию можно получить в Интернете? Чтение давно устарело, а книги – отжившее прошлое.
Профессор. О чём ты говоришь? Как хорошо уметь читать! Я читаю про графа Монте-Кристо, в библиотеке взял. Как приятно почитать добрую старую книгу!
Алиса. Бабушка! Ты только посмотри, какой у нас папа. Умеет читать!
Профессор. Не иронизируй! Я послал запрос в Центральный информаторий и Галактический справочный центр. Тебе отправят несколько книг, которые ты обязательно прочтёшь и на их примере изучишь историю создания книг и письменности. Может быть, тогда ты не будешь так легкомысленно относиться к величайшему изобретению человечества – к книге.
Алиса. Хорошо, хорошо! И в самом деле, наверно, в этом есть своя прелесть. Торжественно клянусь, я причитаю все твои книги!
Бабушка. И в космос ни ногой?
Алиса. Ни ногой! (Глядя в зал). Вот, перехитрила я своих родных. Я готова к новым опасным приключениям, и никто меня не остановит. У Пашки, моего друга, есть машина времени. Может, мы с ним совершим полёт во времени, совершим несколько подвигов? Всё может быть!
Картина 2
Дача. Лужайка. Посреди лужайки – машина времени с экраном и пультом, на ней мигают разноцветные лампочки. На траве сидят Алиса и Пашка. Рядом – стопка книг.
Алиса. Пашка, а ты хочешь рискнуть?
Пашка. В умеренных пределах, да.
Алиса. Пашка, я знаю, что у тебя энциклопедические знания. Ты знаешь почти всё о книгах. Совершив путешествие во времени, мы совершим рывок вперед, сделаем шаг в неизвестность. Это лучше, чем сидеть и читать эти книги. Лучше встретимся с героями этих книг, поговорим, узнаем об эпохе, где они живут.
Пашка. Мне надо подумать.
Алиса. Пашка, не веди себя как первоклассник! Ты представляешь (говорит с азартом), мы, самые обыкновенные люди XXI века совершим путешествие в глубинные слои времени. Да я не променяю такое путешествие на пять полётов на Альфа-Центавру! Что такое космос по сравнению с настоящими джунглями времени!
Пашка. А мой отец? Он запретил мне пользоваться его техникой.
Алиса. Трус! А ещё друг называется!
Пашка. (Немного помедлив с ответом) Ну хорошо, садись (садятся перед пультом машины времени). Ключ на старт! Машина к полёту готова!
Картина 3
Звучит мелодия из фильма «Москва – Кассиопея». Свет гаснет, ярко мигают лампочки. Зажигается яркий луч, направленный на скалу с наскальным изображением рыбы. Перед скалой стоит мальчик Льок, на нём одежда из шкуры животного. В руках у него – острый и тупой камни.
Алиса. Пашка, как ты думаешь, где мы?
Пашка. Если посмотреть на регулятор полёта во времени, мы попали на 20 тысяч лет назад, в каменный век (замечают мальчика).
Алиса. Ой, смотри, мальчик! Что это он делает?
Пашка. Делает наскальный рисунок, это первые письмена на земле.
Льок. (Дотрагивается до изображения рыбы). Кто же мог сделать рисунок семьи? Ведь сюда на священную скалу никому нельзя приходить! Неведомый сородич, верно, приманивал сёмгу с помощью её изображения на камне. Он колдовал! (Задумывается). А что, если я выбью на священной скале фигурку Роко-Друга охотников.
И тогда сами охотники смогут просить об удаче своего друга. (Зажав в руке кусок камня с острым концом, ударяет по нему другим камнем и выбивает рисунок Роко-Друга охотников; вытирает со лба пот). Пусть главный охотник потребует, чтобы друг вызвал из глубины моря много-много жирной сёмги. Пусть её наловят столько, чтобы хватило запаса на всю зиму.
Алиса. Неужели в каменном веке люди умели читать и писать?
Пашка. По-своему да. Люди каменного века, конечно, отличались от нас внешне, но уже тогда первобытный человек не только рисовал картинки, но и вырезал их на камне, дереве и кости. Это было своеобразное письмо. Сейчас это называется «пиктография», а значения лова – «вырезать».
Алиса. Смотри, какой талантливый мальчик! Человек у него выходит, как живой. И вообще, я где-то читала, что в пещерах Альтамиры в Испании, на скалах Богуслан в Швеции, на берегах Лены в Сибири человек каменного века оставил множество рисунков лошадей, носорогов, бизонов, мамонтов. Там есть даже целые сцены охоты.
Пашка. Да, несомненно, уже тогда человек делал первые шаги к изобретению письма.
Алиса. Давай не будем ему мешать и полетим дальше.
Пашка. Готовность номер один! Ключ на старт!
Алиса. Есть ключ на старт! Зажигание! (Звучит музыка, мигают лампочки, меняется сцена)
Картина 4
Египет, пирамиды, сфинксы
Алиса. Мы приближаемся к отметке 2800 год до нашей эры. Местоположение – Древний Восток.
Пашка. Так, что нам нужно знать о цивилизациях Древнего Востока, точнее о развитии письменности? (Нажимает кнопки) Ага, смотри на экран. Мы попали куда нам надо. Колыбель первых письменных знаков – иероглифов нам следует искать именно на Востоке, а точнее в долине Нила в Египте.
Идёт мальчик Сети в сандалиях, в набедренной повязке, на плече – полотняная сумка с письменными принадлежностями, в руках – узелок с едой и глиняный кувшин с водой.
Алиса. Смотри, смотри! Сюда идёт какой-то мальчик и он куда-то торопится!
Пашка. Интересно, куда он бежит?
Алиса. Давай спросим. (Выходят навстречу мальчику, он испуганно на них смотрит). Здравствуй, мальчик! Ты нас не пугайся, мы из будущего, которое находится 33 века вперёд. Меня зовут Алиса Селезнева, а его Пашка. А тебя?..
Мальчик. Сети.
Алиса. Скажи, а куда ты так торопишься?
Сети. В школу.
Алиса. В школу? Пашка, а разве и тогда дети ходили в школу?
Сети. Да я хожу в школу с 5 лет. А обучение длиться 12 лет.
Алиса. Почти как у нас.
Пашка. Не перебивай! Рассказывай дальше.
Сети. Из нас готовят писцов, так как грамотность у нас в Египте ценится очень высоко. А постичь эту божественную мудрость можно лишь путем долгого и упорного обучения.
Алиса. Слушай, но ведь в это время, наверное, еще не изобретена бумага. На чём же вы пишете?
Сети. В начале обучения нас долго учат писать на глиняных черепках или на гладких кусках белого известняка. А уже потом дают свитки из папируса, но не новые, а исписанные с одной стороны или с которых смыта краска, ведь папирус очень дорогой материал. Его у нас называют «па-п-иур», растение из реки, а еще «дар великой реки Нил». Вот из папируса и делают своеобразный писчий материал.
Алиса. Интересно, а чем вы пишите, если можно смыть водой написанное?
Сети. Разводим вот этой водой из кувшина чернильный порошок из сажи, берем камышовую тростинку со срезанным наискосок кончиком и пишем. А так как порошок разводим водой, текст на свитке можно легко смыть.
Алиса. Сети, а в ваше время были уже книги?
Сети. Да и еще сколько! У нас книги высекаются на крутых скалах, чёрных базальтовых столбах, на стенах дворцов в честь богов и фараонов.
Алиса. Разве это книги?
Пашка. По своему, да. Большой заслугой культуры Древнего Востока было то, что она подарила человечеству первые книги. Конечно, по своему внешнему облику они ничем не напоминают нам привычные книги.
Сети. У нас есть еще и другие книги, они из папируса и называются свитки. Бумага из папируса нарезается по определенному формату, эти квадраты приклеиваются друг к другу, а затем эту длинную полоску сворачивают в рулон и получается свиток. Иногда он достигает в длину 100 метров.
Алиса. Вот это да! Пашка, ты только представь себе, можно по книжке пробежать стометровку.
Сети. Мы, люди Египта, очень ценим книги и со своими любимыми свитками не расстаёмся даже после смерти. В могилу к умершему у нас принято складывать папирусные книги.
Пашка. Сети, мы очень благодарны тебе за рассказ, но нам пора прощаться. Мы должны двигаться во времени. Прощай!
Сети. Прощайте! Мне уже давно пора в школу, а то учитель Шедсу накажет меня плеткой за опоздание. (Убегает)
Пашка. Алиса, а знаешь, что папирус врой и правдой прослужил отечеству более 4 тысяч лет. Итак, ключ на старт!
Картина 5
Греческие колонны, амфоры, вазы с цветами. На скамье у колонны сидит молодой юноша Дорион. Он одет в греческий хитон, сандалии. В руках – небольшой кусок пергаментного свитка. Юноша что-то пишет
Дорион. Вот уже десять лет прошло с того дня, как я, Дорион, сын Фемистокла, прибыл в этот дом, чтобы стать переписчиком у великого Овидия Назона. Тогда мне было всего 15 лет. Все эти годы в свободные минуты я занимался философией. И каждый день я переписываю на пергамент размышления великих греков и римлян.
Появляется поэт Овидий Назон. Он в тунике, на голове – лавровый венок
Овидий. Уж не стихи ли ты пишешь, Дорион?
Дорион. Нет. У меня нет божественного дара, такого как у вас, Овидий. Ценители поэзии говорят, что вы превзошли лучших поэтов Рима. А я переписываю размышления Аристотеля о рабстве.
Овидий. Дай-ка мне этот свиток «Политики» Аристотеля (читает вслух): «Есть люди, которые подчиняются царям когда могли бы жить свободными, как греки, — это варвары, стало быть, в них от природы заложена потребность к повиновению…». Вот так, значит Аристотель понимает природу рабства… Но почему эти рассуждения записаны на обрывке пергамента?
Дорион. О, господин! Я на свой заработок могу позволить себе купить маленький хлебец да небольшой кусок пергамента. Он так дорог!
Овидий. Я доволен тобой, возьми в подарок большой свиток пергамента. А сейчас найди навощенную дощечку и стиль и запиши мои стихи:
Буду в народных устах и чрез столетия в слове,
Если правдивое есть в предсказаньях поэтов пребуду…
Дорион. Как это прекрасно и как верно, господин! (Овидий уходит, Дорион продолжает писать).
Алиса. Где это мы и куда попали?
Пашка. Регулятор времени показывает 431 год до нашей эры. Страна – Древняя Греция. (Незаметно подходит к Дориону) Молодой человек, можно к вам обратиться?
Дорион. (Соскакивает со скамьи) Кто вы? И как странен ваш облик?
Алиса. Я Алиса, а это мой друг и гид по времени Пашка. Мы прилетели из далекого будущего. Я изучаю историю книги и меня заинтересовал материал, из которого сделан этот свиток.
Дорион. Это пергамент из выделанной шкуры животного. Его делают из овечьей, телячьей, козьей шкур, еще можно сделать из заячьей или кроличьей. Назвали этот материал в честь города Пергам, где впервые стали выделывать эти шкуры.
Алиса. Интересно, а чем же на них пишут?
Дорион. Каламом. Так называется заострённая камышовая палочка, но совсем недавно я стал пользоваться и птичьим пером. У богатых писцов есть перья из бронзы, серебра и золота.
Пашка. Я знаю, что в античные времена появился прообраз настоящей книги, состоящей из многих листов. Это книги из пергамента.
Дорион. Да, у нас впервые стали сшивать пергаментные листы и стали получать кожаные тетрадки для письма в школах для богатых патрициев. На листах стали записывать произведения Гомера, Цицерона, Вергилия и других великих поэтов и философов.
Алиса. А у вас есть библиотеки?
Пашка. Алиса, ну конечно у них есть библиотеки! Спрос на пергаментные книги стал так велик, что чтобы иметь свою книгу, каждый гражданин заказывал список книг.
Дорион. Да, именно так. Первые библиофилы составляли свои коллекции книг. Сейчас у нас развита книжная торговля, чтобы насытить книгами читателей.
Алиса. А что, у вас продаются книги?
Дорион. И очень много, библиополы в библиотеках предлагают покупателям книги.
Пашка. Алиса, «библиополы» в переводе на наш современный язык означает «книготорговцы», а «библиотекой» называли первые книжные лавки
Дорион. Я недавно прочитал комедию Аристофана «Птицы». Так он там рассказывает, как афиняне сразу же после завтрака бегут в книжные лавки, чтобы познакомиться с новыми книгами и обсудить их.
Пашка. Ты знаешь, Алиса, в это время были созданы многие библиотеки. Среди них прославленная Александрийская библиотека, библиотеки в Пергаме и Риме. Библиотечное дело очень процветало.
Дорион. Да, Александрийский Мусейон (так называется Александрийская библиотека при святилище муз) – это одна из самых крупных библиотек античного мира. Она насчитывает более 700 тысяч свитков. Что интересно, в библиотеке есть описание каждой книги в каталогах Каллимаха.
Алиса. Неужели тогда были каталоги?
Дорион. Да, сведения о каждой книге или свитке записывались на отдельную деревянную табличку.
Пашка. И именно в этой библиотеке пользовались определенной классификацией, книги подразделялись на художественную и разную. Приблизительно в это же время вышел первый теоретический труд по библиотековедению Варена «О библиотеках».
Алиса. Я здесь столько узнала, так много интересного и занимательного. Думаю, что нам надо отправляться дальше. Мне очень хочется узнать, как же библиотеки, письменность и книги развивались дальше.
Пашка. Огромное спасибо, уважаемый Дорион, за ваш рассказ. Вы нам очень помогли. Прощайте!
Дорион. Прощайте! Огромных вам знаний!
Алиса и Пашка садятся перед пультом машины времени
Алиса. Пашка, давай рванём во времена Древней Руси, познакомимся с князьями и боярами, а может быть, и с царями. А от них узнаем, как развивалась письменность на нашей прародине.
Пашка. Без проблем! Ключ на старт! Едем в XIII век!
Картина 6
Русские березки. На полянке в красивом сарафане сидит княгиня Дубравка, у нее на коленях большая красочная книга в кожаном переплёте. Княгиня читает. К ней подходит князь Александр Невский
Князь. Что ты читаешь княгиня? Что за книга?
Дубравка (испуганно). Как же ты напугал меня, князь Александр!
Князь. Так что же ты читаешь, Дубравка? А книга-то какая, с золотыми заглавными буквами, а какие витиеватые заставки буквицы. Рисунки раскрашены во все цвета радуги.
Дубравка. Эта книга называется «Тристан и Изольда» и написана она на французском языке.
Князь. Понятно, только французский я не знаю, да и зачем он нам? Я на немецком это читал, что-то мне не понравилось (задумался). Да и давно это было, я еще не
женат был… еще до татар. Я латынь люблю, подумал сперва, что это на латинском книга. А сейчас стал читать — что-то чудно выходит.
Дубравка (смеётся). У них, у французов-то не все буквы надо читать.
Князь. А ты переведи.
Дубравка. Изольда, любовь моя, Изольда, моя подруга,
В тебе моя жизнь, в тебе, моя смерть!
Склоняются над книгой
Алиса. Пашка, посмотри что получилось! Я говорила, что повстречаемся с князьями. И вот тебе князь, да непростой, а сам Александр Невский!
Пашка. Откуда ты взяла?
Алиса (показывает на экран). Здесь же написано! А рядом с ним молодая княгиня Дубравка, жена его брата Андрея. Ну, пошли скорей! Подходят к князьям
Князь (увидев их, строго спрашивает). Откуда сии отроки?
Алиса. Мы простые ребята из XXI века, Алиса и Паша. А попали мы к вам с одной целью: узнать о том, как читали и писали в Древней Руси. (Увидела книгу в руках Дубравки). Ой, какая роскошная книга! Откуда на Руси такие книги?
Князь. Эта книга из Византии. На Русь привозят некоторые произведения художественной литературы.
Дубравка. А переписываются книги в основном в крупных монастырях, например, в Киево – Печерской Лавре.
Пашка. Алиса, с XI века Русь была одной из наиболее грамотных стран Европы. Особый размах учение книжное достигло при Ярославе Мудром. Летопись от 1028 года отмечает, что князь в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». А в начале Х века византийцы Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку – «кириллицу» и «глаголицу». Мы в письме пользуемся кириллицей.
Алиса. А что ты знаешь о берестяных грамотах?
Пашка. Берестяные грамоты имели широкое хождение в древнерусских городах, особенно в Новгороде, Пскове, Рязани. Березовая кора заменяла бумагу.
Князь. Да, еще в детстве я рисовал птиц на чистых, хорошо высушенных листах бересты. И азбуку на них писал, и цифирную науку. А еще я склеивал куски бересты в предлинную ленту и рисовал на них своё войско: вооружал кого мечом, кого луком, кого топором. Получалось берестяное войско! Самую первую книгу я прочитал в пять лет. Называлась эта иноземная книга «Физиологи» и была она обо всём, что есть на земле замечательного и приметного.
Алиса. Князь, а кто учил вас грамоте?
Князь. Учитель Фёдор Иванович. Учили мы азбуку по липовой доске. Все буквицы на ней были выструганы число 36. Гласные выпевались округлостью губ, протяжно, как звон гуслей. Иные буквы вели себя натужно, шепеляво цокая и скрежеща. Буквицы складывались в слога, слога в слова, слова предложения.
Алиса. Дубравка, а ваша книга, наверное, очень дорогая?
Дубравка. Да. Цена книги зависит от многого: от качества пергамента, мастерства писца, краски, украшения её драгоценными камнями.
Князь. Так, Мстиславово Евангелие писалось в 1125 году, что «цену же на Евангелие сего един Бог ведает». Так богато украсили её оклад царьградские мастера – ювелиры.
Пашка. Рукописных книг на Руси в X-XV веках обращалось до миллиона экземпляров. В основном они хранились в церковных и монастырских книгохранилищах.
Алиса. Неужели все книги переписывались вручную, а не печатались?
Пашка. Да, так и есть. Знаешь, основным материалом для письма оставался пергамент. Назывался он «телятина», то есть книга была написана на телячьей шкуре. Самым распространённым материалом для письма была береста, но для написания книг она употреблялась редко из-за своей непрочности.
Алиса. Неужели бумага еще не была изобретена?
Пашка. Но ведь ты же это проходила в школе! Бумага была изобретена еще в III веке до нашей эры в Китае. Там же был придуман механический способ воспроизводства книгопечати. На приготовление бумаги шли разные материалы: тряпье, конопляное волокно, древесная кора.
Алиса. А почему её не было в Древней Руси?
Пашка. Я бы так не сказал. Старейший текст, дошедший до нас, написанный на бумаге относится к 1381 году. Бумага на Руси появилась в XIV веке, но не получила большого распространения.
Алиса. Но ведь когда-то же начали печатать у нас книги?
Пашка. Книгопечатание на Руси начинает развиваться с 1563 года. Исключительную роль в этом сыграли первопечатники Иван Фёдоров и его сподвижник Петр Мстиславец.
Князь. Получается, что через несколько веков книги будут печататься, а не переписываться?
Пашка. Ну конечно! Так, московский «Апостол» 1564 года был напечатан тиражом от 600 до 2000 экземпляров. Печатались книги с матриц, а заставки – с резных досок. И напечатаны они были на бумаге. Можно долго рассказывать о книгопечатании, но лучше об этом прочитать, Алиса.
Алиса. Я обязательно это сделаю, когда вернусь домой. Нам пора. Прощайте, дорогие князь и княгиня!
Князь. Скатертью вам дорога!
Пашка. Ключ на старт! Летим домой!
Алиса. Папино задание я выполнила!
Картина 7
Алиса дома
Алиса. Папка, я так счастлива! Какой-то миг я жила среди людей прошлого и мне было жаль, что я не родилась в их время! Как я хотела бы написать книгу о тех далёких временах.
Профессор. Вижу, ты счастлива. Да, люди во все эпохи строили по крупицам новые главы истории и отражали это в своих книгах, письменах. Мы им многим обязаны. Давно канули в вечность времена, когда в роли хранителей книг выступали старейшины и жрецы, княжеские и царские казначеи, летописцы, монахи, дьяки и книготорговцы. В наше время в 2089 году люди привыкли пользоваться электронными устройствами, которые умножают способности мозга. Электронные клеточки искусственного мозга способны расшифровать любые письмена, угадать значение неведомых слов. Это помогло тебе, Алиса, в общении с людьми разных эпох.
Алиса. Да, знаю, папа! Сейчас в основном люди не читают, а «узнают» книгу. Потому что в наше время мало знакомо понятие «прочесть», ведь процесс «узнавания» книг быстрее её чтения.
Профессор. Я согласен с тобой, Алиса! Каждый человек нашего времени знакомится с неизмеримо большим числом произведений, чем человек читающий. Ведь картинки, возникающие в нашем мозгу при помощи современной техники позволяют восстановить любое произведение во всех подробностях. Поэтому Информатории заменили библиотеки, а электронные чипы — книги.
Алиса. Папка! Но я всё равно поняла, какое это счастье – взять в руки древнюю книгу и прочитать её. Я думаю о том, кто её написал, как выглядели эти люди, к чему они стремились.
Профессор. Один древний поэт заметил, что люди никогда не ощущают счастья в достигнутом. Подлинное счастье всегда было в движении, в стремлении достигнуть большего. Развитие книг неразрывно связано с развитием человечества. Книга помогла людям расти и совершенствоваться, и сама менялась вместе с нами…
Л.П. Марчук,
заведующая Горбуновской модельной сельской
библиотекой им. Ф.Ф. Павленкова