Сценарий литературного вечера «Поэзия – чудесная страна…»
Сценарий литературного вечера
«Поэзия – чудесная страна…»
1-й ведущий: Поэзия – чудесная страна,
Где правит рифма целым миром!
Ей власть особая дана
Нас покорять звучаньем лиры!
2-й ведущий: Она открыта тем,кто слышит
Души движенье, мысли ход,
Кто рифмами живёт и дышит,
В ком жажда творчества живёт.
Трудно представить нашу жизнь без поэзии… Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель — наше сердце и пробуждает душу, послушайте:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
1-й ведущий: Проделаем простой опыт – выразим прозой содержание этого известного стихотворения А.С.Пушкина: «Я вас любил, может быть, в моей душе любовь не совсем угасла, но пусть она вас больше не тревожит. Я не хочу ничем вас печалить…» Слова те же, что и у Пушкина, но содержание очень обеднено. Исчезла рифма – и потускнели нежность, любовь, возвышенное благородство чувств; вместо яркого выражения переживаний остался сухой их перечень.
2-й ведущий: Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Чтобы привлечь внимание общества к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии.
1-й ведущий: С 2000г Всемирный день поэзии отмечается во многих странах фестивалями, конкурсами маститых и начинающих поэтов, викторинами, мастер-классами, литературными вечерами, презентациями новых поэтических произведений, вручениями литературных премий. Мы рады видеть сегодня в этом зале истинных любителей и ценителей поэзии.
2-й ведущий: Поэзия — давняя, но вечно юная вдохновенная любовь человечества! Историки говорят, что первые стихи были созданы еще в 2-3 веке до нашей эры. С тех пор поэзия всегда была с людьми — и многим помогала жить Б. Постернак дал такое опредиление поэзии («Определение поэзии»):
Это- круто налившийся свист,
Это-щелканье сдавленных льдинок,
Это- ночь, леденящая лист,
Это- двух соловьев поединок…
1-й ведущий: А так определяет поэзию А.Ахматова («Про стихи»):
Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
2-й ведущий: А вот, что говорили о поэзии древние греки: «ПОЭ́ЗИЯ- (от греч. Poiesis — «делание, приготовление, творение, созидание», от финикийского phohe — «уста, голос, язык» и Ish — «Божество») — в глубокой древности в странах Ближнего Востока финикийское «поэсис» означало: Божественный, древнейший магический язык, благодаря которому человек может ощутить свое единство с природой, стихиями и божественными силами, управляющими миром».
1-й ведущий: Древнегреческий поэт Гесиод рассказывая о своей встрече с богинями-музами, покровительницами поэтического искусства, объяснил, что именно они раскрыли ему секрет художественного воображения, фантазии.
А.С. Пушкин описывал явление ему Музы такими словами:
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых
Близ вод сиявших в тишине,
Являться муза стала мне… («Евгений Онегин»)
2-й ведущий: А почему бы и нам не пригласить муз на наш праздник? О, музы! Явитесь к нам!
(под мелодию «Сиртаки» на сцену выходят 4 музы)
Полигимния: Знаете ли вы, дорогие друзья, откуда произошло слово «музыка»? От греческого слова «Музы», что означало «мыслящие». Так в древнегреческой мифологии назывались девять дочерей главного бога Зевса и богини памяти Мнемозины.
Эрато: Это: Каллиопа — муза эпической поэзии, Талия — муза комедии, Клио — муза истории, Мельпомена — муза трагедии, Полигимния — муза священных гимнов, Эрато — муза любовных песен, Терпсихора — муза танцев, Эвтерпа — муза лирики, Урания — муза астрономии. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет.
Каллиопа: Случилось это так. После победы над Титанами олимпийские боги обратились с просьбой к Зевсу сотворить существа, которые могли бы при помощи пения и танцев увековечить память об их великих деяниях. Своими дивными голосами и танцами мы прославляли Зевса, Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса.
Эвтерпа: Музы были спутницами и вдохновительницами бога гармонии и искусства и танцевали под аккомпанемент его цитры, пели гимны и были олицетворением всего самого прекрасного, светлого, мудрого, включая все виды искусства, науку и мораль.
Эрато: Обратите внимание, что из 9 муз — 4 музы -это музы поэзии. Нас всегда изображали в образах прекрасных молодых женщин с одухотворенными лицами. В нашу честь воздвигали храмы. Давайте познакомимся поближе.
Каллиопа: Я Каллиопа, муза эпической поэзии, побуждала человека преодолевать чувство страха перед судьбой, вдохновляла на подвиги и жертвенность. Мой сын — сладкоголосый Орфей. Меня изображали с восковыми табличками и стилосом — палочкой для письма. От этого слова произошло понятие «стиль».
Полигимния: Я Полигимния, муза священных гимнов и веры, воплощенной в музыке – это молитва, обращение ко всему самому священному и дорогому. Я покровительствую поэтам — писателям гимнов, которые славят олимпийских богов. Так же я изобрела лиру. Меня изображают со свитком в руках, иногда в лазоревом одеянии и звездной короне.
Эвтерпа: Я Эвтерпа, муза божественной музыки, рожденной самой Природой и наполняющей человека самыми высокими чувствами. Меня изображали с флейтой или лирой в руках.
Эрато: Я – Эрато,муза любви и любовной лирики. Олицетворяю Великую Любовь, дарующую крылья и уносящую человеческие чувства ввысь. Меня изображают с кифарой в руках. Я обучаю искусству быть желаннее для страсти и любви.Ко мне обращались в стихах великие поэты Аполлоний Родосский и Вергилий, Блок и Пушкин:
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
(А.С. Пушкин «К Музе»)
Каллиопа: Почему же люди так почитали нас? По легенде музы были с человеком во все судьбоносные моменты жизни – рождение и смерть, любовь и брак, выбор пути и предназначения, в минуты творческого озарения. Считалось, что мы имеем дар предвидения будущого и открываем в душах способность прикоснуться к Вечности, к Божественному, а воспоминания об этом воплотить в стихах, музыке, гимнах и танце.
Полигимния: Мы считаемся связующим звеном между божественным и человеком. Но не думайте, что встреча с музами – это привилегия избранных. Благословенный миг, когда в сознании возникает еще неясный, смутный образ, который древние греки называли посещением муз, доступен каждому:
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!»
(А. Ахматова «Муза»)
Эвтерпа: С момента посещения музы желание превращается в мечту и вы понимаете, что не можете без нее жить. И тогда мы даём вам силы для осуществления ваших желаний и ценные советы начинающим поэтам:
Эрато: Начинающий поэт должен много читать, входить во многие группы, принимать как должное любую критику и не забывать следующее:
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота- ненужная в семье,
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: — Откуда мне сие?
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом- во сне- открыты
Закон звезды и формула цветка.
(М. Цветаева)
Каллиопа: Поэзия может называться и искусством недосказанного. Хорошее стихотворение — всегда нечто большее, чем просто слова, нетто, возникшее из своей формы и без этой формы не существующее.
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки-
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
(А. Ахматова. Из цикла «Тайны ремесла»)
Полигимния: Каждое стихотворение — это какое-нибудь открытие и требует огромных усилий. Ведь надо не только написать, но и быть понятым.
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.
(А. Ахматова. Из цикла «Тайны ремесла»)
Эвтерпа: Все стихотворения индивидуальны для своего автора, но у любого поэта бывают различные периоды в творчестве, на которые влияет стиль, интересы, увлечения.И по мере того, как ваш творческий голос будет развиваться в соответствии с вашим видением мира, ваше понимание поэзии будет изменяться.
Искусство — ноша на плечах,
Зато как мы, поэты, ценим
Жизнь в мимолетных мелочах!
Как сладостно предаться лени,
Почувствовать, как в жилах кровь
Переливается певуче,
Бросающую в жар любовь
Поймать за тучкою летучей…
(А.Блок)
Эрато: Стихи не создаются по рецепту. Ответы, которые вы даете себе, отображают ваше понимание поэзии. Стихи — это далеко не безболезненное жонглирование словами.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
(А. Ахматова. Из цикла «Тайны ремесла»)
Каллиопа: Многие поэты пытались объяснить природу поте умения. Их высказывания полезны всем и часто приоткрывают поте дороги для движения мысли, но с ними стоит обращаться осторожно.Послушайте, как процесс творения поте к описывал А.С. Пушкин
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута — и стихи свободно потекут.
(А.С. Пушкин «Осень»)
Полигимния: Искренние и глубокие чувства поэта всегда рождают сильные и проникновенные слова, ведь поэзия — это наслаждение словом. Именно слова в поэзии обладают особой энергией, увлекающей и подчиняющей себе наше воображение. Известный поэт Леонид Мартынов писал:
Из смиренья не пишутся стихотворенья,
И нельзя их писать ни на чье усмотренье.
Говорят, что их можно писать из презренья.
Нет!
Диктует их только прозренье.
Эвтерпа: Да, именно прозренье. В этом образно точном слове сосредоточен, пожалуй, смысл поэзии. Прозренье — это способность увидеть что-то очень важное, не замеченное ранее. Но от «прозрений» и «озарений» к поэтическому образу ведет долгий, трудный путь. В муках творчества рождаются те единственно верные слова, которые точнее всего выражают мысли и чувства поэта.
Эрато: Дорогие друзья, когда Ваши руки потянутся к перу, а перо — к бумаге, зовите нас — и мы прийдем к вам: Каллиопа, Полигимния, Эвтерпа, Эрато.
1-й ведущий: Благодарим Вас, о прекрасные музы, за ценные советы и до новых встреч! (Музы покидают сцену) Поэзия всегда занимала в жизни людей важное место и пользовалась огромным вниманием. В глазах народа её миссия издавна была высокой, священной. В поэзии нуждались все. Она оказывала большое воздействие на самосознание нации, заменяя иногда собой публицистику и философию, летопись и исповедальную молитву. Её любили, в ней искали поучения, утешение, красоту мира, чувств…
Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
(Е. Евтушенко)
2-й ведущий: Сколько терний и невзгод, сколько жизненных трагедий познали поэты, творя свой подвиг! Велика их заслуга перед народом.
Есенин, Пушкин, Блок и Фет,
Ахматова, Барто, Твардовский…
В России, если ты поэт –
Ты должен ярким быть и броским.
Знать, словом должен зажигать,
И душу вылечить словами.
Тебе ли этого не знать,
Поэт, живущий рядом с нами?
Поэзия – великий дар!
Кто оседлать сумел Пегаса,
Тот никогда не будет стар,
Рифмуя мысли ежечасно. (Е. Козлова-Гыра)
Преподаватель высшей категории, методист
Донецкого училища культуры
Чекотилова Татьяна Владимировна