Prazdnikson
9 мая сценарии

Сценарий танцевальной программы на день победы для людей старшего поколения

Великой Победе посвящается

МЕЛОДИИ СТАРОГО ПАТЕФОНА

Патефон

Оформление зала:

Парковая танцевальная площадка в стиле 30-40-х годов: растяжки флажков по периметру зала, фонарные столбы; лавки — мягкие банкетки, расставленные по кругу.

Оформление сцены:

Городской дворик послевоенного времени: растяжки ламповых гирлянд, «Венские» стулья, стол под белой скатертью, на нём гранёные стаканы в подстаканниках, самовар, патефон, патефонные пластинки.

Музыкальное оформление:

Музыка и песни 30-40-х годов в оригинальной записи исполнителей.

Действующие лица:

1. Ведущая — работник культуры (в одежде 40-х г.).

2. Массовик — затейник (девушка, лет 25-ти, в платье стиля 40-х г.г., белые носочки, берет).

3. Парни – кавалеры, 25-30 лет (одеты в стиле 40-х г.г.).

4. Солдат с чемоданом, лет 20-ти (в военной форме 40-х г., фанерный чемодан).

Фоном звучит музыка 30-40-х годов прошлого века. 

Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья!
Здравствуйте, дорогие товарищи!

Ведущая: Да, именно так мы обращаемся к вам, потому что музыка, под которую мы сегодня будем танцевать, перенесёт нас на танцевальную площадку века минувшего, в 30-40 — е годы ХХ-го столетия. Туда, где повсюду люди пели и танцевали под песни с патефонных пластинок, в исполнении любимых артистов: Леонида и Эдит Утёсовых, Георгия Виноградова, Петра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Аркадия Погодина, Леонида Заходника, Клавдии Шульженко, Владимира Нечаева, Лидии Руслановой. Под обворожительную музыку джаз-оркестров: Александра Цфасмана, Якова Скоморовского, Марека Вебера и Леонида Утёсова.

Не смотря на все тяготы и испытания это была огромная эпоха, наполненная силой, энергией, достоинством и верой в прекрасное будущее,.
Сегодня мы вспомним то, созданное, спетое, сыгранное, прожитое, прочувствованное, давшее возможность людям быть чуткими и стойкими.
Итак, представим, что мы пришли в парк культуры и отдыха. Весна, конец 30-х годов, а мы все молодые, энергичные, красивые, полны огня и задора.

Массовик – затейник:
А патефон? Что патефон? – Играет и зовёт на танец:
Скрипя иглою, гладит он, винила глянцевый румянец…
Уважаемые товарищи! А сейчас объявляются танцы!

Танцы: И. Козловский « Весенний вальс», А. Погодин « В парке Чаир» (танго), Эдит и Леонид Утёсовы « Муму» (фокстрот).

Ведущая: Так уж сложилось, что танцплощадки в города пришли из деревенской культуры. И история массовых танцев в нашей Советской стране: в городских парках и на набережной под духовые оркестры, репродукторы или патефоны, а в деревнях – под гармонь и балалайку, уходит, если не вглубь веков, то уж в 20 век точно.
Так, в 30-е годы стихийные танцплощадки решили узаконить, их обнесли забором, обустроили сцену, и закипела их жизнь по своим правилам и законам, где всё было понастоящему: дружба и предательство, любовь и ревность, знакомства и расставания, словом – здесь кипела жизнь…

Массовик – затейник: Товарищи, а сейчас объявляется танец: дамы приглашают кавалеров!

Танцы: Вальс « Снова пою», в исполнении джаз — оркестра с аккордеоном.
Танго « Утомлённое солнце». Танец прерывается.
Из репродуктора звучит голос Левитана: — «Внимание, говорит Москва! Передаём важное Правительственное сообщение… Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра, без всякого объявления войны, герман-ские войска атаковали границы Советского Союза…!

(Люди встревожено слушают сообщение о наступлении войны; грянула песня « Вставай, страна огромная»; молодые парни, поклонившись дамам, встают в строй и маршем уходят с танцплощадки).

Массовик — затейник:
Опустели танцплощадки, в парках тишина…
На рассвете в 41-м началась война…
В самом начале войны советский поэт Василий Лебедев – Кумач написал:

Если завтра война, — всколыхнётся страна
От Кронштадта до Владивостока.
Всколыхнётся страна, велика и сильна,
И врага разобьём мы жестоко.
Подымайся, народ! Собирайся в поход!
Барабаны, сильней барабаны!
Музыканты вперёд! Запевалы вперёд!
Нашу песню победную гряньте!

(Мелодия песни «Эх, дороги»).

Ведущая: Опустели парки, умолкли звуки вальса и фокстрота. И только ветер, пригласивший опавшую листву на танец, вальсировал под музыку грусти и тревоги. Старый, верный друг – патефон, вместе с любимыми мелодиями и песнями, отправился в далёкий путь дорогами войны.

Песни и мелодии мирного, ещё довоенного времени, на фронтах играли огромнейшую роль. А песни, созданные во время войны, тут же записывались на студиях грамзаписи и уходили на передовую. Они помогали в бою, поднимали командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях – товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти.
Массовик – затейник: Песни военных лет – напевные, лиричные, мелодичные – они, до сих пор сопровождают нас по жизни, и мы с удовольствием их поём и под них танцуем.
Танцы: Л. Утёсов « Мишка», фокстрот; Вл. Бунчиков « Грустные ивы», вальс; М. Бернес « Тёмная ночь».

Ведущая: Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня как бы протягивала связующую нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.
А, когда начинается песня, тогда рождается танец – в боли, в агонии,в огне, над пропастью…

Танцы: Л. Утёсов « В землянке»; П. Лещенко «Татьяна»; Вл. Нечаев « Костры горят далёкие».

Ведущая: Вспоминая годы Великой Отечественной войны, ветераны – тыловики вспоминают, что даже в самое суровое время, забывая об усталости, порой в перерывах между работой на заводе, они, тогда ещё юные, измученные, голодные, устраивали концерты, после которых обязательно происходили танцы под патефонные пластинки. Любили вальс – его ритмы словно уносили в другой мир, где пахнет настоящим балом, где поскрипывает паркет, туда, где нет войны.

Танцы: Вл. Нечаев « Сирень – черёмуха»;Л. Утёсов « Случайный вальс»;
Г. Виноградов « Недотрога».

Ведущая: Не только труженики тыла, но и бойцы на фронте, – те, кто ежедневно находился на грани жизни и смерти, находили время для танцев под виниловые пластинки. Танцевали, даже на передовой, когда вокруг стрельба, взрывы, но танец не должен прекращаться – если ты остановишься, сдашься, позволишь печали одолеть себя, — сломаются твои товарищи!
Известен случай, когда совсем молодой парень, который остался без ноги, прекрасно танцевал вальс, и далеко не он один бросал вызов судьбе – сколько бы-ло на фронте, ещё юных и дерзких, подобных ему!

Танцы: Ансамбль А. Александрова «Моя любимая»; И. Шмелёв « Мне бесконечно жаль». Танго « Рио-Рита» с наложением звуков боя: стрельба, взрывы.

Ведущая: «Рио-Рита», « Утомлённое солнце», вальсы, грузинские и цыганские танцы становились верными спутниками всех тех, кому выпали нелёгкие испытания. Музыкальные ритмы, словно размывали, отбрасывали тяготы окружаю-щей обстановки, не позволяя людям уйти в печаль по погибшим родным и товарищам, наделяя смыслом каждый миг существования. Бойцы танцевали, кто-то умело, а кто-то, поддаваясь простому импульсу жизни — движению под музыку, которое давало сил бороться и побеждать.

Танцы: Джаз – оркестр Н. Харбена, мелодия «В Рио-де-Жанейро»; Вл. Бунчиков и В. Нечаев, песня « Давно мы дома не были»; И. Юрьева, песня « На крылечке твоём».

Из репродуктора раздаются «Позывные Москвы». Голос Левитана: — «Говорит Москва, говорит Москва! В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа, установить, что 9 мая — является Днём всемирного торжества, праздником Победы!»

(Звучит позывной « День Победы»).

Массовик — затейник: Война закончилась! Победу праздновали и песней, и пляской, как могли! Мирное время, какое счастье, какая радость! Но Победа – это не только радость, это — боль и скорбь…

Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жён не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину! А песни тех далёких лет мы и сейчас поём и танцуем под них, потому, что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее. Песни хранят нашу память.
Танцы: Г. Виноградов, песня « Катюша»; Л. Русланова «Валенки»; Г. Вино-градов « В лесу прифронтовом». (Фоном на текст мелодия 30-40-х годов « Ночная серенада»).

Массовик – затейник:
Ах, танцевальная площадка – щербатый с дырами настил…
Хрипит забытая трёхрядка, стараясь из последних сил.
Момент общенья, как он дорог, воспоминанья дел былых…
Здесь вечер тех, кому за…40, а, если проще, пожилых.
Но в май выстреливают почки, и где уж тут до тишины!
Мелькают белые носочки, как у девчонок до войны.
Со стариков и взятки гладки, простится им и этот грех.
Танцуют вдовы и солдатки, а кавалер — один на всех…

Сцена: Во двор приходит молодой, поседевший от войны солдат с чемоданом. Устало садится возле стола, заводит ручку патефона и, молча, начинает делать самокрутку с махоркой.

Ведущая: Нелёгким было и послевоенное время. Страна поднималась из руин. Советский народ, переживший страшную войну, нуждался, наверное, как никогда, в душевном, моральном, да и психическом настрое. Потому любимые мелодии и песни с патефонных пластинок, звучали из каждого окна. После тяжёлого рабочего дня люди собирались целыми дворами, пели и танцевали, плакали и смеялись.
Танцы: Пётр Лещенко песня « У самовара»; Г. Виноградова « Вдыхая розы аромат»; Л. Утёсов « У чёрного моря». (Фоном на текст песня « Розамунда», исполнитель Л. Заходник).

Массовик – затейник: На улице, обычно, ставился длинный стол, накрытый белой скатертью, а возле – лавки, да стулья, которые приносили из разных квартир. На столе – гранёные стопки и стаканы в подстаканниках. Публика собиралась разная, но за столом, в обязательном порядке – мужчины в военной форме, аккордеонист и девушки, одетые в платья простого кроя и с незатейливыми причёска-ми. Платье в крупный горошек – это шик того времени. Патефон на таких мероприятиях был обязательным. На столе простая еда: салаты, хлеб, сало, варёный картофель, соленья. Из выпивки: самогон, да спирт. Заканчивалось подобное мероприятие чаепитием с самоваром.
Все тосты произносились в духе времени. Люди вспоминали тех, кто не вернулся с войны. Обязательно поднимали тост: « За Победу!» и « За товарища Сталина!». Много вспоминали и радовались тому, что война кончилась.
Танцы: Г. Отс, песня « День рождения»; П. Лещенко песня «Настя — ягодка»; Вл. Трошин песня « Скажите, почему?». (Фоном на текст мелодия « Дунайские волны»).

Ведущая:
Толпы гудящей нарушая тон, вдруг музыка послышалась на рынке.
Старушка продавала патефон, а с ним и шепелявые пластинки.
В ряду, средь модерновых радиол он притулился неуклюже сбоку.
Народ же мимо равнодушно шёл, и в нём не видел никакого проку.
Но вот, когда « Дунайская волна», из патефона вырвалась на волю…
Остановилась женщина одна, как с потревоженною болью.
Мешок с пшеницей скинул мужичок, заслушался и закурил махорку.
Какой-то инвалид, держа плечо, вдруг тоже позабыл про барахолку.
И патефон, заигранный вконец, себя почуял не последним в мире.
Стояли, молча плотник и кузнец, базарный контролёр и местный лирик.
А он всё пел: «… Вставай на смертный бой…»,
« Каким ты был…» и «…Как же мне, рябине…».
Старушка же качала головой, и прошлое пред ней вставало ныне…
А день сиял на никеле лучом, и с каждым часом становился уже…
— « Почём?» — её спросили…
— « Нипочём! — он мне ещё самой, поди-ко, нужен».
Она пластинки в стопку собрала, и крышкой патефона хлопнув сильно,
В год 41-ый медленно ушла, чтоб мужа проводить на фронт и сына.

(Фоном на текст песня «Школьный вальс», исп. Вл. Бунчиков и оркестр п/у В.Н. Кушневицкого).

Массовик – затейник:
Лежат мальчишки в сырой земле от Сталинграда до стен Берлина,
Без них цветут сады по весне, а в предзимье краснеет рябина…
У них же недавно был выпускной, в звуках вальса девчат кружили.
И вот с порога — сразу в бой, не дотанцевали и не долюбили…
Пойте, люди, песни о войне. Танцуйте танго, вальсы и фокстроты,
За тех, кто не вернулся по весне на танцплощадку из лихих походов!

Танцы: В. Козин песня « Счастье моё» (танго);Г. Отс песня « Севастопольский вальс»;М. Бернес песня « Москвичи». (Фоном на текст мелодия джаз – оркестра п /у. Я. Скоморовского).
Ведущая: К сожалению, сегодня мы всё реже слушаем музыку с патефонных пластинок. Но в нашей памяти продолжают жить, ни с чем несравнимые мелодии 30-40-х годов прошлого века.
Всё теперь по — иному уже, есть прекрасные магнитофоны,
Но светло и приятно душе, радость нам смогли дать патефоны.
Массовик – затейник: «Разрешите пригласить!»

До новых встреч, дорогие друзья!

Ольга СУВОРОВА, методист по досуговой деятельности
МБУК «Городской центр досуга «Горняк»
Артёмовский городской округ

Добавить комментарий

Войти с помощью: