Командная интеллектуальная игра по истории России
Правила игры
Участники делятся на четыре команды с равным количеством человек в каждой. В центре экран, на котором слайды с вопросами. Игра состоит из четырёх туров: первый и второй – это поочерёдные ответы на вопросы, которые появляются на экране, если команда не даёт правильный ответ, то право переходит к любой команде, которая готова ответить. За правильный ответ – 5 баллов. Третий тур – «Кроссворд». Командам раздаётся кроссворд. Победителем тура становится команда, которая ответила на большее количество вопросов. Она получает 5 баллов, остальные – ничего.
Данные вопросы рассчитаны на ребят среднего школьного возраста, активно увлекающихся историей своей страны.
I тур – Колесо истории
Звучат фанфары. Выходит ведущий. На экране слайды с вопросами. Время на обсуждение каждого вопроса и ответ – 2 минуты. Если участники не дают правильного ответа, его озвучивает ведущий.
Вопросы первого тура:
- О ком сказаны эти слова: «Всю жизнь провёл в дороге и умер в Таганроге»? (О царе Александре I).
- Этот человек воспитывался в Царскосельском лицее. Русский дипломат, министр иностранных дел, государственный канцлер. Он добился отмены статей Парижского договора. За результативность своей политики был прозван «бархатным канцлером». Годы жизни – 1798–1883 гг. Кто он? (Горчаков Александр Михайлович, светлейший князь – глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи).
- Как назывался высший духовный орган в России в XVIII–XX вв. (до 1918 г.)? (Синод).
- В августе 2014 г. отмечалось 202-летие со дня одного из важнейших событий в Отечественной истории. Что это за событие? (Отечественная война 1812 г., Бородинская битва).
- О ком и кем сказаны эти слова: «Далеко шагает мальчик. Пора его унять!». (О Наполеоне сказал А. В. Суворов).
- В каких родственных отношениях находились Павел I и Пётр I? (Павел I был правнуком Петра I).
- На кого эта эпиграмма и кто её написал: «Он мало царствовал, но много начудесил, 125 в Сибирь сослал и пятерых – повесил»? (А. С. Пушкин о царе Николае I после восстания декабристов).
- Отрывок из какого документа представлен вам? «Крепостное состояние и рабство отменяется; Право собственности священно и неприкосновенно; земли помещиков остаются за ними». («Манифест об отмене крепостного права» 19 февраля 1861 г.).
II тур – Исторические заморочки
Звучат фанфары. На экране слайд с заданием. Ведущий озвучивает задание. Время на обсуждение каждого вопроса и ответ – 2 минуты. Если нет правильного ответа, ведущий его озвучивает.
Вопросы второго тура:
- Эта рубаха была введена в 1860 г. нижним чинам русской армии для гимнастических занятий. С 1869 г. превращается в летнюю форму. С 1912 г. летняя и походная форма для всех чинов армии. Как она называется? (Гимнастёрка).
- В старину на Руси этот день был (и не только у славян) базарным днём, а также днём исполнения разных торговых обязательств. В этот день, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В этот день, получая товар, обещали через неделю отдать полагающиеся за него деньги. Что говорили о нарушающих эти обещания? Назовите день, который считался базарным и саму поговорку. (Пятница. Семь пятниц на неделе).
- Еда, приготовленная на пару, считается вкусной и полезной. Во- первых, сохраняется натуральный цвет и естественный аромат продуктов. Во- вторых, сохраняется больше минеральных элементов и витаминов. Какое блюдо, согласно русской народной мудрости, проще всего приготовить подобным способом? (Пареная репа. Статья «Проще пареной репы»).
- В высокогорном королевстве Ло-Монтанг женщины до сих пор носят толстые безрукавные халаты, которые называют «чубы». Эти халаты считаются предшественниками одежды, являющейся одним из символов России. Назовите эту одежду. (Шуба).
- Ни одна другая мода не встречала такого жестокого противодействия со стороны правительств всех стран. За это били, штрафовали, сажали в тюрьмы, лишали наследства, отлучали от церкви, ставили к позорному столбу. Великий государь Михаил Фёдорович в 1634 г. видел в этом основную причину участившихся в Москве пожаров. О какой моде идёт речь? (О моде на курение. В нашем случае о вреде курения).
- В русскую армию забирали, как известно, не всех крестьян. Рекрутов тщательно выбирали. Например, у пригодного к службе рекрута значение одного из параметров должно было составлять не менее 30. А чему равно значение этого параметра у здорового взрослого человека? (Количество зубов– 32).
- Так на Руси называли нескладного, несуразного человека. Именно таким именем наградил А. С. Пушкин героя с высоким положением своей «самой нерусской», по мнению А. Ахматовой, сказки. Как же его звали? (Царь Дадон из сказки «Золотой петушок»).
- Какое советское оружие изображено на гербах более 60 стран? (Автомат Калашникова).
III тур – Кроссворд История России
Ведущий раздаёт командам листы с заданиями к кроссворду . Это дополнительное задание, поэтому команда, ответившая на вопросы кроссворда, получает дополнительные баллы. Лист с ответами сдаётся пресс-группе.
Вопросы
По горизонтали:
- Настоящая фамилия В. И. Ленина.
- Фамилия виленского генерала-губернатора.
- Казачья столица.
- Одна из стран, которую Сергей Юльевич Витте – русский государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета считал сферой российского влияния. Находится рядом с Китаем.
- Пётр I – …
- Организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории.
- Выдающийся ученый, создатель первого университета.
- Войско Ивана IV, имеющее неограниченные полномочия, то же, что и опричник.
- Процесс завоевания РСДРП(б) большинства в Советах во второй половине 1917 года. (Большевизация).
- Город, через который велась внешняя торговля с западноевропейскими странами. Родина М. В. Ломоносова.
По вертикали:
- Ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве.
- Новое явление в искусстве первой четверти XVIII века? Вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками.
- Высший законосовещательный орган при царе, в котором заседали бояре, думные, дворяне – « … дума», пращур Синода.
- Первая морская держава, в которой Пётр I учился корабельному делу.
- Первая печатная газета? Существует и по сей день.
- Коллегиальный представительный орган власти, созданный в дни Февральской революции в Петербурге.
- Лично свободные крестьяне, которые платили налог в пользу государства.
- Данная партия применяла тактику индивидуального террора.
- Как называют время правления И. В. Сталина.
- Имя императора, наградившего С. Ю. Витте орденом прусской короны за успехи в реформации железных дорог.
- Русский адмирал, начальник экспедиции 1819–1821 годов, открывший Антарктиду.
- Тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью.
- Пётр I назвал сражение под Лесной «матерью… баталии».
- Русский генерал – герой Бородинской битвы.
- Александру I удалось найти человека, который мог стать реформатором.
IV – Тур Гимн РФ
Звучат фанфары. На экране слайд с заданием. Ведущий объясняет принцип выполнения задания. Время выполнения – 3 минуты.
В е д у щ и й . Необходимо дописать строчки гимна. Например, Ро –
Россия – священная наша держава.
Мо –
Хра –
Рас –
Ши –
Од –
Гря – _
Во –
Си –
Пресс-группа подсчитывает результаты. Подведение итогов трёх туров игры. Позже на отряде подводится итог всей игры.
Количество участников: 30–36 человек (4–5 команд по 7–9 человек).
Автор: Живоженко Р.