Сценарий военно-патриотического дня здоровья в школе
Военно-патриотическая игра для учеников 1–10-х классов. Организуют и проводят мероприятие учителя и ученики 11-х классов. Подвести итоги и наградить участников желательно на общешкольной линейке или торжественном мероприятии, которое посвящено военно-исторической дате. Например, День Победы, День защитника Отечества, День народного единства, дни воинской славы России: Бородинское сражение, взятие турецкой крепости Измаил и др.
Ведущий (командующий игрой) – заместитель директора школы по воспитательной работе. За 5–6 дней до начала игры проводит инструктаж педагогов и председателей советов классных коллективов, назначает ответственных за станции, вывешивает в учительской информационные материалы.
Ведущий:
Уважаемые коллеги! Помните, что от четкости ваших действий зависит качество проведения игры. Сделаем праздник на «5» для всех детей! Заработаем себе высшие баллы!
За 2–3 дня до мероприятия подготовку к нему обсуждают с одиннадцатиклассниками, которые будут помогать в организации.
Ведущий:
Задача учеников, ответственных за станции, – следить за игрой и оценивать команды. По окончании нужно сдать командующему игрой протоколы выставленных баллов.
Ответственный учитель выступает наблюдателем. Ваша задача – следить за объективностью выставления баллов, в случае «заторов» (одновременного прихода двух команд на станцию) помогать в прохождении станции, обеспечивать безопасность. По окончании игры каждый должен отчитаться о работе станции.
В 08:30 утра учителя совместно с одиннадцатиклассниками начинают оформлять станции.
Содержание станций
Ведущий объясняет командам (классам) правила игры. Старшеклассники, ответственные за станции, оценивают выполнение заданий. Наблюдатели поддерживают порядок и при необходимости помогают в проведении игры.
Контрольно-пропускной пункт
Ведущий:
Вы на контрольно-пропускном пункте, это допуск к игре. Командиру команды был вручен пакет с шифровкой. Расшифруйте закодированный пароль (афоризм, пословицу, поговорку), и вы получите маршрутный лист, где указаны названия станций, места их расположения и последовательность прохождения маршрута.
Команды передвигаются по станциям маршрута, взявшись за руки. Разжимание рук между станциями – минус 5 баллов.
Мягкая посадка
Ведущий:
Команда должна образовать круг, стоя затылок в затылок. Задача: не нарушая круга, сесть друг другу на коленки.
Оценивают быстроту и организованность выполнения. Количество баллов от 0 до 10.
Вспышка
Ведущий:
При подаче команды «Вспышка справа (слева, с фронта, с тыла)» необходимо присесть на корточки, спиной в сторону вспышки. Не забудьте, что при этом надо закрыть голову руками, ноги свести вместе, пятки прижать, носки развести.
Количество баллов зависит от процента участников, верно выполнивших задание: 90–100% – 50 баллов; более 50% – 40 баллов, менее 50% – 30 баллов.
Разведчики
Ведущий:
Четыре человека от команды должны проползти по-пластунски под веревками. Они натянуты над землей довольно низко (не выше 40 см), так что придется постараться. Ваша задача преодолеть не менее 3 м.
Штрафные очки начисляются в случае соприкосновения с объектом. Учитывают скорость и качество передвижения. Количество баллов от 0 до 50.
Гранатометчик
Ведущий:
Метание гранаты. Каждый член команды совершает по 3 броска в указанную цель.
Точное попадание оценивают в 1 балл.
Музыкальная
Ведущий:
Команда исполняет один куплет военной песни по своему выбору. А затем продолжает предложенную песню: «День Победы», «Темная ночь…», «Дороги», «В землянке», «Катюша», «Последний бой», «Три танкиста».
Количество баллов от 10 до 50.
Снайпер
Ведущий:
Сейчас вам предстоит метать мяч в баскетбольную корзину. Каждый член команды совершает по 1 броску.
Точное попадание оценивают в 1 балл.
Подтягивание
Ведущий:
Пять человек от команды подтягиваются на перекладине.
Начисляют 1 балл за каждое подтягивание.
Стрельба из лука
Ведущий:
Лук – достаточно древнее оружие. Ваша задача – попасть в ведро. Каждому дается возможность совершить два выстрела.
За каждое попадание 1 балл.
Историческая
Ведущий:
Этот конкурс для учеников 5–10-х классов. Делегируйте от каждой команды по 5 знатоков военной истории.
Всего 6 вопросов, за каждый правильный ответ начисляют 3 балла. Если ответ неверный, остальные члены команды (класса) могут исправить его. В этом случае за правильный ответ начисляют 2 балла.
Ведущий:
Вопросы для 5-х классов:
- Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (Кольчуга)
- В какой стране изобрели порох? (Китай)
- Как называется орудийный снаряд для метания? (Ядро)
- Назовите оружие, которым пользовались и в древности, и в Средние века. ( Меч)
- Перечислите осадные орудия, использовавшиеся в древности при осаде крепостей. (Катапульта, осадные башни, тараны, приставные лестницы)
- Как звали полководца древности, стремившегося к покорению всего мира? (Александр Македонский)
Ведущий:
Вопросы для 6-х классов:
- Что значит «явиться на службу конно, модно и оружно»? (Привести отряд полностью вооруженным, в парадной форме и на конях)
- Как называлось военное состязание рыцарей в силе и ловкости? (Турнир)
- Назовите самую продолжительную войну Средневековья. (Столетняя война 1337–1453 годы. Англия – Франция)
- Кому из русских князей принадлежит выражение «Иду на Вы»? (Святослав)
- Какая Белая Крепость построена из красного кирпича? (Белая Вежа)
- Кто из русских князей первым прибил щит на врата Царьграда? (Олег)
Ведущий:
Вопросы для 7-х классов:
- Как звали монаха Троице-Сергиева монастыря, чей поединок с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем) стал началом Куликовской битвы? (Александр Пересвет)
- Как называется самая большая пушка, из которой не было сделано ни одного выстрела? (Царь-пушка)
- Что означает древнерусское выражение «изломить копье»? (Вступить в битву)
- Кто командовал русскими войсками в битве против Мамая на Куликовом поле? (Князь Дмитрий Иванович Донской)
- Кому принадлежат слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля»? (Александру Невскому)
- Где построен Покровский Собор и в честь какого события? Его второе название? (На Красной площади в честь взятия Казани. Собор Василия Блаженного)
Ведущий:
Вопросы для 8-х классов:
- Что такое «потешные полки»? Во что они были преобразованы впоследствии? (Полки, состоящие из подростков, для игры, потехи. Были преобразованы в Семеновский и Преображенский полки)
- Основатель российского флота на своей печати вырезал слова: «Я ученик и нуждаюсь в учениках». (Петр I)
- «С потерей Москвы не потеряна Россия». Назовите имя великого русского полководца. (Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов)
- Как звали героев-освободителей Москвы от поляков? (Кузьма Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский)
- Храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года. (Храм Христа Спасителя. В 1931 году – взорван. Восстановлен в 1990-е годы)
- Это слово в переводе с французского означает «стража». Сначала так называли отряды телохранителей при военачальниках, а потом отборное войско. (Гвардия)
Ведущий:
Вопросы для 9-х классов:
- Высшее воинское звание. (Генералиссимус)
- Города-герои Советского Союза. (Москва, Брест, Киев, Одесса, Тула, Минск, Ленинград, Мурманск, Севастополь, Керчь, Сталинград, Смоленск, Новороссийск)
- Кого из героев обороны Москвы вы можете назвать? (28 героев-панфиловцев, политрук Василий Клочков, Зоя Космодемьянская, подольские курсанты и др.)
- Объясните слова: ежи, аэростаты, бомбардировщик, контрнаступление. (Противотанковое заграждение. Дирижабль для защиты неба. Самолет, сбрасывающий бомбы. Главное наступление, переход от обороны к наступлению)
- Какие события произошли: 22 июня 1941 года, 6 декабря 1941 года, 9 мая 1945 года, 24 июня 1945 года? (Начало Великой Отечественной войны. Контрнаступление под Москвой. День Победы. Парад Победы)
- Назовите героев полководцев Великой Отечественной войны. (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, С.К. Тимошенко, Р.Я. Малиновский, Н.Ф. Ватутин)
Ведущий:
Вопросы для 10-х классов:
- Какая дорога связывала Ленинград с Большой землей во время блокады? (Дорога жизни)
- Отличие гражданской войны от отечественной? (Гражданская война идет внутри государства, отечественная война – защита государства от внешней агрессии)
- Кто из маршалов командовал Парадом Победы? (Константин Константинович Рокоссовский)
- Как называется первый русский орден и кто его учредил? (Орден Андрея Первозванного, учредил Петр I)
- Представитель какой военной профессии может опровергнуть пословицу «Один в поле не воин»? (Разведчик)
- Кто из советских конструкторов стрелкового оружия создал новый тип автомата и автоматические пулеметы? (Михаил Тимофеевич Калашников)
Минное поле
Ведущий:
В квадрате 3×3 находится шесть мин. Один сапер из команды производит разминирование. У вас есть 5 мин. Натыкание на мину приводит к взрыву, и выполнение задания прекращается.
За каждую обезвреженную мину команде начисляют 10 баллов.
Строевая
Ведущий:
Конкурс для учеников 5–10-х классов. Нужно выполнить строевые команды: «Взвод, в одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь! На 1–2 рассчитайсь! В две шеренги становись! Направо! Налево! Кругом! На месте шагом марш! На месте стой!».
За выполнение каждой команды начисляют от 2 до 5 баллов.
Коленочки
Ведущий:
Сядьте в круг, положите ладони на коленки соседей слева и справа. Задача – передать хлопок по кругу по часовой стрелке. В случае чьей-либо ошибки игра начинается заново.
После инструкции проводят 1–2 репетиции. Максимальное количество баллов 100. За каждую ошибку вычитают 10 баллов. Игра идет до полного прохождения круга.
Красный крест
Ведущий:
Для участия в этом этапе команда делегирует 6 человек. Задание: разбившись на пары, сделать повязки. 1–7-е классы – на палец, «перчатку», на локоть. 8–10-е классы – две повязки на выбор ведущего плюс наложение шины на руку или ногу.
Максимальное количество баллов 30. За каждое неверно выполненное задание минус 5 баллов.
Беговая
Ведущий:
Для участия в этом этапе команда делегирует две группы по 3 человека. На старте один человек из группы связывает двум остальным по одной ноге вместе. Затем по сигналу эти две пары должны пробежать от одной отметки до другой и обратно.
Максимальное количество баллов 30. По 10 баллов снижается за скорость, нетехничность и несплоченность.
Основы безопасности жизнедеятельности
Ведущий:
Команда делегирует 5 человек. За каждый правильный ответ на вопрос начисляется 3 балла. Если ответ неверный, отвечают остальные члены команды. В этом случае за правильный ответ можно получить 2 балла.
Ведущий:
Вопросы для учеников 7–8-х классов:
- Место для хранения медикаментов дома? (Аптечка)
- Номер телефона экстренной медицинской помощи. ( 03 (112 – номер экстренной помощи в стандарте GSM. Вызов доступен даже при блокировке клавиатуры телефона))
- Что в ванной комнате может быть опасным? (Кран с водой, бытовая химия)
- Что лечит: педиатр, стоматолог, отоларинголог, кардиолог, окулист? (Детские болезни, зубы, ухо, горло, нос, сердце, глаза)
- Где делают очки? (В оптике)
- Где продают лекарства? (В аптеке)
- При выключении газовой плиты что нужно выключать первым – газовую горелку или газовый вентель. (Горелку)
- Чтобы перейти дорогу, в какую сторону надо сначала посмотреть? (Налево)
- Что означают цвета светофора? (Красный – стой, желтый – внимание, зеленый – начало движения)
- Что такое озноб? (Состояние, когда ты мерзнешь, не можешь согреться)
- Что такое жар? (Высокая температура)
Ведущий:
Вопросы для учеников 9–10-х классов:
- Назовите признаки капиллярного кровотечения и правила оказания помощи. (Несильное кровотечение, склонное к самоостановке. Надо промыть рану, края обработать антисептиком. Наложить стерильную повязку или пластырь)
- Назовите признаки ожога 1-й степени и правила оказания первой помощи. (Покраснение кожи. Обожженное место – под струю холодной воды, чистая ткань – на ожог, холод – на место ожога)
- Назовите признаки теплового (солнечного) удара и правила оказания первой помощи. (Головная боль, слабость, рвота, шум в ушах, учащенное сердцебиение, повышение температуры тела. Пострадавшего – в тень, свежий воздух, ослабить ремень, расстегнуть воротник, холод к голове, обильное питье)
- Признаки обморока и правила оказания первой помощи? (Отсутствие сознания меньше 4 мин. Вдыхать пары нашатырного спирта, приподнять ноги, похлопать по щекам, подышать свежим воздухом)
- Признаки отравления угарным газом и правила оказания первой помощи? (Головная боль, слабость, тошнота, шум в ушах, учащенное сердцебиение, рвота. Свежий воздух, растирание тела, грелка к ногам, вдыхание нашатырного спирта)
- Возможные причины бытового отравления? (Испорченные продукты, просроченные лекарства, утечка бытового газа, отравление бытовой химией)
- Признаки обморожения 1-й степени и правила оказания первой помощи? (Отечность, краснота, боль. Согревание с помощью рук, грелок, горячее питье)
- Перечислите виды ран. (Колотая, резаная, рубленая, рваная, укушенная, огнестрельная)
- Назовите способы остановки кровотечений. (Тугая повязка, жгут, приподнятое положение раненой конечности, максимальное сгибание в суставе конечности, пальцевое прижатие артерии)
- Признаки жизни? (Наличие самостоятельного дыхания и сердцебиения, наличие реакции зрачка на свет)
Автор: Нечаев М.