Сценарий на день моряка-подводника
Сценарий на день моряка-подводника
20 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть». Этот день и принято считать днем рождения Российского военно-морского флота.
В это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Были созданы Азовский и Балтийский флоты, позже – Тихоокеанский и Северный.
Историческая справка
В 1-й половине XVIII в. русские моряки сделали много важных географических открытий. В 1740 г. В.Беринг и А.Чириков основали Петропавловск-Камчатский, в 1741 г. открыли пролив и достигли западного побережья Северной Америки. В дальнейшем значительные географические открытия, кругосветные путешествия совершили замечательные русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен, В.М.Головнин, М.П.Лазарев, Е.В.Путятин.
Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море. Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А.Спиридова, Ф.Ф.Ушакова, Д.Н.Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И.Истомина, В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, С.О.Макарова.
В годы Великой Отечественной войны наш флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше. Моряки-подводники, морские летчики и воины частей морской пехоты вписали новые страницы в историю морской славы Отечества. В 1941-1945 гг. умело руководили боевыми действиями на морских театрах войны адмиралы Н.Г.Кузнецов, И.С.Исаков, А.Г.Головко, В.Ф.Трибуц, Ф.С.Октябрьский, Л.А.Владимирский, С.Г.Горшков, И.С.Юмашев.
Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Эта техника в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже 300-летнюю историю.
«Морским судам быть» — так сказал Пётр Первый,
Когда завершался семнадцатый век.
Десятки судов заложили на верфях,
Набрали команды по сто человек.
Как день основания русского флота
С тех пор повелось отмечать этот день,
Андреевских флагов взвихрились полотна
Все моря границы легли в эту сень.
Века уж минули, но также, как встарь,
Мы помним, что нам завещал государь:
Рубеж, от Тамани до Новой Земли,
Российских флотов стерегут корабли.
Для того, что бы ответить на этот вопрос, я предлагаю всем окунуться в атмосферу середины 19 века и вспомнить события, которые прославили Павла Степановича Нахимова.
Звучит «Полонез» Чайковского из оперы Евгений Онегин.
Танец исполняют учащиеся (4 пары).
Ученик 1, вбегающий на сцену, обращается к танцующим: «Господа! Господа! Только что пришло сообщение, что российский флот под командованием Павла Нахимова разгромил турецкий флот в Синопской бухте!»
Танец прерывается, слышны реплики танцующих, собравшихся в середине сцены.
Ученик 2: «Ура! Это еще одна победа России!»
Ученик 3: «Но каков молодец Нахимов!»
Ученица 1: «Господа, расскажите же обо всем по –подробней!!!»
На экране появляются кадры из фильма «Адмирал Нахимов», демонстрация фильма в течение 3-5 минут.
Ученик 4 зачитывает:
Высочайшая грамота
Нашему Вице – Адмиралу, Начальнику 5-й Флотской дивизии, Нахимову истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись Русского флота новою победою, которая навсегда останется памятною в морской истории. Статут военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия указывает награду за ваш подвиг. Исполняя с истинною радостью постановление статута, жалуем Вас кавалером Святаго Георгия второй степени большого креста, пребывая к вам ИМПЕРАТОРСКОЮ милостью НАШЕЮ благосклонны. На подлинной Собственной ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано:
НИКОЛАЙ
С.-Петербург, 28-го Ноября 1853 года
На сцену выходит одна из ранее танцующих пар.
Ученик 5: Надо же ! Победить такой мощный турецкий флот силами наших парусных кораблей!
Ученица 2: Расскажите лучше о самом Павле Нахимове. Говорят, он участвовал в кругосветном путешествии?
На экране презентация на тему «П. Нахимов – страницы биографии».
Учитель: Моряк – романтичная и в то же время очень отважная профессия! С того момента, как мальчишка начинает осознавать себя на Земле, рядом с ним живут мечты о приключениях, полетах, восхождениях, покорении неприступных вершин. Моряк — это не профессия, а состояние души. Это жажда свободы и широты морских просторов, это преодоление себя и, конечно, ответственность за судьбу любимых, родных, Родины. Стать моряком сегодняшние мальчишки могут в Санкт-Петербургском Нахимовском училище. А любимы танцем – символом моряка является танец «Яблочко»
Исполняется танец «Яблочко».
Просматривается презентация проекта «Нахимовское училище».
Ученик 6: Очень трудно выразить словами, какое значение имеет для потомков славная жизнь и славная смерть Адмирала Нахимова. Легче это объяснить на конкретном примере. В 1942-м году, когда враги снова штурмовали Севастополь, один снаряд попал в музей и в клочья разорвал мундир Павла Степановича. Тогда моряки разобрали эти тряпицы и, прикрепив их к бушлатам, со словами «мы нахимовские» пошли в последний бой. Не зря в годы Великой Отечественной войны был учрежден Орден Нахимова и медаль.
Презентация «Орден и медаль Нахимова».
Ученица 3 читает стихотворение:
Сквозь ядер свист и ветра злого вой Великий русский адмирал Нахимов
Эскадру вел в неравный бой, прославив флот и собственное имя
Прошла эпоха гордых парусов, оставив ветру вымпелы и флаги
Весь мир узнал советских моряков – приемников Нахимовской отваги.
Презентация «Память».
Во время последней презентации ученик, исполняющий роль Нахимова, выходит на сцену и садится на стул возле мундира. После окончания презентации под фонограмму он медленно одевает мундир и выходит на середину сцены со словами: « Велика матушка Россия, много ей принадлежит славных сыновей. Но что бы быть настоящим мужчиной старайся всю жизнь помнить мой завет: «Береги язык, которым говоришь, каюту, в которой живешь и мундир, который носишь».
Все участники выходят на сцену.
Песня «Андреевский флаг» исполняется всеми участниками мероприятия.
Сценарий № 2(в рамках воспитательной работы)
“Морская гвардия идет уверенно…”
Звучит музыка (можно “Севастопольский вальс”).
Выходят 3 пары (юноша, девушка).
Проходят парами, останавливаются, вперед выходит 1 пара.
Юноша: Знаешь, ведь история отечественного мореплавания уходит в глубь веков. И всегда мореплавание и военно-морское дело были уделом мужественных и отважных.
1 девушка: Море, морские походы и сражения – это суровое испытание физических и духовных качеств людей.
(Уходят на второй план, вперед выходит пара 2)
2 юноша: Флотская служба требует всесторонне подготовленного человека, сочетание физической выносливости и труда, с большим опытом, профессиональными знаниями, инициативой, находчивостью и смекалкой.
2 девушка: В море выковываются лучшие черты духовного облика русских моряков – любовь к Родине, готовность ее защищать.
(Уходят, вперед выходит пара 3)
3 юноша: “Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги” — эти заповеди первого Морского Устава свято выполнялись всеми поколениями моряков.
3 девушка: Стойкость и мужество, воля к победе, готовность на подвиг, умение преодолевать все трудности в боях и походах, добиваться победы не числом, а умением, крепкая морская выручка, сплоченность и поддержка, готовность прийти на помощь товарищу, презрение к трусости и малодушию – эти черты русских моряков были главным залогом их побед в боях и походах.
(Девушки уходят, прощаясь с молодыми людьми. К оставшимся 3 юношам выходят еще 4 юношей)
1 юноша:
Над пучиной рвутся волны
Стонет океан
Только волны нипочем нам
И девятый вал!
2 юноша:
Выполнит на 5 задачу
Дружный экипаж
И никак нельзя иначе
Если ты моряк!
3 юноша:
Мы Андреевского флага
Славные сыны
Дали Родине присягу
Будем ей верны!
4 юноша:
Пусть крутые бьются волны
И бушует шторм
Но задание исполним, штормам наперекор!
Выходит капитан: Команда, стройся! Равнение на капитана!
(Обращается к боцману)
Доложить о готовности к отплытию!
Боцман: Все готово! Команда в сборе.
Капитан: Отдать швартовы!
(Звучит музыка “Уходим завтра в море”)
(Построение команды углом, изображают корабль, впереди капитан)
Радист:
Я связь держу с большой землей и первым новость узнаю
Я сообщения порой, друзьям, любимым посылаю
Летят слова любви в эфир, поет морзянка над волнами,
Ведь я радист, я слышу мир, вы далеко, но рядом с нами!
Доктор:
У врача забот нимало, надо кубрик посетить,
Вдруг команду кормят мало, может надо подкормить
Чтобы были все здоровы. И удачным был поход,
Корабельный доктор снова службу трудную несет.
Штурман:
У штурмана орлиный глаз, а под рукой всегда компас!
Чтоб верно курс определять, координаты надо знать
Не страшен кораблю туман, ведь есть у штурмана секстан!
Им штурман на своем посту измерит солнца высоту
Определяет скорость ЛАГ по своему, в морских узлах
Узнаю я за много миль – где в море шторм, где в море штиль
Я штурман, у меня нормальный пульс,
Корабль по карте держит курс!
Капитан:
На льне пылинки дальних стран, плыву с командой славной,
Ведь я отважный капитан, на корабле я самый главный!
Решаю все вопросы я, и верный курс определяю,
Моя команда — как семья, ее я с честью возглавляю!
Вот – капитанский мостик мой,
С него в бинокль смотрю большой…
А там – бескрайний океан: киты, акулы, скаты в нем,
Но я отважный капитан, мне все преграды нипочем,
Вот айсберг из воды торчит, а вот плывет здоровый кит,
Ну а за ним …Цунами! Шторм! И выше борта гребни волн!!!
(Свет приглушить. Команда уходит. На экране табличка “Новости” и телеведущий с микрофоном)
Телеведущий: Прослушайте последние известия: “В Индийском океане пропал без вести русский корабль, возможно, он попал в шторм и потерял управление.
Поиски корабля продолжаются, следите за новостями.
(На экране картинка с изображением океана, берег острова, пальмы)
На сцене лежат (в тельняшках) боцман, кок, два матроса).
Боцман: Где это я? Ах, да! Мы попали в шторм и осталось нас…
Только четверо. Ну что ж, четверо – это неплохо.
Который час? (Смотрит на солнце)
Пора! (Свистит в свисток)
Команда стройся, приготовиться к поднятию русского флага. (Все охают, ахают, но встают)
Матрос 1: Какой флаг боцман? Он остался на корабле!
Боцман: А голова на тебе? Вот и думай!
Матрос 1: (Снимает с себя шейный платок синего цвета, у другого матроса берет – красный, у кока — белый, соединяет)
Флаг готов!
Боцман: Поднять флаг!
(Матрос поднимает)
Боцман: Ну а теперь за уборку!
Этот остров – и наша страна, и наш корабль. Всем драить палубу!
(Занимаются уборкой)
Кок: Боцман, время обеда!
Боцман: Чем будешь кормить?
Кок: А чем пахнет ваш правый рукав?
Боцман (нюхает): По-моему, украинским борщем.
Кок: Команда, все закусываем правым рукавом – на первое у нас украинский борщ
Кок:
Не боцман я, не капитан, но повидал немало стран
Я очень важный на земле, еще важней на корабле
Друзья, я не случайно тут, я – супер кок, я просто крут!
Я оптимист и весельчак, когда я сыт и натощак,
Чумичкой я своей горжусь. Я с ней внушительно смотрюсь!
Она и борщ вам разольет, и болтуну закроет рот,
Чумичка может быть с тобой орудием на поле боя!
Она крепка, звонка, стройна, всем улучшает настроенье
Когда борщем она полна, есть стимул для пищеваренья!
Когда накормлен и старпом. Моя чумичка отдыхает,
Большой Медведицы ковшом, она себя воображает!
Полезен, в общем, сей предмет, что предвещает вам обед!
Матрос 2: Акула! Плывет прямо к нам! А если мы ее сделаем на обед?
Это съедобно? Рыба фосфором богата, от нее ума палата!
Боцман: А как мы ее поймаем?
Матрос 2: Так — нож то есть!
Боцман: Эх, матрос! Разве я тебя не учил, что рыбу по этикету нельзя ножом резать, понятно?..
Кок: На второе – второй рукав! (Все нюхают)
Матрос 1: Братцы! – Цунами!!!
Боцман: Орлы, взялись за руки, чтоб не пропасть по одиночке.
(Взялись за руки и поют)
“Цунами не сдается наш русский моряк, погибать никто не желает”
(Свет приглушить.) (На экране — телеведущий)
Телеведущий: Прослушайте последние известия. Как стало достоверно известно, русские моряки, которые пропали во время шторма 2 недели назад в Индийском океане благополучно прибыли в порт приписки на обломке дерева, принесенного цунами, правда, не в полном составе.
Слава русским морякам!
Выходят все участники, поют “Там за туманами”.
1 юноша:
В море, где вода да ветер,
Есть простой закон
Друг за друга будь в ответе,
Зовут, коль моряком.
2 юноша:
Пусть подолгу не видали
Мы родимых лиц
Нам ключи от моря дали
И морских границ.
3 юноша:
Бескозырку треплет ветер,
Синий воротник
Нет на свете выше чести,
Чем Родине служить!
4 юноша:
В море студеном
Катятся волны,
И мы долго не видим земли
Как же Россия будет без моря?
Море России беречь мы должны!
Звучит марш “Прощание славянки”.
Капитан: Равняйсь! Смирно! Налево! Шагом марш!