Сценарий на День святых Мефодия и Кирилла
Сценарий театрализованного игрового представления на день славянской письменности.
Действующие лица:
Сказочница, Домовенок, Девочка Марфа, Баба Яга, Лиса
Перед началом представления звучит музыка.
Голос за кадром.
Кирилл и Мефодий — любимцы в народе,
Культура славян начинается с них,
И все, что свершили Кирилл и Мефодий,
Есть самоотдача для блага других.
Мы с праздником славным славян поздравляем,
Флажок эстафеты сквозь время неся.
Пусть радость и мудрость и впредь расцветают,
Ростки вдохновенья вовек не гася.
На сценическую площадку выходит Сказочница.
Сказочница. Добрый день, люди милые, люди православные! Я хранительница книг, добрых сказок. Давно это было. Во времена старые, во времена былинные, когда славяне не имели своей азбуки и не понимали Евангелия, которое было написано на греческом языке, жили два замечательных брата — Кирилл и Мефодий. До конца дней своих, подобно апостолам, ходили они по миру, просвещали славян светом Христовой веры, служа своей избраннице — Софии Премудрости Божией. Как вы знаете, милые люди, святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, перевели Евангелие и другие книги на славянский язык, на котором до сих пор читают их русские, болгары, сербы и другие православные славяне. И мы каждый год 24 мая с благодарностью вспоминаем и прославляем святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В азбуке, которую создали братья — 43 буквицы. А буквицы эти в слова складываются, а слова в письмена, а потом и в сказки древние. И в руках у меня книга сказочная, волшебная. Вы сказки любите? Ведь в сказках сокрыта огромная мудрость, передаваемая из поколения в поколения.
Конкурс «Сказки-загадки»
Сказочница. Молодцы! Вижу, что вы много читаете и знаете. А кто чтит культуру древнюю, тому тайны многие открываются.
Звучит фонограмма на выход персонажа — Марфы.
Марфа. Привет, тетенька!
Сказочница. Здравствуй, девочка! Рада видеть тебя в гостях! Я сказочница, а ты кто?
Марфа. А я — Марфушенька-душенька, белые ручки, розовые щечки. Из сказки своей убежала и к вам на праздник пришла.
Сказочница. Почему убежала?
Марфа. Заставляет меня царь-батюшка буквы учить, грамоту осваивать. Только ни к чему мне все это. Мне и так неплохо живется.
Сказочница. Как же так можно? Нехорошо быть невеждою в твоем возрасте, Марфушенька. (Обращается к детям) Правда, ребята? Так и до беды недалече.
Предлагаю тебе, Марфуша, на празднике остаться и на ребят посмотреть, уму-разуму у них поучиться. Согласна?
Марфа. Ну, не знаю.
Сказочница. Дорогие ребята, приходилось ли вам когда- нибудь заглядывать в древние церковные книги? Они написаны церковно-славянским языком. Именно он является предком современного русского языка, то есть того языка, на котором говорим и пишем мы с вами. Сейчас я покажу вам буквы, которые взяты и рукописных книг Древней Руси. Называются они буквицами. Каждая из этих буквиц неповторима, как неповторима была и каждая книга в ту пору, ведь печатные книги появились в мире лишь около пятисот лет назад, а эти буквицы гораздо старше. Каждая книга писалась от руки, а буквицы были одним из главных ее украшений. Давайте познакомимся с некоторыми из этих буквиц поближе.
(Показывает нарисованные буквицы и рассказывает о каждой).
БуКИ — вторая буква славянского алфавита. Она олицетворяет собой второе место в мире, которое отдано природе. Художник изобразил причудливый орнамент, напоминающий травы, деревья, крылья птиц, в который вплетена человеческая фигура. Человек как бы сдерживает движение природы, напоминая, что весь видимый мир — создание Великого Творца.
МЫСЛЕТЕ — название этой буквы обращает нас к слову мысль. Художник изобразил двух рыбаков, несущих богатый улов. Это напоминание о тех простых рыбаках, которые слушали Слово Божие, последовали за Иисусом Христом и стали Его Учениками.
РЦЫ — название этой буквы совпадает с глаголом говори! Художник изобразил человека, трубящего в рог, в руках у него жезл с трилистником на конце. Трилистник — древний символ мудрости и просвещения.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим попробован, пари совать одну из буквиц славянского алфавита.
Конкурс «Нарисуй букву»
Концертный номер.
Сказочница. Молодцы, ребята! Видишь, Марфа, какие ребя¬та грамотные и тебе надо пример с них брать. Вот возьми мою книгу волшебную и уму-разуму набирайся.
Марфа. (Берет книгу и бросает ее на пол). Не буду я, дочь царская, об непонятные буквы глазоньки портить.
Сказочница. Ну что же ты наделала? Сказки теперь все перепутаются, а герои сказочные из-за твоей лени и безграмотности могут в беду попасть. Сама кашу заварила, сама и расхлебывай. Я тебе в этом деле не помощница.
Сказочница уходит.
Марфа. Уф, как хорошо-то, как славненько! Свобода теперь настала! Учить меня больше не кому. А ежели помощь понадобится… (Подумав немного, машет рукой.) А ладно, небось, и так обойдется!
Звучит фонограмма на выход Домовенка.
Домовенок. Ахти мне батюшки, ахти мне матушки! Ох, тете-ха, распустеха, неумеха неграмотная! Что же ты наделала?
Марфа. Ой, кто это?
Домовенок. Домовенок я — Кузька! Сидел себе на печке спокойненько почти десять веков, да за порядком в доме следил. А гуг вдруг трах-ба-бах! И на кочке посреди болота оказался. Спасибо, лягушки меня на берег на листьях кувшинки доставили. Хотите, ребята, сейчас попробовать попрыгать с кочки на кочку ?
Игра «Болото»
Домовенок. Ох, притомился я немного. Значит это ты, девица-красавица, дел натворила? Книгу бросила, листы перепутала и всех сказочных героев на произвол судьбы кинула? Ты только посмотри, какой переполох в сказочном царстве творится: Коза — Красную Шапочку съесть норовит, козлятушки- ребятушки Золотую рыбку поймать хотят и уху сварить. Да и сама ты теперь дороги домой не найдешь.
Марфа. Ой, как же это? Что же теперь делать-то? Ведь дома меня перинка пуховая ждет, да мамки-няньки с пирогами сдобны-ми. Помоги мне, пожалуйста, Кузя!
Домовенок. Знаю я одно средство. Да не по зубам оно тебе — грамота здесь надобна, которой ты не знаешь, и учиться не хочешь.
Марфа. А я все сделаю, как скажешь, только помоги.
Домовенок. Хорошо, для начала вместе с ребятами попробуй правильно ответить на вопросы. Согласна?
Марфа. Согласна, согласна. Я на все готова, лишь бы домой к мамкам-нянькам попасть, да пироги вкусные покушать.
Домовенок. Хорошо. Ты, Марфуша, и вы, ребята, буди с внимательны. Гам, где нужно, вы должны ответить: «Это я, но и, это все мои друзья». А где нужно — молчать. Готовы?
— Помнит кто из вас, друзья,
Что без книг прожить нельзя?
— Кто читал так много книг,
Что не помнит, что же в них?
— Кто так много книжек брал,
Что сдавать их забывал?
— Знает кто из вас, друзья:
Что книги пачкать, рвать нельзя?
_ Кто из вас готов брать книжки,
Чтоб смотреть там лишь картинки?
— Есть ли среди вас такой,
Кто день и ночь читать готов?
Хорошо, замечательно справились.
Марфа. Кузя, попаду я теперь домой?
Домовенок. Да нет, Марфушка! Ты ведь всех сказочных го роев поперепутала и теперь тебе надо вспомнить всех героев и в свои сказки отправить. По плечу ли тебе это, девица?
Марфа. Да, я постараюсь.
Домовенок. Ну, счастливо оставаться. Удачи тебе. (Уходит.)
Марфа. Ой, страшно мне, ой, боязно мне. Поможете мне, ре- бята? Ой, кажется, кто-то сюда идет. Спрячусь ка я пока от греха подальше.
Заучит музыка. Выходит Баба Яга.
Баба Яга (охая и кряхтя). Уф, горе мне, горе. Вся спина бо-лит, кости ломит. Размяться мне надо. Зарядку сделать.
Баба Яга проводит шуточную игру «Зарядка».
Замаялась я, семь верст вокруг леса обежала. А все потому, что какой-то деревянный человечек с длинным носом ключик от какой-то волшебной двери требовал. А я этот ключик в глаза никогда не видела. Сколько веков на свете живу, сроду в нашем лесу такого безобразия не было. Кто же это все натворил?
Марфа выходит из-за своего укрытия.
Марфа. Бабушка, да ты не волнуйся, я попробую тебе по-мочь. Для этого нужно обязательно вспомнить сказки, в которых ты живешь.
Баба Яга. Годков-то мне много, память плохая стала, не по силам мне такая задача. Пусть ребята мне помогут! Ребята, вы называйте сказки, в которых я живу, а последний назвавший получит от меня подарок.
Аукцион сказок о Бабе Яге.
Баба Яга уходит.
Марфа. Вот и хорошо. Эти сказки теперь я знаю. Кажется, сюда опять гости идут.
Выходит Лиса.
Лиса. Базилио, ну где же ты? Ничего не могу понять, шли вместе в Страну дураков, а оказались на Необитаемом острове. И слова странные какие-то на ум приходят: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Странно это, не было корабля в моей сказке.
Марфа. Здравствуйте, уважаемая Лиса! Как я рада вас ви-деть, мне кажется, я знаю, как вам помочь. Вам нужно вспомнить свою сказку.
Лиса. О, это очень сложно будет сделать. Сказок ведь про меня написано много.
Марфа. Значит, будем вспоминать все. Ребята, вы поможею нам?
Аукцион сказок о Лисе.
Лиса. Молодцы! А сейчас уж очень мне хочется с вами поиграть — умненькими да раз умненькими.
Игра «Лиса Алиса и Кот Базилио»
Команды разбиваются на пары. В каждой паре по одном!/ участнику завязывают глаза, и он кладет руку на плечо партнеру, который должен согнуть одну ногу в колене и придерживатъ ее рукой. В таком положении «один — слепой, другой — хромой» они движутся по трассе, возвращаются и пере¬дают эстафету следующей паре.
Лиса. Теперь, я думаю, что благодаря вам, ребята, мы с Бази¬лио обязательно встретимся, и все в сказках наладится.
Прощайте, до новых встреч!
Выходит Сказочница.
Сказочница. Ну что, Марфушенька-душенка, справилась с задачей? Поняла, почему так важно грамоте быть обученной.
Марфа. Поняла, дорогая Сказочница. Спасибо тебе и вам, де¬ти дорогие, что научили уму-разуму. Теперь я побегу домой к батюшке буквы учить, грамоту осваивать и сказки читать.
Сказочница. Праздник наш заканчивается. Я благодарю вас, дорогие дети, что побывали у меня в гостях.
До свидания!
Конкурс «Сказки-загадки»
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
К дому подошла — обманула петуха,
У несла его в темные леса,
За высокие горы, за быстрые реки.
(«Петушок золотой гребешок»)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(«Царевна-лягушка»)
Колотил, колотил по тарелке носом — Ничего не проглотил и остался с носом.
(«Журавль и лиса»)
Красная девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
(«Снегурочка»)
А дорога далека, а корзинка нелегка Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)
Скачет лошадь непростая — Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок — удивительный конек!
(«Конек-горбунок»)
Фруктово-огородная страна — В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой — мальчишка овощной — Он храбрый, справедливый, озорной. Скажите-ка скорее, кто же он?
(«Чиполлино»)
Что за зверь гуляет в сказке:
Ус топорщит, щурит глазки,
В шляпе, с саблею в руках И в огромных сапогах.
(«Кот в сапогах»)