Prazdnikson
Сценарии

Год науки мероприятия в библиотеке

Названия для книжных выставок и мероприятий в год науки и технологий

(неожиданные и весёлые):

  • Go учиться!
  • Космическая чашка
  • Нейро-батл
  • Где мозги?
  • Вспышка разума
  • БомбиУм
  • Ловцы науки
  • Нейроспагетти
  • Мозгобатл
  • Экспресс-мысль
  • Креативная наука
  • Суматошная наука
  • От динозавра до компота.

Формы массовой работы в библиотеке

Антилекции

«Читайте» антилекции по вечерам и в выходные. Антилекция – это вообще не лекция, это скорее живое общение слушателей с выступающим. Приглашайте учёных, которые поделятся с ребятами знаниями, так сказать из первых рук.

Как вариант, можно приглашать на такие встречи преподавателей учебных заведений (школ, техникумов, ВУЗов) или студентов.

Возраст аудитории будет зависеть от выбранной тематики.

Научный стендап

Весьма любопытная форма популяризации науки. В течение 6–10 минут описать сложную проблему, простым языком, понятным широкой публике.

Снова процитируем Сергея Калюжного: «В общем, это нормальный боевой формат. Если человек может в 6–10 минут предложить сложную проблему, простым языком, понятным широкой публике, это имеет большое значение, потому что таким образом человек демонстрирует, что он умеет системно и структурировано излагать свои мысли, излагать тематику и то, чем он занимается. Второе, это такой социальный лифт. Так как в стендапах обычно участвуют молодые ученые, которые таким образом могут привлечь внимание к своей разработке и получить от этого и какое-то общественное признание и потренироваться. Потому что нынче наука конкурентная. В нашей стране разыгрывается множество грантов, контрактов, и так далее, и это вещь очень и очень полезная».

Как применить это в библиотечной практике? Идеи есть. Несколько читателей (2-3 участника) готовят небольшое выступление (максимум на 10 минут) на конкретную тему. К примеру, научное открытие или изобретение (позиционировать изобретение как инновацию и открытие, которое ещё неизвестно широкой публике). Остальные читатели выступают в роли меценатов, которые «могут спонсировать продвижение данного изобретения» или журналистов, «готовых осветить открытие /изобретение в СМИ».

Другой вариант. Презентация книги. Читатели представляют заранее выбранную и прочитанную научно- популярную книгу.

Ещё один вариант, возможно, менее актуальный для библиотек, но, тем не менее, вызывающий интерес – презентация проектов. Ребята в командах разрабатывают научные или околонаучные проекты и презентуют их.

Такой опыт поможет участникам почувствовать себя в роли стендаперов, прокачать свои навыки работы с информацией и публичных выступлений.

 

Библиотекарь оказывает помощь в подготовке стендаперов к выступлениям: в подборе информации, её обработке, репетирует с выступающим.

Научный адвент-календарь

Адвент-календарь – традиционный в Европе календарь для                  отслеживания           времени           от           адвента (предрождественского периода) до прихода Рождества.

По традиции это открытка или картонный домик с открывающимися окошками, где в каждой ячейке может лежать конфета, шоколадка, чайный пакетик, косметика, фигурка, записка с пожеланиями, а также другие подарки.

Почему бы не сделать адвент-календарь научным? Это, по сути, форма визуализации информации. Календарь можно будет сделать вместе с детьми, выбрав понравившуюся вам форму – стенд с окошечками, коробочки, тетрадь с дверцами и т.п. Но содержимое останется в секрете. Каждый месяц будет открываться окошечко и таким образом выбираться тема для встречи или занятия. Это будет эффектом неожиданности и дополнительным стимулом к следующей встрече.

Форма подойдёт для цикла занятий и встреч, желательно с постоянной группой детей.

Научные лаборатории

Постигать науку можно не только теоретически, но и опытным путём. Воспоминания школьной поры: редкие опыты на уроках физики и химии всегда встречались восторгом, потому что возможность попробовать и увидеть своими глазами то, в чём учитель нас пытался убедить, а мы вроде бы усваивали, но уж слишком фигурально, вдохновляла на «подвиги». Конечно, в библиотечных условиях мы ограничены в возможностях, но есть вещи, которые нам вполне доступны и более того, популярны среди читателей.

 

К примеру:

  • Проверка рецептов слайма.

Слайм – это игрушка из вязкого желеобразного материала, обладающего свойствами неньютоновской жидкости.

Слаймы продаются в магазинах, но их можно сделать своими руками. Это увлекательный процесс. И в сети можно найти множество рецептов. Можно самостоятельно подобрать несколько рецептов и разделив участников мероприятия на группы попросить их апробировать эти рецепты. Или же разделить детей на группы заранее и попросить их выбрать рецепты самим. Таким образом, ребята смогут на практике создать собственный слайм и попытаться определить, какой из рецептов лучше подходит для создания этой игрушки. Неплохо будет для сравнения принести на встречу и магазинный слайм. По ходу лучше пояснять, почему разные компоненты взаимодействуют так или иначе. Разумеется, следует заранее подготовиться, чтобы и самому знать, что и как работает и почему.

  • Бомбочки для ванны.

Кто не любит бомбочки. Они ведь шипят, бурлят и пузырятся. И сделать их своими руками совсем не сложно. Существует также множество рецептов, которые можно опробовать на практике вместе с ребятами.

Геокешинг

По сути квест, поиск клада по GPS-координатам. Эта игра сочетает в себе использование технологии с приключением. В настоящее время каждый смартфон оснащён встроенным GPS-навигатором, так что не возникнет сложностей при проведении подобной игры. Клад может быть спрятан как на территории библиотеки, так и на близлежащей территории или же в черте города, в зависимости от ваших замыслов и возможностей, а также и от времени года.

 

Заранее на выбранной территории прячется несколько записок с заданиями и следующими координатами для поиска. Конечная точка – заветный клад. Участники игры получают первую координату и отправляются на поиски. Лучше проводить командную игру, но возможно и индивидуальное приключение.

Эта форма подходит и для социальных сетей. Устройте тайник, разместите координаты для его нахождения. Уточните, что отыскавший тайник, должен отметиться в посте под координатами. В тайнике могут быть приятные мелочи, канцелярские принадлежности, закладки, ваша библиотечная продукция – памятки, рекомендательные списки и т.п.

После того, как тайник расчищен, его нужно убрать, либо наполнить снова. В традиционном геокешинге, нашедшие тайник оставляют в нём в ответ что-то равноценное.

Лэпбук

Лэпбук (lapbook) или как его официально называют

«интерактивная тематическая папка» — это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В папке собирается материал по какой-то определенной теме. Особенно популярны лэпбуки в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Но на увлекательную тему и более сложные в оформлении вполне могут заинтересовать и ребят постарше. Создание лэпбука помогает систематизировать информацию, лучше усваивать материал.

Темой научно-популярного лэпбука может стать любая, заинтересовавшая ребят, тема – строение Земли, птицы Красноярского края, анатомия человека, конкретная книга.

Работа библиотеки в соц сетях

библиотека в соц сетях

Рубрика научных фактов

Откройте в своей социальной сети еженедельную рубрику научных фактов. Их можно преподносить как в текстовом, так и видеоформате.

Подкаст

Запустите подкаст. Это разнообразит контент вашего аккаунта, и будет интересным совместным опытом для вас и ваших читателей.

Записать хороший годный подкаст не так уж и сложно. Но сама по себе форма очень актуальна и всё набирает популярность. Подберите с ребятами список научных тем, которые им интересны. Хорошо бы выложить ваш готовый продукт в сеть, чтобы он был в свободном доступе для других читателей вашей библиотеки и всех заинтересованных в теме людей. Разумеется, следует помнить, что речь идёт о технически качественном продукте.

Онлайн-интенсив

Самые актуальные научно-популярные темы среди современных читателей, это, пожалуй, анатомия человека, микробы и космос. Какое удачное совпадение. Про эти темы уже написано немало любопытных книг. Подберите подходящую книгу по интересной теме (не обязательно одну из вышеназванных, ориентируйтесь на потребности и интересы ваших читателей) и запишите цикл видео. О чём? Зачитываете фрагменты из выбранной книги, рассуждаете, приводите забавные примеры из собственного опыта, фильмов или других книг, вызывайте читателей на разговор, проводите несложные опыты и останавливайтесь

 

на самом интересном месте, чтобы читатели с нетерпением ждали следующего видео.

Интерактивный плакат

Удобный формат, чтобы акцентировать внимание ваших подписчиков на конкретной теме, плюс привлекательная подача материала, подразумевающая направленный веб-сёрфинг.

Такой плакат можно сделать в программе Powerpoint. Выберите форму плаката, разместите на нём необходимую информацию, заранее определив, где впоследствии будут размещаться ссылки. Сохраните готовый плакат в виде изображения. Далее выгрузите готовое изображение на платформе TingLing https://www.thinglink.com/. Добавьте ссылки на интересные интернет-ресурсы по выбранной теме. Плакат готов.

Как лучше рассказать о книгах

Обязательно рекомендуйте книги в социальных сетях. Посты не должны быть слишком объёмными. Сопровождайте их яркими иллюстрациями и фотографиями, привлекающими внимание. Желательно использовать собственные фотографии, а не найденные в сети.

Рассказывая о книгах, не переписывайте готовые аннотации, переработайте их в простой, лёгкий и словно бы говорящий с читателем текст.

Несколько примеров:

«Если ваш кот совсем обленился – отправьте его работать на завод изготовления кошачьего наполнителя. Кстати, да, редко кто задумывается о том, как вообще изготавливают наполнитель. До XX века большинство котов и не знали о том, что такое кошачий наполнитель, и лишь немногим посчастливилось иметь дома коробку с песком – остальным приходилось справлять нужду на улице.

 

Ну, так что же? Из глины! Оказывается, наполнитель делают из глины. Любопытно! Разве что ваш котик предпочитает древесный наполнитель.

А если вообще неинтересно, то что насчёт восковых мелков? Зубной нити? карандаша?

В книге Билла Слевина «Превращения» раскрывается тайна изготовления многих привычных вещей. Осталось только прочитать».

«Паразиты – это не «фу, какая гадость!», а серьёзный научный термин. В биологии.

Мы окружены паразитами со всех сторон и не подозреваем об этом. Они всюду. И стремятся пожить за чужой счёт. Иногда даже за наш! Если вас это пугает и если не пугает, и даже если немножко беспокоит, определённо стоит изучить этот фантастический мир паразитов, чтобы понять, зачем они нужны в природе, что могут дать людям и вообще, стоит ли паниковать.

Для этого начнём с того, что решительно откроем книгу Алёны Васнецовой «Поразительные паразиты».

«Большая книга аналогий» Джоэла Леви может показаться той еще абракадаброй. Но стоит только вникнуть…

Сложно рассуждать о чём-то, что невозможно увидеть своими глазами. Тот же атом, например, ведь он так мал. Но «Австралия – засыпанная рисом» — прекрасная аналогия. А если подробнее, то: «Если бы каждая молекула поваренной соли превратилась в зерно риса, то четверти солонки хватило бы, чтобы засыпать Австралию слоем риса толщиной в 1 км».

Можете себе представить? И многие другие вещи можно понять, если найти верную аналогию.

Клубы

Организуйте научный клуб для читателей, интересующихся наукой и технологиями.

Программу и план занятий можно разработать, используя приведённые выше формы: научный адвент- календарь, научные лаборатории, геокешинг.

Добавить комментарий

Войти с помощью: