Игры по пожарной безопасности в детском саду
Игра «На пожар».
По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т. п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.
Игра «Разведчики».
По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой, «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.
Игра «Тушение пожара».
По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.
Игра «После пожара».
Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.
Вопрос — ответ по пожарной безопасности
Цель: закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.
Ход игры:
Вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать нужный ответ.
Ситуации:
- Возник пожар.
- В комнате много дыма.
- На тебе горит одежда.
- Задымился телевизор.
- Горит старая трава.
- Почувствовал запах газа.
- Трудно дышать от едкого дыма.
Ответы:
- Звони по телефону «01».
- Пробирайся ползком к выходу.
- Падай на пол и катайся.
- Отключи, накрой одеялом.
- Забросай землей, залей водой.
- Открой окно, позвони «04».
-
Дыши через мокрую тряпку.
Разложи по порядку игра на действия при пожаре
Цель: ознакомить детей с порядком действий при пожаре.
Используются карточки с изображениями:
- сообщение по телефону «01» о пожаре;
- эвакуация людей;
- тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
- встреча пожарных;
- работа пожарных.
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
Игры на внимание по пожарной безопасности
- Показывается рисунок или плакат, на котором несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий сообщает число нарушений и предлагает ребятам за одну–две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет все быстро и правильно.
- На картинке нарисованы: пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занят делом, не связанным с их профессией. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.
Сложи картинку
- Картинку по пожарной тематике наклеивают на несколько частей. Играть можно двумя командами. В этом случае интересно использовать две картинки, так как при игре их части можно перемещать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку.
Дополни словечком
Цели: развить фонематический слух, умение рифмовать; закреплять знания о пожарной безопасности.
Ход игры:
Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.
Пожар мы быстро победим,
Коль позвоним по… («01»).
Если стал гореть забор,
Доставай скорей … (топор).
Если все в дыму у нас,
Надевай … (противогаз).
У пожарных не напрасно
Цвет машины ярко-… (красный).
Наш брандспойт
Был очень старый
И не мог тушить … (пожары).
Мчалась лестница все выше,
Поднялась до самой … (крыши).
Вдоль по улице, как птица,
На пожар машина … (мчится).
На пожаре ждет беда,
Если кончилась … (вода).
Чтоб огонь нам одолеть,
Надо вовремя … (успеть).
Ох, опасные сестрички —
Это маленькие … (спички).
Знать обязан каждый житель,
Где висит … (огнетушитель).
При пожаре не зевай,
Огонь водою … (заливай).
Деревянные сестрички
В коробочке.
Это … (спички).
Коль не тратишь время даром,
Быстро справишься с … (пожаром).
Игра по пожарной безопасности Запрещается – разрешается
Цели: закрепление знаний об основных требованиях пожарной безопасности; повышение личной ответственности за свои поступки; формирование дисциплинированности, чувство долга.
Материал:
У каждого ребенка по одной сигнальной карточке – «светофор». Одна сторона «светофора» зеленого цвета – «разрешающая», другая сторона красного цвета – «запрещающая».
Ход игры:
Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».
Методический материал к игре:
Запрещается:
- Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
- Выбрасывать горящую золу вблизи строений.
- Оставлять открытыми двери печей, каминов.
- Применять самодельные приборы и предохранители.
- Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех).
- Использовать неисправную аппаратуру и приборы.
- Пользоваться поврежденными розетками.
- Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами.
- Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.
- Оставлять без присмотра включенные в сеть электрические нагревательные приборы, радиоприемники и т. п.
- Пользоваться электрошнурами и приводами с нарушенной изоляцией.
- Устраивать в квартирах жилых домов мастерские, складские помещения, где применяются и хранятся взрывоопасные материалы.
- Оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям.
Необходимо:
- Защищать себя, имущество, жилой дом, дачу, гараж, машину, а также государственное имущество от пожара.
- В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану по телефону «01», сообщить адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию.
- Эвакуировать детей, больных, престарелых, инвалидов из очагов пожара.
- Подать сигнал тревоги.
- Встретить пожарных и сообщить им об очаге пожара.
- Вывесить табличку в образовательном учреждении с указанием номера телефона экстренного вызова пожарной охраны: «01».
- Учиться пользоваться огнетушителем;
- Знать план эвакуации на случай пожара.
- Не открывать двери в помещении, где произошло возгорание.
- Кричать и звать на помощь взрослых.
- Закрыть нос и рот мокрой повязкой (платком, шарфом) для защиты от дыма.
- Набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара.
- Двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено.
- Набросить покрывало на пострадавшего, если на нем загорелась одежда, и плотно прижать его к телу человека для прекращения доступа воздуха.
- Потушить одежду, сняв ее или прижавшись к земле, полу, стене.
- Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания.
- Освободить пострадавшего, вынесенного на улицу, от одежды или расстегнуть ворот, ослабить застежку.
-
Вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу.
С чем можно играть
Цели: развивать внимание, мышление; закреплять знания о пожарной безопасности.
Материал: карточки с изображением мяча, утюга, пирамидки, коробка спичек, куклы, машинки, гирлянды, фена, поезда и др., а также кружки зеленого и красного цвета.
Ход игры:
Перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.
Пожарная команда
Цели: упражнять в счете, развивать память, внимание, сосредоточенность; формировать интерес к профессии пожарных.
Материал:
Игровое поле, в одном углу которого изображен гараж с пожарными машинами, в противоположном – дом, объятый пламенем. Между ними – извилистая дорога с «остановками» — кружками разного цвета; фишки – «машины» (также разного цвета); кубик, на каждой стороне которого нарисованы точки, от одной до шести.
Ход игры:
Каждый игрок имеет фишку определенного цвета. Все фишки–«машины» стоят в «гараже». Игроки по очереди бросают кубик, количество точек на верхней стороне которого указывает, на сколько «остановок» продвинуться фишке. Цвет «остановки» дает определенную установку: голубой – пропуск одного хода, т. е. заправка водой; красный – ход назад на одну остановку, т. е. «препятствие»; желтый – ход через одну остановку, т. е. «спеши»; зеленый – обычный ход.
Выигрывает тот, кто первым приедет к месту «пожара».
Огонь – друг, огонь – враг
Цели: закрепить знания о том, что при умелом обращении с огнем, он приносит пользу, а при неосторожном – вред; закрепить правила пожарной безопасности; воспитывать культуру общения в совместной деятельности, умение управлять своим поведением в коллективе; развивать связную речь.
Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов.
Материал: картинки «злого» и «доброго» огня, карточки – рисунки, где изображены ситуации с участием «злого» и «доброго» огня, фишки–штрафы (черные кружки)
Вариант 1
Ход игры:
Все карточки–рисунки делят на количество играющих (от двух до четырех), каждый из них по очереди рассказывает о своей карточке и кладет ее на соответствующую картинку.
За неправильный ответ играющий получает фишку–штраф. Победителем считается тот, у кого наименьшее количество штрафов.
Вариант 2
Материал: карточки «злого» и «доброго» огня. Разноцветные фишки (столько цветов, сколько играющих), от двух до четырех, по десять штук каждого цвета (желтый, зеленый, синий, оранжевый).
Правила игры:
Дети по очереди отвечают на вопросы. Если ответ признан правильным — кладут свою фишку на картинку соответственно «злого» или «доброго» огня. В конце тот из играющих, кто набрал наибольшее количество очков, становится победителем.
Ход игры:
Картинки с изображением огня лежат на середине стола, вокруг которого сидят играющие. У каждого ребенка фишки определенного цвета. Дети по очереди отвечают, в каких случаях огонь бывает «злым» (приносит вред, беду), в каких – «добрым» (приносит пользу, радость). При правильном ответе играющий кладет свою фишку на картинку соответствующего («доброго» или «злого») огня.
Ведущий следит, чтобы ответы были полными, правильными, а речь детей — связной. На первых порах ведущий дополняет ответы детей, приводит примеры. Можно сопровождать ответы картинками.
Вариант 3
Правила игры:
Дополнительно вводятся фишки–половинки (таких же цветов, как и основные фишки) и раздаются играющим. Если ребенок дал неполный ответ, его может дополнить желающий, за удачное дополнение выставляют фишку–половинку за картинку соответствующего огня. Это учитывается при подведении итогов.
«Отгадай слово»
- Детям предлагается несколько кратких словесных определений, по которым они должны отгадать стоящее за ними слово. Если ребенок отгадывает с первой подсказки, тогда получает 3 очка, если со второй — 2, с третьей — 1 очко. Например:
«ТЕПЛО»
- Это бывает с рукой, когда на нее надета варежка. Как мы это называем?
- Это бывает, когда на улице светит солнышко.
- Это бывает, когда дома натопят печку или включат отопление.
«ПОЖАР»
- При этом гибнут леса, постройки, иногда люди.
- Чтобы с этим сражаться, у нас есть пожарная охрана.
- Когда это случается, становится страшно и можно остаться без дома и вещей.
«ГОРЕТЬ»
- Это бывает с электрической лампочкой, которую включили в сеть.
- Это бывает с бельем, которое сушат над газовой плитой.
- Это бывает, когда к бумаге или сену подносят горящие спички.
«ТУШИТЬ»
- Для этого пожарные выезжают по вызову.
- Это бывает, когда костер поливают водой.
- Для этого используют пожарный шланг или ведро с водой.
Игра с мячом «Опасно – неопасно»
(Воспитатель бросает мяч и называет предмет, ребёнок оценивает его огнеопасность и возвращает мяч со словами «опасно» или «неопасно»).