Prazdnikson
Сценарии

Культурное наследие народов России, сценарий квеста для детей

К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Форма проекта: квест-экскурсия.

Участники: 5-6 классы, 3-4 команды по 5 человек.

Добрый день уважаемые  экскурсоводы и участники нашей экскурсии!

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходу в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему   человечеству,   к   человеческой   культуре»,   –   отмечает   академик Д.С. Лихачев.

С 2008 года Президент Российской Федерации посвящает каждый год той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. Знаете ли вы чему посвящен 2022 год?

Предлагаем вашему вниманию видеоматериал (20-30 секунд). 2022 год — Год культурного наследия народов России.

– А как вы понимаете, выражение культурное наследие?

Россия является многонациональной страной. На ее территории проживает более 190 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, обычаи и традиции.

В каждом регионе есть свои культурные и национальные ценности, музеи, экспозиции, коллективы народного творчества, энтузиасты- общественники, народные умельцы, этнографы. Как мы уже знаем, 2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия. Давайте, попробуем разобраться по подробнее.

Народное искусство (фольклор) – это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций, бытующие в народе, поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Нематериальное культурное наследие – обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.

Ход квест-экскурсии:

– Сегодня мы вас приглашаем принять участие в экскурсии «К истокам народной культуры». Вы познакомитесь с многообразием изделий народно- прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России, с играми, песнями. Научитесь замечать и выделять основные средства выразительности изделий этих промыслов.

– Итак, мы начинаем наше увлекательное путешествие! Наша экскурсия пройдёт в форме квест — игры. Нам нужно разделиться на 3 команды. Во время игры каждая команда будет перемещаться по станциям. Команды получат маршрутные листы со схемой продвижения. Время на выполнение задания 5 минут, если задания сделаны быстрее, то команда ждёт отведённое время и по сигналу учителя покидает станцию.

 

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Команда                                                                                         

1 Станция №1  
2 Станция №2  
3 Станция №3  
4 Станция №4.  

Станция №1.

Основной этап.

Виды традиционных росписей.

Экскурсовод проводит обзорную экскурсию на тему «Традиционные росписи».

Одним из ярчайших направлений народного искусства является традиционная роспись. Мастера-ремесленники расписывали посуду и мебель с незапамятных времен. Среди самых известных видов росписи:

Всем известная хохлома – роспись деревянной посуды и мебели, выполненная красными, зелёными и золотистыми красками на чёрном фоне. Возможно, вы помните эти деревянные тарелки, ложки и вазочки. Появилась хохломская роспись в одноименном селе в Нижегородской области еще в XVII веке.

Не менее популярна в России гжель – роспись керамики, выполненная в нежных бело-голубых цветах. Гжельской росписью украшают не только посуду, но и статуэтки, часы и многое другое. Появился этот промысел в «Гжельском кусте» – это 27 деревень в Раменском районе Московской области.

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца – плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой   и пышным   хвостом,   рисовали   сценки из купеческой жизни – семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия – объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель    и ставни.    Также    умельцы    изготавливали    из деревянной    щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек – прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей,     в повозку     усаживали     кучера.     Игрушечных     дел     мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», – говорили в Городце.

Группе предлагается карточка по выбору с описанием росписи и им нужно за определенное время выполнить работу.

Станция №2.

Традиционные промыслы.

Экскурсовод проводит обзорную экскурсию на тему «Традиционные промыслы». Почти в каждом уголке нашей большой страны сохранились традиционные промыслы по изготовлению игрушек. С ранних лет мы знакомы с разными народными игрушками.

У многих из нас среди первых игрушек была матрешка – всеми любимая расписная деревянная кукла, внутри которой – такие же куклы, но все меньше и меньше. Игрушки из нескольких предметов, вкладывавшихся друг в друга, были известны давно, однако первая кукла-матрешка была изготовлена в 1890 году и представляла собой крестьянку в рубашке, сарафане и цветастом платке, с чёрным петухом в руках.

Благодаря простоте исполнения, дымковская игрушка хорошо знакома детям. Ее делают из глины, окрашенной в белый цвет и расписанной разными цветами. Чаще всего дымковская игрушка изображает баранов с золотыми рогами, птиц, оленей, скоморохов и барынь. Первые игрушки лепили к вятскому самобытному празднику Свистуньи еще в XIX в. Даже сегодня слепить такую свистульку может любой ребенок!

Игрушки из соломки. Соломенная скульптура – это удивительное и ни с чем не сравнимое искусство. В раннем детстве так приятно играть во что-то домашнее, уютное, которое сделано руками мамы, старшей сестренки или своими собственными. Таким игрушкам присуща удивительная теплота, а натуральная солома радует глаз приятным золотистым цветом.

Из соломы можно без особого труда смастерить во множестве куколок- человечков, коней с растрепанными гривами, коз, кур, уток и другую живность. Дети обычно делают это легко, не задумываясь, и с чисто детским наитием. Они претворяют в своем творчестве все то, что видят вокруг. Бесценность этого творчества состоит в том, что им на протяжении многих веков занимались дети всех стран и наций без исключения. Они плели кукол без какой-либо методики, без изучения.

Группе предлагается изготовить соломенную куклу.

Станция №3.

Народные промыслы Ставропольского края.

Народные промыслы на Ставропольской земле имеют давнюю историю, которую можно начать с древней сарматской керамики XI века. Современные традиции прикладного искусства начали развиваться со второй половины XIX века в регионе Кавказских Минеральных Вод: резьба по рогу, кости, и дереву, художественная ковка, чеканка, вязание, ковроткачество, роспись по ткани.

На Кавказских Минеральных Водах в 60-х годах были произведены первые эксперименты с принципиально новым для региона материалом – фарфором. В 1930 году в Кисловодске была основана художественная артель имени 1 Мая, специализирующаяся на выпуске художественных изделий из кости. Фарфоровое производство было открыто позднее – в 1961 году. Производство совершенствовалось и расширялось, со временем были найдены более ценные породы глины, из которых получали белый фарфор.

В настоящее время в городах – курортах Кавказских Минеральных Вод изготавливают продукцию ручной работы из фарфора и керамики – эксклюзивные авторские коллекции, малосерийные и заказные изделия: конфетницы шкатулки, сервизы, часы, подсвечники, вазы напольные, настольные, светильники, кашпо, нарзанные кружки, сувенирные магниты, колокольчики, настенные панно, анималистические скульптуры. Также производят изделия из войлока (валяные ковры (кийизы), головные уборы и аксессуары, войлочные украшения) и натуральной кожи (шкатулки, сувенирные коробочки, альбомы, книги в художественном переплёте и оформлении, декоративные панно с росписью, визитницы, папки, книги почетных гостей).

Станция №4.

Нематериальные культурные ценности.

 Экскурсовод проводит обзорную экскурсию на тему «Нематериальные культурные ценности».

Нематериальное культурное наследие – часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся потомкам как нечто ценное и почитаемое. Нематериальным наследием считаются обряды и традиции, а также устное народное творчество – сказки, былины, песни и многое другое. Традиции разных народов России очень богаты. Кто-то может похвастаться необычными праздниками, а у других есть особые свадебные обряды. Мы расскажем об интересных фактах ниже.

Одним из популярных летних праздников является славянский Иван Купала. На Ивана Купалу молодежь прыгает через костер, а дети ищут цветок папоротника, открывающий путь к сокровищам, старики вспоминают молодость и традиции народа. Праздник еще называют Иванов день, Ярилин день, праздник летнего солнцеворота или просто Купала.

На Ивана Купалу принято собираться вблизи водоемов, устраивать праздничные концерты, танцы, конкурсы. Молодежь наряжала деревце, устраивала вокруг него хороводы и шутливые состязания. Предки считали, что в ночь на Ивана Купалу природа обретает мистическую силу. Главными атрибутами праздника издавна были: очистительный огонь; святая вода; лечебные травы. Считалось, что если собрать на Купалу лечебные травы, то они приобретут особую силу. Собирая травы, нужно приговаривать «Земля-мать, благослови меня травы брать, и трава мне мать!» В этот день готовили веники для банных дней, парились в бане, собирали ягоды в лесу. Действия подкрепляли магическими купальскими песнями. В день праздника варили специальную кашу из ячменя, готовили вареники, пекли лепешки и варили квас. Все ели много фруктов и ягод.

Масленица отмечали еще наши предки – древневосточные славяне. Праздник символизировал встречу весны, тепла, пробуждение земли, уход зимы.

Понедельник – встреча; Вторник – заигрыши;

Среда – лакомка; Широкий четверг;

Пятница – тещины вечерки;

Суббота — золовкины посиделки;

Воскресенье еще называют целовальником, прощеным воскресеньем. Люди провожают зиму, встречают весну. На костре сжигают чучело, которое отождествляют с зимой.

Оставшийся после сожжения пепел разбрасывают по полям, чтобы урожай будущий был качественным, богатым. Традиция сжигать чучело пришла от индоевропейского народа, который главную роль отводил очистительному огню.

Традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью с давних пор существует на Руси. Она сохраняется и до наших дней. В особо торжественных случаях хлебом и солью встречают делегации, прибывающие из других городов и стран.

Благодаря этой прекрасной традиции, пошла слава о русском «хлебосольстве» – всегдашнем умении достойно принять гостей. Пришел этот обычай к нам с давних языческих времен, когда хлеб считался неким божеством, олицетворял солнце и плодородие. Символизирует каравай счастье и достаток. А выносят каравай всегда на рушнике. Украшаются караваи сложными узорами. И считается, что чем пышнее каравай – тем счастливее и богаче будут молодожены.

Из поколения в поколение передаётся устное творчество народов России: сказки, былины, предания, песни. С раннего детства мы знакомимся с хитрой лисой и простоватым медведем в русских сказках, а из мансийской – узнаем, почему у зайца длинные уши. Становясь постарше, читаем былины о богатырях и купце Садко. Многие народные сказания находят свое отражение в мультфильмах, что делает их ещё популярнее. Знакомы нам и песни: кому-то их поёт бабушка или мама, а кто-то сам учит их на уроках музыки в школе.

Заключительный этап.

– Вы прошли все испытания и находитесь в конечном пункте нашей экскурсии. Необходимо взять чистый лист формата А4, клей-карандаш и все собранные материалы, приклеить фрагменты на лист бумаги и прочитать, что у вас получилось.

  • группа – «Какова сторона, таков и обычай».
  • группа – «Чей хлеб ешь, того и обычай тешь».
  • группа – «В чужой монастырь со своим уставом не ходи».

В заключении давайте ответим на вопросы:

  • Какие из представленных экспонатов могут входить в культурное наследие народов России?
  • Почему в современном мире большое внимание уделяется сохранению культурного наследия?
  • Если бы у вас была такая возможность, какие экспонаты вы выбрали бы для своего частного музея?

Автор: Коломиец М. В.

Добавить комментарий

Войти с помощью: