Любовь и проводы. Пьеса-комедия.
ЛЮБОВЬ И ПРОВОДЫ. Лирическая пьеса-комедия.
Автор Эвелина Пиженко.
Данная пьеса – весёлые картинки из деревенской жизни. Прообразами некоторых героев стали полюбившиеся всем персонажи из фильма «Любовь и Голуби». Краткое содержание: гонимый алкогольной жаждой, небезызвестный дядя Митя вступает в сговор с продавщицей деревенского магазина Зинаидой. Заподозрившая супруга в измене, не менее известная тётя Шура организовывает наблюдение за супругом, с помощью соседки Надежды. Став свидетелем ссоры Мити и Зинаиды, Надежда делает свою собственные, отнюдь, не верные выводы, тем самым подставив под удар и Митю, и Зинаиду. Чем закончится суматошный день, как сложится несчастливая женская судьбы Зинаиды, к каким ухищрениям придётся прибегнуть дяде Мите, и как повлияет на его алкогольные пристрастия всеобщая диспансеризация – всё это узнают зрители данного спектакля.
Действующие лица:
ДЯДЯ МИТЯ. Деревенский житель 60 лет. Любитель выпить. В поисках алкоголя бывает крайне изобретателен и находчив.
ТЁТЬ ШУРА. Деревенская жительница 59 лет. Супруга дяди Мити. Зорко следит за мужем, но, как правило, неудачно.
НАДЯ. Соседка и близкая подруга тёти Шуры, 45 лет. Склонна к скоропалительным выводам.
ЗИНАИДА. Продавщица деревенского магазина. Одинокая женщина глубоко «за тридцать». Вечная «жертва» мужского коварства.
ВИКТОР. Сердечный друг Зинаиды, 40 лет. Мастер по сигнализации и охмурению одиноких дамочек.
ВАЛЕНТИНА. Фельдшер деревенской амбулатории. Молодая, ответственная, но слегка рассеянная.
Звучит музыка (файл 1), открывается занавес.
Общий план: Правая сторона сцены представляет собой часть поселковой улицы. Левая – внутреннее помещение местного магазина, находящегося на этой улице. Обозначен фронтон. Имитация входной двери.
Картина первая.
Свет притушен, горит только один прожектор. Ночь. Внезапно слышится звук сработавшей сигнализации в магазине (файл «Сигнализация»). Следом раздаются голоса, из-за кулис.
1-Й ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Что случилось-то?! Что случилось?!
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Зинаида, беги скорее, опять у тебя сигнализация сработала!
2-Й ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Надоело уже, четвёртую ночь спать не дают!
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Зинка! Ну, где ты там?! Магазин ограбили!
На сцене появляется Зинаида. Она торопливо подбегает к магазину, делает вид, что проверяет замки, окна, открывает дверь, проходит в магазин, выключает сирену. Наступает тишина. Зинаида вновь выходит на улицу, «запирает» магазин, кричит воображаемым соседям.
ЗИНАИДА (кричит за кулисы). Всё нормально, граждане! Самовольное срабатывание!
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Что-то часто стала срабатывать!
1-Й ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Зина, мастера вызывай! Что нам теперь, каждую ночь не спать?
ЗИНАИДА (за кулисы). Уже вызвала, идите по домам! (Говорит уже тише, как бы про себя). Четвёртую ночь они не спят… Другим, может, вообще… уже месяц не до сна… (Опять говорит за кулисы, передразнивает). Мастера вызывай… Что вы понимаете-то! В мастерах…
Зинаида озирается по сторонам, и, убедившись, что никого нет, отходит к краю сцены, делает кому-то знак. Из-за кулисы показывается дядя Митя. Они выглядят, как заговорщики.
ЗИНАИДА (досадливо). Ты чего сегодня так поздно включил? Вон, светает уже! А, ну, как заметит кто-нибудь?
МИТЯ (оправдывается). Санька того… подозревать что-то стала! Всё ждал, пока уснёт!
ЗИНАИДА (достаёт из-за полы куртки бутылку, протягивает Мите). Ладно, держи… В расчёте!
МИТЯ. А закусить?..
ЗИНАИДА (нехотя достаёт из кармана конфету, протягивает Мите). Ой, Господи… На!
МИТЯ (прячет конфету в карман пиджака, бутылку – в карман галифе). Зинаида! Вопрос имеется!
ЗИНАИДА. Ну, давай, только скорее!
МИТЯ. А на что ты эту канитель затеяла? С сиреной-то?
ЗИНАИДА. А вот это, дядь Мить, не твоё дело! Я с тобой каждый раз рассчитываюсь? Рассчитываюсь! Получил своё вознаграждение, вот и топай! (Срывает цветок, вставляет его Мите в нагрудный карман). Сообщничек!
МИТЯ. Понял! Вопросов больше не имею! Как следующий раз понадобится за верёвочку дёрнуть, зови!
ЗИНАИДА. Посмотрим! И гляди – никому ни слова! А то в долг больше не дам! Всё, пошла я! (Торопливо уходит, по пути оглядывается по сторонам).
Митя достаёт из кармана бутылку, с удовольствием разглядывает этикетку, затем снова прячет и тоже идёт через сцену. Не доходя до кулисы, резко разворачивается и пытается уйти в обратном направлении. В тот же момент из этой же кулисы показывается тёть Шура – она в гневе.
ШУРА. А, ну, стой, оглоед!
Митя невольно замирает на месте. Медленно поворачивается к Шуре. Она, подбоченившись, подходит к нему.
МИТЯ (изображает крайнее удивление). О! Санька! А ты чего не спишь?
ШУРА (передразнивает). О, Санька! Ты где полночи был, лихоимец?!
МИТЯ (оправдывается). Так это… прогуляться решил… огурчиков ранних нарвать…
ШУРА (обыскивает Митю, нащупывает бутылку, достаёт у него из кармана, показывает). Это за такими вот огурчиками ты которую ночь подряд из дома шастаешь?!
МИТЯ (безуспешно пытается отобрать бутылку). Санька! А, ну, положь на место! Это – не моё!
ШУРА. А чьё же?!
МИТЯ. Это мне… на хранение… дали… Санька! Не шути! Верни – где взяла! Учти, там люди серьёзные! Не вернёшь, меня на счётчик поставят, потом не рассчитаешься!
ШУРА (обшаривает и карманы пиджака, достаёт оттуда конфету). А это – что такое?!
МИТЯ. Так это… сладенького захотелось…
ШУРА. Да ты ж конфет отродясь не ел! (Вытаскивает из петлицы цветок). Ах, ты, паразит! Ты чего это на старости лет удумал?! (Грозно наступает). С кем любовь закрутил, а, ну, говори, как на духу!
МИТЯ (невольно пятится). Ты чего, Санька? Совсем сдурела? Говорю же, пошёл огурчиков набрать!.. Они под утро – самый цимес!
ШУРА. Ах, ты, ж, парази-и-ит! Ну, ладно, смолоду шлялся, кровь мою пил! Но уж сейчас-то!.. Совсем стыд потерял!
МИТЯ. Саня!.. Ты это… не права!..
ШУРА. Полядите на него, люди добрые! Это что ж тако делается!.. Я только усну, а он – шмыг, и за порог! Потом возвращается – сыт-пьян, нос в табаке и цветок в петлице!
Шура хватает Митю за нос. Тот безуспешно пытается вырваться.
МИТЯ. Санька!.. Не балуй!
ШУРА. А, ну, говори, паразит, к кому ходишь?!
МИТЯ. Это – государственная тайна! И сказать её тебе я не могу! Я это… подписку давал! (Вырывается, отбегает).
ШУРА (доходит до точки кипения). Ну, всё! Хватит! Надоела твоя брехня! Лопнуло моё терпение! Живи один, как хочешь, а я к детям поеду! Первым автобусом! Насовсем! (Поворачивается, чтобы уйти).
МИТЯ. Так ты чего… бросаешь меня?
ШУРА. Бросаю! (Идёт размашистым шагом).
МИТЯ (вдогонку). Санька!.. Так ты это… Отдай, что взяла!
ШУРА (оборачивается, показывает кукиш). Во! Пойдёшь, ещё на том огороде нарвёшь! (Решительно уходит).
МИТЯ (с досадой). Тьфу ты! (Уходит в другую сторону).
Звучит музыка (файл 1). Сцена затемняется, затем освещается ярко.
Картина вторая.
Та же сцена. Магазин уже открыт, Зинаида что-то считает за прилавком. Из-за кулис, со стороны улицы появляются Шура и Надя. У Шуры – дорожная сумка. Останавливаются у края сцены.
НАДЯ. Да помиритесь ещё! Столько лет прожили, куда вам друг без друга?
ШУРА. Сил моих больше нет, Надя! Поеду лучше, внуков проведаю, лишь бы этого оглоеда не видеть! Только ты ему не говори, что я – в город, и обратно! Пусть думает, что насовсем ушла.
НАДЯ. Не скажу! Пускай один поживёт, узнает, почём фунт лиха!
ШУРА (с сомнением). Да кабы один… Подозрения у меня есть, Надя! Каждую ночь из дома уходит, а возвращается – при параде, и выпимши! А в карманах – конфеты! Вот что тут думать? И пьёт-то не самогон, а казённую! Вот где он её по ночам берёт, если пенсия вся у меня?
НАДЯ. Не знаю, тёть Шур… Может, в долг берёт в магазине?
ШУРА. Да спрашивала я у Зинки! Говорит, не приходил! А я пустые бутылки где только не нахожу: и в огороде, и за баней, и в старых валенках! Это кто ж его так прикормил-то, и за каки таки заслуги?! Неужто за старое взялся, кобелина?! Нынче бабы-то сама знаешь, какие, мужика на любую приманку ловят!
НАДЯ. Ты вот что, тёть Шур… Ты езжай, а он, как свободу почует, сразу из подполья выйдет, вот тут и станет ясно, что к чему! А уж я за ним послежу!
ШУРА. Последи, Надя! Ежели что, мне сразу сигнализируй! Полчаса – и я здесь, как штык!
НАДЯ. Не беспокойся, тёть Шур! Проведу я расследование, не хуже детектива!
ШУРА. Ну, тогда пошла я! А то автобус – вон уже… (Уходит со сцены).
Звучит музыка (файл 1). Надежда машет вслед рукой, затем оглядывается по сторонам, надевает чёрные очки и тоже уходит в другую сторону. Слышится звук отъезжающего автобуса. Из той же кулисы, в которой скрылась Шура, появляется Виктор. Он решительно пересекает сцену и входит в магазин. При виде его Зинаида расплывается в улыбке.
ЗИНАИДА. Ой!.. Витенька! (Кокетливо поправляет причёску). Виктор Николаич!
ВИКТОР (сурово, с порога). Зина!.. Гм… Зинаида Егоровна!.. ты что, с ума сошла?!
ЗИНАИДА (удивлённо). А что такое?
ВИКТОР. Ты хоть понимаешь, что ты делаешь?!
ЗИНАИДА (продолжает говорить игриво). А что я такого делаю?
ВИКТОР (оглядывается на входную дверь). Ты что, обалдела?! Который день подряд сигнализацию из строя выводишь!
ЗИНАИДА. Ну, а как я тебя ещё могу вызвать? Ты же без повода уже давно не приезжаешь… А я соскучилась… (Пытается обнять). И твой любимый коньячок в холодильник поставила…
ВИКТОР (отстраняется). Зинаида!.. Егоровна!.. Держите себя в руках! Вы, всё-таки, на рабочем месте! И я, некоторым образом, при исполнении!
ЗИНАИДА (не оставляет игривого тона). Да?.. А в прошлый раз ты мне совсем другие слова говорил!
ВИКТОР. В прошлый раз я был несколько… гм… нетрезв!
ЗИНАИДА (игриво). Может, ты и не помнишь ничего?
ВИКТОР (снова отбивается от объятий, оглядывается на дверь). Зина!.. Прекрати! На меня уже начальство косо посматривает!
ЗИНАИДА. Это почему же?
ВИКТОР. Говорят, что я квалификацию теряю! Эти твои ночные перезвоны только умаляют мой авторитет! Получается – я сигнализацию ремонтирую, а она снова срабатывает без причины! Я уже молчу про жену… Она тоже начала о чём-то догадываться!
ЗИНАИДА. Ну, и что нам теперь делать?..
ВИКТОР. Знаешь, что, Зина… Мне кажется, наши отношения зашли в тупик.
ЗИНАИДА. А что же не так с нашими отношениями?
ВИКТОР. Я считаю, что их надо прекратить!
ЗИНАИДА (хмурится). Не поняла!..
ВИКТОР. А что тут непонятного? Нам нужно расстаться!
ЗИНАИДА (меняется в лице). Та-а-ак! А вот с этого момента, пожалуйста, поподробнее!
ВИКТОР. Давай, обойдёмся без подробностей. В этой жизни всё имеет своё начало и свой конец… Даже звёзды – и те гаснут! Что уже говорить про чувства!
ЗИНАИДА. Ах, вот как вы заговорили, Виктор Николаич! А как же ваши обещания?
ВИКТОР. Если мне не изменяет память, я вам, Зинаида Егоровна, ничего такого не обещал!
ЗИНАИДА. Обещали! Своими действиями обещали!
ВИКТОР. Ну, Зина… мы же взрослые люди! .
ЗИНАИДА. В таком случае, извольте, как взрослый человек, заплатить мне за шесть бутылок коньяка, которые я на вас извела, деликатесы и разбитый сервиз!
ВИКТОР. Какой ещё сервиз? Я ваших сервизов не разбивал!
ЗИНАИДА. Зато я разбивала! Мне было обидно!.. Потому, что вы не оправдали моих ожиданий… Обещали море, рестораны… ананасы в шампанском! А сами только и пили мой коньяк!
ВИКТОР. В ресторане мы с вами были, Зинаида Егоровна!
ЗИНАИДА. Ха-ха-ха! Это вы сейчас про лёгкий завтрак в привокзальном буфете?! Пирожок с капустой и чай?!
ВИКТОР. Между прочим, чай был с лимоном!.. И пирожок – довольно свежий! (Направляется к выходу, оборачивается). Вы оскорбили меня до глубины души своей меркантильностью! Адьё! Деньги за коньяк вышлю переводом! (Уходит).
ЗИНАИДА (вслед). Да подавись ты! Жмот! (Всхлипывает, утирает платочком слёзы, смотрится в зеркало).
Звучит музыка (файл 1). Из кулисы, крадучись, появляется Митя. Смотрит по сторонам, затем заходит в магазин. Зинаида стоит, насупившись.
МИТЯ. Зинаида, здорово! Как торговля?
ЗИНАИДА (со злостью). В долг не дам!
МИТЯ. Так мне не в долг… Мне того… Авансом. В счёт будущих услуг!
ЗИНАИДА. А кончились услуги! Понятно? Больше не понадобятся!
МИТЯ. Ты чего это, Зинаида, такая воинственная?
ЗИНАИДА. А того! Ходите с утра, ходите… А выручки нет!
МИТЯ. Так это… как насчёт авансу?
ЗИНАИДА. Сказала же – никак! Иди отседова! (Выходит из-за прилавка, выталкивает Митю за дверь). Я больше в долг никому не даю!
МИТЯ (сопротивляется, но невольно перемещается к двери). Зинаида, имей сострадание! Как-никак, мы с тобой в деловых отношениях!
Зинаида выталкивает Митю на улицу. В это время из-за кулис появляется Надя в чёрных очках. Она никуда не идёт, занимает наблюдательную позицию, с интересом следит за происходящим.
ЗИНАИДА (кричит Мите уже на улице). Кончились наши с тобой отношения! Понятно?!
МИТЯ. Что-то ты неласковая сегодня, Зинаида!.. А я, между прочим, того… Столько ночей из-за тебя не спал! Санька – вон… меня бросила! А ты – вот так, да?! Вот такой конец нашим с тобой похождениям?!
ЗИНАИДА. Всё кончилось! И похождения, и любовь!.. И ты мне больше без надобности! (Возвращается в магазин, хлопает дверью).
МИТЯ. Вот и верь вам, бабам, после этого!
Надя стоит с округлёнными от изумления глазами. Она слышала всё, что было сказано на улице, всё «поняла», сделала «нужные» выводы. Звучит музыка (файл 2). Надя резко разворачивается и убегает со сцены.
Картина третья.
Митя с досадой машет рукой, хочет уходить, но из-за кулис появляется фельдшер Валентина. Увидев её, Митя сбавляет шаг.
ВАЛЕНТИНА. Здрасьте, дядь Мить!
МИТЯ. Валюха! У тебя спирт есть?
ВАЛЕНТИНА. Ну, есть… А что случилось?
МИТЯ (принимает скорбный вид). С Санечкой моей беда!
ВАЛЕНТИНА. Что такое?
МИТЯ (Начинает сочинять). Она всё конфет шоколадных хотела… Я ей сразу говорил – давай, схожу! А она – мол, сама прогуляюсь…
ВАЛЕНТИНА. А покороче, дядь Мить?
МИТЯ. Ну, вот нагнулась она, шнурок завязать… А он её бац – и навылет! Прям навылет стрельнул! (Отчаянно машет рукой). Всё!.. Всё!..
ВАЛЕНТИНА (с тревогой в голосе). Кто стрельнул?!
МИТЯ. Про-стрел! Всё теперь!.. Всё!.. Так и останется!
ВАЛЕНТИНА (испуганно). Что – останется?!
МИТЯ. Кособочие! Во! (Наклоняется, показывает позу). Так и стоит в дверях, с места сдвинуться не может! Острый хондроз! Растирка нужна!
ВАЛЕНТИНА (с облегчением вздыхает). О, Господи!.. Так вам мазь нужна, а не спирт! Идите в аптеку, пока не закрылась. А я вечером к вам зайду. (Хочет уйти, но тут же останавливается). Ой, дядь Мить, совсем забыла. Вы у меня какого года рождения?
МИТЯ (сосредотачивается, пытается вспомнить). А сейчас какой? (Смотрит на пальцы, считает). Вот и отними шестьдесят годков…
ВАЛЕНТИНА. Значит, всё правильно! Вы у меня попадаете под диспансеризацию.
МИТЯ. Под чего попадаю?!
ВАЛЕНТИНА. Диспансеризацию. Ну, это такое плановое обследование состояния здоровья. В городе пройдёте всех врачей.
МИТЯ. Это чего – медкомиссия, что ли?
ВАЛЕНТИНА. Ну, что-то типа этого. Да, и ещё нужно будет сдать все анализы. Забор – завтра в восемь. Идёмте в амбулаторию, я вам направления выпишу.
МИТЯ. Может, не надо? Лучше спиртом, Валюха…
ВАЛЕНТИНА. Надо, дядь Мить. Надо! Это для вашего же здоровья. Идёмте!
Уходят со сцены. Звучит музыка (файл 1).
Дорогие друзья! Те, кого заинтересовал данный сценарий, могут получить его полную версию, если напишут мне на электронный адрес:
Невысокая цена – скромная благодарность автору за его труд.
По времени сценарий рассчитан на 45 – 50 мин.
Весёлая, полная неожиданных поворотов пьеса поднимет настроение любому зрителю и станет украшением любого театрального мероприятия.
Искренне ваша, автор Эвелина Пиженко