Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры 3 части
Вряд ли есть необходимость говорить о той роли, которую играет в наш век запись и передача звуковой информации. Буквально во всех областях социальной и общественной жизни человека, в науке и культуре применяется звукотехническая аппаратура, весьма разнообразная как по сложности, так и по своим возможностям. Это может быть обычный телефон, или канал звукового художественного вещания, или сложнейший многоканальный звуковой комплекс современного кинотеатра. Однако если в первом случае главное требование — просто хорошая слышимость, без помех, сохранение разборчивости речи, то технические параметры сложной аппаратуры оцениваются по качеству звучания, естественности звука. Отметим, что при непосредственном восприятии звука (например, музыки или спектакля), цепочка передачи звуковой информации состоит только из двух звеньев: исполнитель — слушатель, а при прослушивании художественных программ через электроакустический тракт в нее как важнейшее связующее звено входит звукорежиссер.
Профессия звукорежиссера синтетическая. Специалисту этого профиля необходимо обладать не только общей культурой, но и знаниями из различных областей искусства и науки. Он должен не только быть знаком с историей и теорией музыки, иметь хороший аналитический слух, обладать отменным чувством ритма и стиля музыкального произведения, но и знать физические свойства звука, понимать закономерности его восприятия человеком.
Необходимо также изучить принципы устройства и функционирования звукотехнического оборудования, возможности и системные ограничения электроакустической передачи, учитывать неизбежные отличия качества звучания от натурального, даже при наличии самой совершенной студийной аппаратуры. Технологическому аспекту профессии звукорежиссера и посвящена предлагаемая книга.