Prazdnikson
Сценарии

Сценарий литературного квеста для детей 7-10 классов

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня я хочу провести с вами, дорогие – любители книг, интеллектуальную игру – литературный квест «Душа слова».

Определите капитана своей команды.

Не забывайте при завершении заданий использовать метод «Брызги газированной воды». Так я определю, что вы выполнили работу.

Ведущий: Прежде чем перейти к игре, я хотела бы объяснить вам, что же всё-таки такое квест. Какова структура нашего квеста?

Квест   (с   англ.  quest   –      «поиск»,   «предмет     поисков», «поиск приключений», «исполнение рыцарского обета»).

В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или о 12 подвигах Геракла).

Структура квеста следующая:

  • постановка задачи (введение) и распределение ролей;
  • список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т.д.);
  • порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
  • конечная цель (приз).

В квесте будут использоваться различные типы заданий: пазлы, ребусы, головоломки, пословицы, сбор иллюстраций.

Эпиграфом к нашему квесту будет выражение великого русского писателя А.С. Пушкина. «Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно».

Как вы понимаете данное высказывание поэта – «солнца русской поэзии»?

Дети: (Отвечают).

Ведущий: Итак, наш литературный квест называется «Душа слова». Просмотрите, пожалуйста, видеозапись (отрывок из короткометражного мультфильма «Фантастические летающие книги мистера Морриса Лессмора».

Определение проблемы квеста.

Чего лишился мистер Моррис,

Когда внезапно ураган

Разрушил полностью весь город,

Рассыпал вещи словно хлам?

И кем стал впоследствии этот писатель?

Ответьте, друзья, без сомнения вы!

Любому готовы открыть свои тайны,

При этом не скажут ни слова они!

(Работа трех команд одновременно).

Ведущий:

Каждой командея я раздала по 7 конвертов (с белым листом посередине в каждом конверте),   в   которых   есть   различные   задания,   и   лист с кроссвордом из 7 слов по горизонтали. Решение заданий усложняется тем, что вопросов к кроссворду нет.

Ваша задача – распределить конверты так, чтобы найти правильный порядок решения кроссворда. А чтобы определить очередность расположения конвертов, вы должны найти правильные ответы так, чтобы у вас получилась известная пословица.

  1. Расположите 7 конвертов с заданиями по порядку, отгадав при этом пословицу. В каждом конверте с белым листом посередине (до белого листа) есть задание, в котором нужно отгадать какое-либо слово из пословицы. После того, как отгадают все слова, они смогут собрать их в единую пословицу, тем самым расположив конверты таким образом, чтобы правильно решить кроссворд.

Для команды 7 класса «Любознайки» пословица:

«Книга поможет в труде, выручит и в беде».

1)     Отгадать ребус:

2)      Найти антоним к слову «помешать» («препятствовать»). Будущее время, изъявительное наклонение, 3 лицо, единственное число.

3)      Третья буква алфавита.

4)      Работа, требующая умственного или физического напряжения, предложный падеж, единственное число.

+ знак препинания.

5)      Глагол будущего времени с приставкой «вы-», 3 лицо, единственное число, обозначающий: оказывать помощь в тяжелых обстоятельствах, спасать, освобождать от чего-либо.

6)      Соединительный союз.

7)      Синоним слова «горе», предложный падеж, единственное число, с предлогом.

Для   команды   8       класса       «Книголюбы»   пословица:

«Книга твой друг, без неё как без рук».

1)      Отгадать ребус:

2)      Притяжательное местоимение мужского рода, образованное от личного местоимения 2 лица, единственного числа.

3)      Антоним к слову «враг»  + знак препинания.

4)      Личное местоимение в форме 3 лица, единственного числа, женского рода, родительный падеж, с предлогом со значением отрицания.

+ знак препинания.

5)      Сравнительный союз.

6)      Предлог родительного падежа со значением отрицания.

7) Верхняя конечность человека, родительный падеж, множественное число.

Для команды 10 класса «Прометеи» пословица:

«С книгой жить – век не тужить».

1)      Предлог     творительного    падежа,      обозначающий    совместную деятельность.

2)      Отгадать ребус.

В творительном падеже, единственном числе.

3)      Антоним к слову «умирать».

4)      Знак препинания, который используется между подлежащим и сказуемым,

выраженными     существительными       в        именительном     падеже, единственном числе.

5)      Синоним к словосочетанию «сто лет».

6)      Отрицательная частица.

7)      Синоним слов «горевать», «тосковать», «печалиться».

  1. Решение кроссворда из 7 слов по горизонтали и 1 слова по вертикали.

Ведущий:

После того как вы отгадаете пословицу и распределите по порядку конверты, вы можете достать из конвертов задания (за белым листом в каждом конверте) и решить кроссворд, чтобы отгадать слово по вертикали.

В каждом конверте есть название задания, которое вы должны пройти, но не во всех конвертах есть сами задания. Внимание на экран.

Выполнение первых трех заданий мы начнем с презентации. Название задания на   экране   соответствует   заданию,   находившемуся   у   вас в конвертах:

Задание «Полный порядок» (таймер – 2 минуты)

Командам даются иллюстрации к произведениям. Участники должны определить очередность иллюстраций по сюжету произведения, рассказывая о том, что они видят на них. После выполнения задания они должны ответить на вопрос, отгадав, что за произведение изображено на иллюстрациях.

Команда 7 класса «Любознайки»: распределение иллюстраций по порядку к        произведению     М.Ю.         Лермонтова         «Бородино».

Вопрос: какой город упоминается в данном произведении? (Москва)

Команда 8 класса «Книголюбы»: распределение иллюстраций по порядку к произведению И.С. Тургенева «Муму».

Вопрос: кто является главным героем произведения? (Герасим)

Команда 10 класса «Прометеи»: распределение иллюстраций по порядку к произведению Н.В. Гоголя «Ревизор».

Вопрос: какой жанр у произведения? (Комедия)

Задание «О ком идёт речь?» («Найди общее») (таймер – 3 минуты) (Задание выполняется одновременно всеми командами).

Ведущий: Всей командой вы должны догадаться, какое слово связывает все эти определения.

Для команды 7 класса «Любознайки»:

  1. Древнееврейское по происхождению имя. Буквальная его трактовка звучит как «Богу подобный».
  2. Имя известного русского поэта XIX века, автора ряда произведений: романа «Герой нашего времени», стихотворения «Тучки небесные, вечные странники».
  3. Имя героя знаменитых         «Денискиных      рассказов» Виктора Драгунского.
  4. Имя одного из величайших русских учёных и деятелей русского просвещения XVIII века. Как поэт, он ввел в нарождавшуюся литературу классические формы поэзии, господствовавшие на Западе в первой половине XVIII века.
  5. Имя русского писателя, автора произведений о природе, охотничьих рассказов.

(Имя: Михаил).

Для команды 8 класса «Книголюбы»:

  1. Имя происходит от древнеиудейского слова и в переводе означает «помилованный Богом». Это «самое русское имя». Во время Великой Отечественной войны немцы именно так называли всех русских. У этого имени множество аналогов   в   различных   странах.   Так,   например, в Германии – Йоханн, Ганс; в Италии – Джованни, Джанни; в Англии – Джон; во Франции – Жан; в Армении – Ованес, Оганес.
  1. Имя великого князя всея Руси (с 1533 года), первого русского царя (с 1547 года).
  2. Имя русского писателя, баснописца, переводчика.
  3. Имя отца поэта и дипломата Фёдора Тютчева.
  4. Имя украинского государственного, военного и политического деятеля, гетмана Украины   в   1687-1708   годах,   упоминавшегося в произведении «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. (Имя: Иван).

Для команды 10 класса «Прометеи»:

  1. Имя русского    писателя     и публициста, мемуариста, автора произведения «Левша».
  2. Имя героя трилогии Л.Н. Толстого.
  3. Имя имеет греческое происхождение, переводится как «победитель народов».
  4. Имя Миклухо-Маклая – великого русского учёного, путешественника и общественного деятеля.
  1. Имя русского детского писателя-прозаика, драматурга, автора повести «Витя

Малеев в школе и дома». (Имя: Николай).

Задание      «Безумная       афиша»       («Кто       быстрее!»)

Играют два игрока, по одному из каждой команды. Если один проигрывает после первого вопроса, выходит другой из следующей команды.

Задача каждого игрока – быстрее дать правильный ответ, отгадав либо ребус, либо головоломку (имеются звуковые гудки на скорость). Остальные участники команд угадывают слово, которое объединяет все эти ребусы (это и будет отгадкой на одно из заданий в кроссворде – писатель).

Задание «Душа слова. Определи тему» («Кто быстрее!»)

(таймер – 4 минуты)

Для выполнения данного задания участники из каждой команды располагают слова в определённом порядке так, чтобы получилась пословица. Затем угадывают тему пословиц (это и будет отгадкой на одно из заданий в кроссворде).

Для команды 7 класса «Любознайки»: слово «знание».

  • Век живи, век учись.
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Один ум хорошо, а два – лучше.
  • Учёного учить – только портить.
  • С мудрым знаться – ума набраться.
  • Тяжело в учении – легко в бою.

Для команды 8 класса «Книголюбы»: слово «слова».

  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Слово – серебро, молчание – золото.
  • Язык мой – враг мой.
  • Язык до Киева доведёт.
  • Добрые слова дороже богатства.
  • Доброе слово лечит, а злое – калечит.

Для команды 10 класса «Прометеи»: слово «наука».

  • Аз да буки – начало науки.
  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Наука и знания – наше призвание.
  • Без наук – как без рук.
  • Кто любит науки, тот не знает скуки.
  • Кто много читает, тот много и знает.

(Следующие два задания даны в конвертах. Их участники могут выполнить во время предыдущих заданий).

Задание «Собери пазлы»

Для команды 7 класса «Любознайки»: слово «Лермонтов». Для команды 8 класса «Книголюбы»: слово «Тургенев». Для команды 10 класса «Прометеи»: слово «Гоголь».

Задание «Узнай героя (по описанию)»

Для команды 7 класса «Любознайки»: слово «парус». Назовите литературного героя стихотворения.

Стихотворение было написано юным 17-летним поэтом в 1832 году. В этот сложный период поэту приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург, где остается наедине со своими мыслями и чувствами. Там, в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, молодой человек и создает своё бессмертное произведение.

Первый вариант написанного произведения поэт высылает в письме к М. Лопухиной. В раннем варианте стихотворение начиналось словом: «…отдаленный». Впоследствии автор переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А.А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский».

Для команды 8 класса «Книголюбы»: слово «охотник».

Кем является автор в сборнике рассказов, в одном из которых дано следующее описание героя?

«Белая молния озарила… с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. Дождик хлынул с удвоенной силой.

…Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною. Я поблагодарил его и спросил его имя.

– Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу…».

Для команды 10 класса «Прометеи»: слово «Бульба».

О ком идёт речь в исторической повести?

«Все три всадника ехали молчаливо. Старый… думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которых всегда плачет казак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодостью. Он думал о том, кого он встретит на… из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уже перемерли, какие живут ещё. Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась. Сыновья его были заняты другими мыслями».

Задание «Реши ребус».

Каждая группа после выполнения всех 7 заданий должна угадать одно слово

по вертикали и сдать листы с кроссвордами жюри («рассказ» – 7 класс, «новелла» – 8 класс, «баллада» – 10 класс).

Определи   жанр литературного    произведения      –       найди         слово в кроссворде.

Рассказ – небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.

Новелла – небольшой рассказ, для которого характерны чёткость композиции, напряженность действия и драматизм сюжета.

Баллада – жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.

Ведущий: Перейдем к проблеме квеста.

Чего лишился мистер Моррис,

Когда внезапно ураган

Разрушил полностью весь город,

Рассыпал вещи словно хлам?

И кем стал впоследствии этот писатель?

Ответьте, друзья, без сомнения вы!

Любому готовы открыть свои тайны,

При этом не скажут ни слова они!

Так чего же лишился Моррис? Что объединяет все слова, которые мы сегодня с вами угадывали? Может кто-нибудь догадался?

(Просмотр отрывка     из      короткометражного     мультфильма

«Фантастические летающие книги Мистера Морриса Лессмора».

Ведущий: Если опять не догадались, то вам поможет ребус (отгадка –

«книга»)

А кем стал впоследствии мистер Моррис, когда он нашел библиотеку, наполненную книгами, но безлюдную?

(Ответ: хранителем библиотеки,   живет там, ухаживает за книгами, в прямом смысле слова спасает от смерти развалившееся от ветхости первое издание «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» Жюля Верна).

(Выявление победившей команды членами жюри, которые оценивают каждый правильный ответ баллами).

Ведущий: Книга – это чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Она освещает и утверждает место человека на земле, дает доступ человеку к тайнам природы, к загадкам Вселенной. У книги только один путь – путь к сердцу читателя. Действительно, велики слова замечательного русского писателя А.С. Пушкина:

«Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно».

Автор: Морозова В. А.

Добавить комментарий

Войти с помощью: