Середа Каноны младшие классы
Среди традиционных форм работы, практикуемых на уроках сольфеджио в ДМШ, пение канонов занимает слишком скромное место. Общеизвестно, что каноны оказывают огромное влияние на развитие музыкального слуха и формирование творческого мышления юных музыкантов.
Причин, по которым каноны редко используются на уроках сольфеджио, две. Во-первых, это недостаток учебного материала, отвечающего критериям художественности. Во-вторых, устойчивая установка школьных курсов — сложившаяся во многих детских музыкальных школах — на изолированное, внеконтекстуальное изучение звуковых элементов. Существуют и другие формы работы — в их числе пение канонов, — которые позволяют ученикам практически усвоить принципы, на основе которых строится логика тематического процесса, определяющая интонационные связи как внутри каждого голоса, так и между одновременно звучащими голосами. Однако такие формы применяются на уроках сольфеджио крайне мало.
Разучивание и исполнение канонов дает ученикам возможность получить представление о природе живого многоголосия, в котором гармония всегда возникает из ансамбля мелодий. В этом ансамбле одинаково важны и внутренняя интонационная логика каждого голоса, и перекрестные интонационные связи голосов, составляющих полифонический ансамбль.