Сценарий детский на тему музыка и зима
Зимние грезы
Е.А. Редькина
Звучит фонограмма музыки П. И. Чайковского «Декабрь».
Дети свободно вводят в зал. импровизируя движения вальса. Музыкальный руководитель послушайте, какая замечательная музыка звучит. Подскажите, как же называется музыка. под которую можно кружиться, делая плавные взмахи руками?
(Дети отвечают: Вальс)
М.Р Когда я слышу вальс, мне кажется, что мое тело и душа кудато поднимаются и кружатся, кружатся в легких видениях этого замечательного танца.
А этот вальс особенный, называется он Декабрь. А кто же в декабре может
так легко и красиво кружиться? (Дети отвечают.) Правильно, снежинки.
Покружитесь и вы. как снежинки!
Дети импровизируют кружение снежинок под музыку.
M.P Дорогие мои, мы с вами так замечательно кружились, что не заметили, что же вокруг нас?
Согласитесь, что наша гостиная выглядит как-то необычно… (Рассматривают оформление зала.
Всё здесь напоминает о каком то времени года! О каком? (Дети отвечают: -О зиме)
И это не зря потому что сегодня мы будем с вами говорить о зиме, слушать музыку о зиме, учиться думать и фантазировать. Итак, я приглашаю вас в выставочный зал где представлены работы художников и фотографов.
Дети проходят в ту часть зала, где размещена выставка репродукции, картинки, иллюстрации подбираются по усмотрению
М. Р Посмотрите, все эти работы объединяет одна тема, какая? (Дети отвечают.) Правильно. это тема зимы.
Художники и фотографы в своих работах изобразили зиму поразному. Все рассматривают картины и кратко рассказывают об их содержании.
М. Р Скажите, а как композитор может рассказать о зиме? (Дети отвечают.) Да ребята, композиторы и поэты тоже рассказывают о зиме с помощью музыки и поэтических строк.
Сейчас мы услышим произведение П. И. Чайковского Зимние грезы.
А строки поэтов помогут нам посмотреть на картины немного подругому.
К какой картине подходят вот эти строки?
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом.
БУДТО серебром..»
Дети находят соответствующую картину
Тройка мчится, тройка скачет
Снег летит из-под копыт.
Колокольчик звонко плачет.
То хохочет, то звенит…»
Дети находят соответствующую картину
Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути.
Ни проехать в лесу, ни пройти».
Дети находят соответствующую картину.
Далее следует беседа педагога с детьми рассказывают о русской зиме.
M.Р Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
Но когда Дедушка Мороз рассердится да приударит своим посохом, то мягкие снежинки превращаются в хрустинки. Хруп-хруп? скрипят они под ногами.
Повторите, как? (Дети повторяют звукосочетание.)
Ребята, а вы хотите, чтобы сейчас, вот здесь, в нашей теплой музыкальной гостиной послышался на стоящий скрип снега? (Выслушает, мнения)
Ну тогда мы будем не просто ребятами а ребятами экспериментаторами…
Детям предлагаются для эксперимента листы бумаги и шуршащий полиэтилен.
Эксперимент дети шуршат бумагой.
М. Р. предлагает детям самим выбрать предмет для передачи звука — что лучше звучит.
М. Р А поможет нам стихотворение:
Как на горке снег. снег. (шуршат)
И под горкой снег, снег, (шуршат)
И на елке снег. снег. (шуршат)
И пол елкой снег, снег. (шуршат)
А под елкой спит медведь
Тише, тише, не шуметь!
М. P Ну. а теперь нам пора в путь. Попробуем пройти по заснеженной дороге да поскрипеть нашими хрустиками.
Повторяется стихотворение-Как на горке снег, снег, при этом дети двигаются по заснеженной
дороге». сопровождая стихотворение выбранными хрустиками.
М. Р Ребята, посмотрите, здесь какой то сугроб! Да нет же это письмо. Да какое большое! Чье же это послание? (Читает): Дорогие ребята, с нетерпением веду вас к себе в гости. Не забудьте взять в дорогу свой волшебный снежок. Он поможет мне вас услышать и укажет дорогу. Мое имя вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд с музыкальными терминами.
Составим кроссворд В столбик записываются слова так чтобы буквы ответов на вопросы кроссворда составили слово Метелица.
Вопросы:
лад музыки, который выражает грустное, печальное или лирическое настроение минор
музыкальный инструмент с металлическими пластинками металлофон
коллектив музыкантов, исполняющих какое нибудь музыкальное произведение оркестр
окраска» звука, свойственная определенному музыкальному инструменту тембр
название танца с плавными, легкими движениями вальс
главный руководитель оркестра дирижер
струимый музыкальный инструмент, похожий на гусли цитра
лад музыки, выражающий веселое, бодрое каст роение мажор
М. Р А сейчас мы можем узнать, кто же приглашает нас в гости? Все вместе в выделенных квадратах читают слово Метелица Берем волшебный снежок, который нам покажет дорогу в королевство, и в путь?
Дети под фонограмму марша двигаются позову
М. Р Вот и кончилась наша дорожка, мы у порога королевства госпожи Метелицы! Почему все нас никто не встречает?
Звучит фрагмент и балета П. И. Чайковского Лебединое озеро.
M.P Но что это ребята, какую музыку мы слышим ? (Дети отвечают ) Неужели здесь что-то случилось? Или у кого-то плохое настроение? Какой инструмент заучит? Правильно, это скрипка. Этот инструмент способен выразить чувства человека. Я думаю, что в этом королевстве кому то очень грустно.
Вы вот здесь присядьте. а я пойду посмотрю
Возвратившись, несет в руках накидку
Метелицы м восьмую снежинку, на которой изображено грустнее настроение.
M.P Ребята, посмотрите, что я здесь нашла! Наверное, его волшебная накидка госпожи Метелицы.
Ну а где же она сама? Может быть, нам снежинка поможет. Посмотрите, какое у нее настроение?
(Дети отвечают грустное.)
Да здесь написано! (Читает): Ребята, со мной произошла беда. Накидка ага не простая. Кому ома подойдет, тот нам всё и расскажет. Начинает звучать музыка. Дети определяют ее характер настроение медленная, задумчивая таинственная…
М. Р. добавляет: морозная, холодная.
М. Р. Покружитесь, покружитесь, в снежную фигуру превратитесь!
Игра Сделай фигуру
Под музыку дети кружатся, по окончании музыки застывают в разных позах-делают фигуру.
М. Р. выбирает интересную и примеряет к ней накидку, но она никому не подходит.
М. Р Никому не подходит. А себе-то я не примерила?! Надевает на себя накидку, превращается в Госпожу Метелицу; звенит треугольник
Спасибо вам мои друзья, вы расколдовали меня, и теперь я расскажу вам. что случилось…
Снежная королева, которая не любит радость, природную красоту, музыку, ворвалась в наше короллевство и все вокруг заколдовала. А самое главное, она заколдовала музыкальные инструменты, на которых жители моего королевства исполняли красивую музыку.
И если вы их не расколдуете, не будет у вас радости и веселья. Посмотрите, все музыкальные инструменты превращены в ледяные елочки.
Помогите отгадать, что там спрятано подо льдом.
Игра Отгадай музыкальный инструмент
Метелица читает загадки о музыкальных инструментах.
По мере их разгадывания елочки убираются, и под ними появляется изображение музыкального инструмента
Иллюстрации с инструментами помешаются в музыкальный домик. Затем Метелица предлагает: Замечательно, все чары разрушены.
Сейчас мой оркестр сыграет музыку, а мы придумаем -танец Метелицы.
Раздаст белые ленты и палочках. Звучит музыка. Дети импровизируют танец Метелицы с летами.
Метелица: А сейчас я хочу вас проводить в художественную мастерскую, гае мои художники рисуют волшебные музыкальные картины. Но сегодня художниками будете вы.
Тема наших полотен Зима Но зима не всегда бывает одинаковой.
А расскажет нам об атом музыка.
Творческое задание Оживи картину Дети делятся на две подгруппы звучат пьесы Зима из концерта А. Вивальди Времена года (2-е часть): Тройка» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина Метель.
Прослушав отрывки из знакомых произведений, дети работают над своими полотнами. используя элементы аппликации, разные оттенки цветов на предлагаемых иллюстрациях, подбирая их по характеру музыки.
Молодцы! Я эти картины передам Дедушке Морозу, пусть он порадуется. А за это вам сюрприз: посмотрите. какие карандаши он вам приготовил.
Они не простые рису ют, что вам захочется.
Игра Карандаши Деда Мороза
Под музыку дети свободно двигаются, а на паузу должны остановиться и что-то нарисовать в воздухе.
Метелица: А теперь присядьте и послушайте.
В моем королевстве всё необычно. Есть еще один оркестр. Только он может передать легкий танец снежинок, но его нельзя увидеть, а можно только придумать и услышать. А помогут нам в этом необычные музыкальные инструменты.
Звучит Менуэт Л. Боккерини.
Метелица: Ну. вот вы и побывали у меня в гостях. Понравилось? Наше сказочное время подходит к концу.
Ребята, вы очень помогли мне и жителям моего королевства. И я хочу в знак благодарности исполнить ваши желания перед Новым годом.
Сейчас вы прошепчете свои желания в ладошку, а я положу их я хрустальный ларец и передам Деду Морозу.
Проводится игра на воображение . Дети загадывают желания Метелица уносит шкатулку, потом возвращается.
Метелица: ОЙ, кажется, со мной что то происходит… (Кружится и превращается в М.Р. Ребята, мне кажется — или это всё мне приснилось? Я была в сказке, а вы были? (
Дети отвечают.
Все преграды преодолели! А если бы мы с вами там не дружили и не любили музыку, то. наверное, колдовские чары не смогли бы разрушиться. Ну что, пора домой!