Сценарий конкурса чтецов, для школьников с викториной
Сценарий конкурса чтецов
“Русская классика”
Ведущий 1: Читает стих Всеволода Рождественского
СТАРЕЮТ КНИГИ…
Стареют книги… Нет, не переплет,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живет
И никому уж больше не приснится
Остановило время свой полет,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймет,
Что озаряло наших предков лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,—
Былых веков надежды и обиды
Не только стертый начисто пунктир:
Века в своей развернутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме
Ведущий 2: Наше время — время больших достижений науки и техники, время восхитительных открытий. Однако из всех удивительных вещей, сделанных человеком самым трудным и великим считается книга.
В книге заключен огромный духовной мир нравственности населения земли, она помогает общению людей, народов и целых поколений одним словом книги смело можно назвать машиной времени, с поддержкою которой можно исполнять странствия в диковинные страны, в прошедшее, в грядущее и настоящее.
Книга является нашим спутником, преданным и постоянным. Она остается основным источником, из которого мы черпаем познания. К. Г. Паустовский писал:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»
Ведущий 1: Литературное чтение это увлекательный мир интерес к которому был есть и будет.
И сегодня мы собрались, чтобы доказать это и провести конкурс юных чтецов “Русская классика”
Поприветствуем наших конкурсантов:
=========================
Ведущий 2: А оценивать наших конкурсантов будет самое справедливое жюри:
—————————————————
Критерии оценки и требования к выступлениям:
-Выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса
-Грамотная речь
-Артистизм исполнения
-Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста
-Время выступления не должно превышать 5 минут
Идет блок чтение классических произведений:
Дети читают произведения которые они подготовили, ведущий может кратко рассказывать о писателях отрывок которого будет читать ребенок
Ведущий 1 : Давайте скажет спасибо нашим участникам, а жури попросим отправиться подводить итоги конкурса.
Ведущий 2. Ребята пока жури решает кто же был сегодня лучшим давайте поиграем поиграем и проведем небольшую викторину по литературным произведениям.
Литературные викторины с ответами
Назовите имя и отчество писателя (поэта)
1. Булгаков (Михаил Афанасьевич)
2. Бунин (Иван Алексеевич)
3. Пастернак (Борис Леонидович)
4. Шолохов (Михаил Александрович)
5. Куприн (Александр Иванович)
6. Платонов (Андрей Платонович)
7. Блок (Александр Александрович)
8. Ахматова (Анна Андреевна)
9. Маяковский (Владимир Владимирович)
10. Цветаева (Марина Ивановна)
11. Есенин (Сергей Александрович)
12. Солженицын (Александр Исаевич)
13. Мандельштам (Осип Эмильевич)
Узнать поэта или писателя по фрагменту его биографии
1. Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. После смерти отца приехал к деду Каширину, у которого были красильные мастерские. К одиннадцати годам остался круглым сиротой. Разорившийся дед отдал внука «в люди».
(А.М. Горький)
2. Родился 16 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в культурной дворянской семье. Мать – Бекетова, дочь известного учёного-ботаника, литератор, переводчица.
(А.А. Блок)
3. Он решительно и категорически отверг Временное правительство. Не принял и большевистское руководство. Покинул Россию в феврале 1920 года. Скончался в Париже в 1953 году.
(И.А. Бунин)
4. Родился в селе Багдади 7 июля 1893 года. Его семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила в весьма скромном достатке, так как учить детей приходилось на стороне. Вольный дух Кавказа, дружба с грузинскими детьми, поездки по лесничеству, в котором работал отец, способствовали раннему взрослению и самостоятельности.
(В.В. Маяковский)
5. В биографию этого писателя «вносилось много поправок «на величавость», на благополучие, внешнюю образцовость, рассчитанных только на формирование образа идеального народного летописца, живущего «ради народа и среди народа». Автор романа-эпопеи, лауреат Нобелевской премии.
(М.А. Шолохов)
6. В 1877 году из-за тяжёлого материального положения мать вынуждена была отдать его в Александровское малолетнее сиротское училище в Москве. В 1880 году сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. Четырёхлетняя служба столкнула его с тяготами армейской действительности. Впечатления этой поры нашли отражение в повести «Поединок».
(А.И. Куприн)
7. « 1891 год. В Киеве на Госпитальной улице… у магистра Киевской Духовной Академии доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окружённый заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать – жизнерадостная и очень весёлая женщина…»
(М.А. Булгаков)
8. В 1943 году после освобождения от немцев города Орла он награждён орденом Отечественной войны II степени, а в 1944 – после освобождения Бобруйска – орденом Красного Знамени. Арестован в Восточной Пруссии в феврале 1945 года. Был приговорён к 8 годам по статьям 58-10 и 58-11.
(А.И. Солженицын)
9. Родился 20 августа 1899 года в Ямской слободе на окраине Воронежа. Отец его – слесарь железнодорожных мастерских, мать – дочь часового мастера, хранительница дома. В семье было одиннадцать детей. Будущий писатель был старшим сыном. Рано повзрослел… В 1924 году напишет о себе: «Мелиоратор, электротехник».
(А.П. Платонов)
10. Отец хотел, чтобы сын поступил в Московский педагогический институт, но юноша выбрал другой путь. Переехав в Москву, устанавливает связи с Суриковским литературно-музыкальным кружком. Нашёл работу в качестве помощника корректора в типографии Сытина. Стал вольнослушателем на историко-философском отделении народного университета имени А.Л. Шанявского.
(С.А. Есенин)
Определите автора по отрывку из произведения
Разбросанным в пыли по магазинам, –
Где их никто не брал и не берёт! –
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(М. Цветаева)
Послушайте!
Ведь если звёзды
Зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
(В. Маяковский)
До самого вечера молча ходил … по городу, словно в ожидании, когда мир станет общеизвестен. Однако ему по-прежнему было неясно на свете, и он ощущал в темноте своего тела тихое место, где ничего не было, но ничто ничему не препятствовало начаться. Как заочно живущий…гулял мимо людей, чувствуя нарастающую силу горюющего ума и всё более уединяясь в тесноте своей печали.
(А. Платонов)
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В тёмной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.
(А. Ахматова)
Через четверть часа в отеле всё кое-как пришло в порядок. Но вечер был непоправимо испорчен. Некоторые, возвратясь в столовую, дообедали, но молча, с обиженными лицами, меж тем как хозяин подходил то к тому, то к другому, в бессильном и приличном раздражении пожимая плечами, чувствуя себя без вины виноватым.
(И. Бунин)
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
(С. Есенин)
Беру тебя в жёны перед Богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь – я свободный человек и буду жить так, как хочу! – подошёл к ней, стиснув зубы, сверкая глазами.
Смотрим мы, протянул он ей руку, – вот, думаем, и надела узду на степного коня … Вдруг видим, взмахнул он руками и оземь затылком – грох!
(М. Горький)
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
Человек свободен…он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он – свободен!
(М. Горький)
Если с вами в вашем танцевальном вдохновении такой казус случится, вы закатите глаза, как будто даму ревнуете, отступите по-испански к стене, быстро потритесь о какую-нибудь скульптуру. Потритесь, передёрнитесь, сверкните глазами и скажите: «Я вас понял, коварная, вы мной играете…но…» и опять пуститесь в танец, как бы постепенно охлаждаясь, успокаиваясь.
(В. Маяковский)
Облака – вокруг,
Купола – вокруг.
Надо всей Москвой –
Сколько хватит рук! –
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо моё
Невесомое!
(М. Цветаева)
Ранней весной, когда сойдёт снег и подсохнет полегшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь, жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам…
(М. Шолохов)
Она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его стаже и сколько он там получал.
(А. Солженицын)
Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи!
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади…
(А. Блок)
Я обманывать себя не стану.
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
(С. Есенин)
Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унёс орёл, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но не нашли её. И забыли о ней, как забывают обо всём на земле.
(М. Горький)
А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым клёном,
Озёрным водам отдал лик,
Внимает шорохам зелёным.
(А. Ахматова)
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
(Б. Пастернак)
Отгадайте литературоведческий термин
1. Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?
(Аллитерация)
2. Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?
(Оксюморон)
3. Как называют противопоставление художественных образов, понятий?
(Антитеза)
4. Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
(Перифраз)
5. Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?
(Параллелизм)
6. Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?
(Ирония)
Ведущий 2:. Для подведения итогов и вручения сертификатов участникам и дипломов победителям и лауреатам школьного конкурса юных чтецов прозы «Русская классика» слово предоставляется председателю жюри конкурса
Наш конкурс чтецов русская классика закончен
Но не закончено творчество
Впереди – новые свершения и победы!
Впереди – новые стихи и проза!
Мы говорим вам – до новых встреч!
Мы говорим вам – до свидания!