Сценарий осенних посиделок в детском саду
Осенний праздник с Домовёнком Кузей
Для смешанной группы детей 3-5 лет и их родителей
Праздник проходит в группе, украшенной в народном стиле под русскую избу.
Дети и взрослые одеты в русские народные костюмы: папы и мальчики в косоворотки, мамы и дочки в сарафаны, кокошники, ленты.
Все входят в группу, здороваются с воспитателем-хозяйкой, проходят на заранее обговоренные места. Каждый выбирает работу по душе: кто вяжет, кто вышивает, кто прядет, кто ложки вырезает, а кто-то игрушки расписывает.
Дети сидят рядом с родителями, у них в руках тряпичные куклы, клубочки ниток, красочные книжки, свистульки-глинянки.
Тихим фоном звучит в грамзаписи народная мелодия (на выбор музыкального руководителя).
Хозяйка: В старые времена, когда осенью уже собрали урожай, приходили все на праздники, на веселые посиделки. Вот и мы с вами сегодня и песенки споем, и попляшем, и работу свою завершим.
Ой, а кто это шуршит за моей спиной?
Слышится кряхтение, сопение, появляется рядом с хозяйкой кукла — домовенок Кузька, боязливо всех оглядывает, ворчит (куклой управляет воспитатель).
Кузька: О, народу-то в избе, народу. Откуда только понашли-понаехали? А хозяйка-то все на стол выставила, все
запасы выложила. А что зимой есть будем?
Хозяйка: Не будь таким жадным, Кузька!
Кузька: Я не жадный, я домовитый. Зима длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает и помрет. Вот наплачетесь-то!
Хозяйка: Не волнуйся ты так, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузька: Боюся! Их вона как много, а я такой у вас один. Эй, вы, все там! Кузька я! Понятно? Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.
Хозяйка: Неправильно ты здороваешься, Кузенька. И представляешься неправильно, не так надо.
Кузька: А как надо? Не знаю, не умею я.
Хозяйка: Давайте, ребята, научим Кузьку правильно здороваться и называть себя. Кто покажет? Машенька, вот молодец.
Маша: Здравствуйте, Кузьма Иванович. Меня зовут Маша Петрова. Мне 4 года. А вот моя мама Оля.
Мама Оля: Здравствуй, Кузенька! Меня зовут Ольга Михайловна.
Все взрослые и дети по очереди представляются и здороваются с домовенком.
Кузька: Ух ты, как здорово! Выходит, что я теперь вас всех знаю. Так уж и быть, оставайтесь. Слушайте мои сказки и загадки.
У меня их много.
Вот для совсем маленьких.
Попробуйте отгадать.
• Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковка)
• Сидит на грядке дед, во сто шуб одет, кто его раздевает — тот слезы проливает. (Лук)
• Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Хозяйка: Вот какие молодцы, хоть и маленькие, а все загадки отгадали. А еще для тебя, Кузька, они песенку про эти овощи споют.
Называется она «Огородная- хороводная».
Дети инсценируют песенку «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой).
Кузька: Замечательно, ребята. Мне очень понравилось. А я с помощью перчаток и разных овощей и фруктов умею сказки рассказывать.
Хозяйка: Да как же это, Кузенька?
Кузька: Доставай-ка, хозяйка, свои старые перчатки, а из этой корзинки — овощи. Вот смотрите: из морковки получится лисичка-сестричка, а из свеколки — серый волк.
Лягушку мы сделаем из огурчика, а мышку — из редиски.
Вот картофелина, как голова медведя. Зайчика я уже сделал из груши, ушки вырезал.
Петушок — из яблочка и морковки. А вот и ширма, на которой терем-теремок нарисован. Занавес открывается, сказка начинается.
Взрослые показывают сказку «Теремок» (персонажи кукольного перчаточного театра).
В конце сказки звучит в грамзаписи русская народная плясовая «Из-под дуба, из- под вяза». На пляску Кузька приглашает всех гостей, они пляшут, как умеют. Но тут в печке зашевелился Колооок (с этой игрушкой работает второй воспитатель).
Колобок: А про меня кто сказку расскажет?
Кузька: И вправду, хозяюшка, расскажи про Колобка сказку.
Xозяйка: А я не одна буду рассказывать, мне ребята помогут.
Бабушка и дедушка у нас настоящие есть.
Это Машина бабушка Мария Ивановна и Сашин дедушка Степан Васильевич.
Поможете мне сказку рассказать? Тогда начинаем.
Сказку «Колобок» разыгрывают дети и взрослые. Хозяйка читает текст. Детям надевают шапочки персонажей, и они произносят реплики героев сказки.
Колобок: Лиса меня не съела, пожалела, хозяйке принесла в избушку.
Лиса: Потому что, пока Колобок катился, он в черствый сухарь превратился. А мне, Лисе Патрикеевне, свои зубки жалко. Лучше я пойду на ферму и поймаю себе гуся жирного.
Дети и взрослые показывают инсценировку песни «Лиса- плутовка» (немецкая народная мелодия).
Хозяйка: Что у тебя там, Кузька, в кузовочке?
Кузька: Для деточек красивые платочки.
Хозяйка: Мы платочки возьмем и опять плясать пойдем.
Дети танцуют с платочками под музыку «Ах ты, береза» (русская народная мелодия).
На первую часть музыки с платочками ходят по избе, на вторую часть выполняют «пружинку», снова ходят под музыку и на вторую часть кружатся, прячутся за платочки.
Проводится игра «Прятки с платочком.» (дети прячутся за платочек — воспитатель-хозяйка их ищет).
Хозяйка:
Где же наши малыши? Здесь не видно ни души!
Пойду погуляю, всех сейчас поймаю.
Я по комнате хожу а ребят не нахожу.
Где ж мои ребятки? Не играйте со мной в прятки!
Дети: Мы здесь!
Танец и игра повторяются еще раз.
Кузька: Какие молодцы! А что, хозяйка, самоварчик поспел? Может, чайку попьем?
Хозяйка: Милости просим, гости дорогие!
Чаепитие за столом.
Автор: Гaлинa Кузнeцoвa, нaучный сoтрудник дoшкoльнoгo oтдeлa ФИРО, г. Москва