Prazdnikson
Сценарии

Сценарий мероприятия Масленица для библиотеки — Широкая, веселая, удалая…

Звучит Чайковский «Времена года. Февраль. Масленица».

Ведущий 1. Наряду с церковными православными праздниками – торжественными и величавыми – в народе с древнейших времён осталось немало обрядов и обычаев – ярких, пышных, весёлых. Несмотря на неодобрение некоторых обычаев церковью, они живут и будут жить, потому что в них выражен славянский характер, сама его мистическая душа, неиссякаемый оптимизм.
И в наше время отмечаются  Зимние святки,  все знают Красную горку и день Ивана Купала…

Ведущий 2. А сегодня на дворе – Масленица!

Масленица, ты да годовая

Наша гостьюшка дорогая

Ряженая, эх, да удалая.

Она пешею, да не ходит

Всё на троечке разъезжает.

У ней кони всё вороные,

Ох, да слуги все молодые.

Ведущий 1. История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.

Ведущий 2. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота (весеннего равноденствия). Масленица приходит к нам в тот период, когда победа чудодейственных весенних сил природы над холодом становится все ощутимее: дни становится теплее и длиннее, а ночи – короче, появляются проталины, с крыш льет капель. Одним словом – весна! Наши далекие предки, славяне, проводили в эти дни обряды, направленные на прощание с холодной зимой и встречу солнечной весны, за которой непременно приходит теплое лето с обильным урожаем!

С принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков, в церковном календаре она носит название Сырная седмица.

Ведущий 1. «Ох, Масленица Прасковея,
Приходи к нам поскорее!
Ой, Масленица-хорошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
С варениками, с блинами,
С мягкими пирогами,
С сыром, с маслом, с калачом
И печёным яйцом».

Ведущий 2. Масленица – это самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. У каждого дня масленичной недели есть свое имя и свои обычаи.
Ведущие вместе: «Ой, Маслёна — красота! Открывай-ка ворота!»

Ведущий 1. ПОНЕДЕЛЬНИК — ВСТРЕЧА.

А мы Масленицу встречали, сыром гору поливали,
На широк двор зазывали, да блинами заедали.

В этот день встречают Масленицу: строят снежные горы, начинают печь блины, делают обрядовую куклу — чучело Масленицы (как правило этим занимались дети).  Чучело обряжали в женскую одежду, костюм должен был быть старым, ветхим, рваным, иногда на него надевали вывороченный мехом наружу тулуп. При всем этом, как солому для снопов (туловища и рук, или только для туловища) Масленицы, так и одежду обязательно собирали в разных домах, в складчину, считая чучело обрядовым символом всей деревни.

Ведущий 2. В течение всей масленичной недели чучело Масленицы было главным героем гуляний: его возили с собой, катаясь на санях, и носили, устраивая праздничные шествия, а затем ставили на горку или возвышенное место. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, смерть. Ведь Масленица, это персонаж славянской мифологии, который воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.

После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Ведущий 1: Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся
Блинами объедаемся!

Катания на санках считались самой популярной забавой в дни масленицы. Впервые про эту забаву иностранцы отмечали еще в 1472 году, при Иване Грозном

Неистощимым затейником в народных праздниках прослыл Петр I. Особенно он любил потехи в масленицу. Каждую зиму он устраивал шумные и веселые маскарады, катания на Москве – реке, вдоль кремлевской стены, у Красных ворот. Сам царь открывал праздник.

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

Ведущий 2: ВТОРНИК – ЗАИГРОШ.

В масленичных обрядах и обычаях главное место отводилось молодежи. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом. Считалось, что если познакомиться на Сырной седмице, то уже к Красной горке можно и свадьбу играть.

Еще в этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать».

Ведущий 1: СРЕДА – ЛАКОМКА.

На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к тёще на блины, отсюда и пошло выражение «ездить к теще на блины». Теща всячески старается угодить и хорошо угостить зятя.

Ведущий 2: ЧЕТВЕРГ — РАЗГУЛЯЙ.

Масленичный праздник развертывается во всю ширь с потехами, которые повторяются из года в год: балаганы, ледяные горки, качели, катание на саночках, самокаточках, кулачные бои, шествия, шумные пирушки.

Ведущий 1: «Уж ты ль, моя Масленица, касаточка, ласточка, ты же моя перепелочка! Приезжай в тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!..»

Ведущий 2. Главное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Об этом говорит и картина Сурикова “Взятие снежного городка”, на которой художник запечатлел один из веселых масленичных обрядов. Парни, участвующие в забаве, разделяются: одни защищают город снежками, другие нападают. На потеху собирается все село.

А чтобы помочь солнышку прогнать зиму, устраивали в этот день катания на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке).

Ведущий 1: ПЯТНИЦА – ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРА.

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены. Приглашался и дружок, что на свадьбе играл роль дружка – свидетеля. За свои хлопоты он получал подарок.

Ведущий 2. СУББОТА — ЗАЛОВКИНЫ ПОСЕДЕЛКИ.

Здесь зять мог немного выдохнуть — пришел черед его жены. Молодая невестка собирала родственниц со стороны мужа (да и со своей тоже) и потчевала их всевозможными угощениями. На такие посиделки, бывало, собиралась вся округа — посмотреть, как молодая хозяйка ладит с родней, чем накрывает стол, ну, и, конечно, угоститься. Незамужние родственницы в этот день приходили одни и проводили масленичные гадания на суженого.

 «Целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг по дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась».

Ведущий 1. ВОСКРЕСЕНЬЕ — Проводы Масленицы, ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Провожали Масленицу до следующего года! Так было. Так есть. Так будет. А как же иначе?! На то она и Масленица!

Ведущий 2.  Праздник Масленицы – это встреча весны и тепла! Символ весны – солнце, теплое и щедрое. Как известно, солнце имеет форму круга, а символом масленицы стали, круглые, румяные, жаркие, как солнце…?

Блины!

Главное угощение на Масленицу!

Ведущий 1.  С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, с вареньем и медом — выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта, – гуляй и развлекайся!

Ведущий 2: История создания блинов покрыта тайной. Существует много версий возникновения этого кулинарного шедевра. Вот одна из них.

Однажды, разогревая овсяный кисель, нерадивая хозяйка зазевалась, и кисель поджарился и подрумянился, так появился первый блин.

Ведущий 1: По мнению историка В. Похлебкина первый блин на Руси появился до IX в.  и приблизительно в это же время в IX—X вв. в русских деревнях появились круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным еще по сырой глине крестом, древним славянским знаком солнца. Сковородки скорее всего предназначались для выпечки традиционных масленичных блинов. Вся сковорода имела лучистые края (зазубрины), и являлась как бы самим Солнцем.
Да, те блины действительно были похожи на наше солнышко.

Ведущий 2.  Русские блины — это обрядовое и ритуальное блюдо. Ими встречают молодых в день венчания, блинами угощают перед дальней дорогой, поминают усопших. Можно без преувеличения сказать, что в русских блинах отражена тысячелетняя история русского мира, его дух, колорит. Самые разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами.

Ведущий 1.  В стародавние времена наш любимый праздник Масленица, который имеет языческие корни, назывался Комоедицей и посвящен он был пробуждению медведей, которые как раз в это время просыпались от зимней спячки и были жутко голодными. Медведи в то давнее время почитались нашими предками, как прародители людей.

Ведущий 2.  Многие из вас удивятся, но всем известная поговорка «первый блин комом» вовсе не означает неудачную выпечку. Да и сами подумайте – в старину на Руси блины пекли в печи, не переворачивая, чему ж там скомкаться? На самом деле, это выражение изначально звучало по-другому: «Первый блин комам». Разница всего в одной букве. Но она меняет весь смысл!

Ведущий 1.  «Комами» наши предки называли медведей. Отсюда, кстати, происходит известное нам выражение «Коматозное состояние», или «Впасть в Кому», то есть в спячку.

Та присказка, что дошла до нас является лишь частью пословицы, причем искаженной, а полностью она звучит так: «Первый блин комам, блин второй знакомым, третий блин- дальней родне, а четвертый – мне»

Ведущий 2.  Блин – это образ Солнца. Традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее.

Ведущий 1:  Однако есть мнение, что блины никогда не символизировали Солнце и начало тёплой весны. Это блюдо всегда было поминальным, а главным атрибутом праздника оно стало по ошибке исследователей культуры в 19 веке.

Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: в первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

Ведущий 2: Однако, сколько бы не спорили историки или обыватели, но абсолютно точно можно сказать, что ни в одной стране мира к блинам не относились с таким почтением, как на Руси. И замечательно, что они стали символом праздника Масленицы.

Ведущий 1: Согласно старой примете, чем больше блинов удастся съесть на Масленой неделе, тем успешнее и денежнее станет год.

Самое знаменитое блюдо русской кухни готовили по-разному – на опаре и скороспелые, с припеком и без, толстые и тонкие, большие и маленькие. Румяные символы солнышка бывали ржаные и пшеничные, гречневые и ячневые, овсяные, на просяной муке…

Ведущий 2: Блины из овсяной муки готовили по утрам, в большом изобилии. Их заваривали с вечера, пекли с доброй подмазкой, на больших сковородах и на хорошем огне. Овсяный, обширный и тоненький, как бумага.
Он даже просвечивался. Его скатывали жгутом, складывали в два — четыре- восемь слоев. Ели с пылу с жару, с коровьим маслом, со сметаной, с солеными рыжиками, с давленой черникой или брусникой. Оставшиеся блины поливали маслом и ставили в метеную печь. Стопа в полвершка (около двух сантиметров) умещала в себе штук тридцать, а то и больше блинов, в зависимости от мастерства хозяйки.

Ведущий 1: А еще, блины на Масленицу пекли не только обычные, какие мы привыкли видеть, но и разноцветные: зеленые, красные и даже рябые. Зелёные замешивались на крапивном отваре, красные – на отваре зверобоя, а для рябых в тесто подвяленной тёртой моркови добавляли.

Ведущий 2: Приготовление блинов было священным таинством. На первой опаре гадали, рецепт ее хранили в тайне. Считалось, если опара хорошо подходит, значит, и год будет удачным. Накануне вечером, когда появлялись звезды, старшие женщины в семье выходили к реке, озеру или колодцу потихоньку от других прочих. Призывали месяц взглянуть в окно и подуть на опару, приговаривая:

«месяц, ты, месяц

 золотые твои рожки,

 выгляни в окошко

и подуй на опару»

Ведущий 1: «Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она вызывает духов или добывает из теста философский камень», — восхищался Антон Павлович Чехов, окрестивший выпечку блинов не иначе как священнодейством со своими традициями, радостями и страданиями.

Ведущий 2: Очень образную характеристику блина, как ритуального кушанья, дал Александр Иванович Куприн:
«Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце, блин полит растительным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам.
Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Ведущий 1: Были, например, такие приметы:

– Если хозяйка одалживала сковородку, то плохой приметой считалось возвращать ее пустой (на ней непременно должен был остаться 1 блин – последний).

– Когда готовят тесто, нельзя ни входить, ни глядеть, ни спрашивать… Если же кто-нибудь заглянет и скажет: “Какое хорошее тесто!”, то тогда хоть выливай — не удадутся блины.

– Кушая блины, нельзя было пользоваться ножом или вилкой, чтобы не накликать губительные для сельского хозяйства природные явления.

Ведущий 2:   Будущего мужа девушки на Руси могли угадать, накормив его блинами. Вот по каким приметам она узнавала, что ждет ее в браке с этим человеком:
Блины с икрой предпочитают хозяйственные мужики, которые любовь доказывают делами, а не словами. С красной рыбой едят блины мечтатели и поэты. Блины с творогом едят люди добрые, покладистые и мягкосердечные, такой муж выполнит все команды жены. Блины со сметаной едят персоны бесхарактерные, они стремятся подладиться под всех и каждого, всем угодить. Блины со сливочным маслом едят мужья нежные и ласковые, правда в делах безответственные. А вот блины с вареньем любят «первые парни на деревне», часто гулящие…

Ведущий 1.  И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки -блины

Ведущий 2.  А знаете ли вы, что мировой рекорд по поеданию блинов поставил 33-летний россиянин в поселке Лахта под Петербургом за 60 минут, съев 73 блина общим весом более 2 килограммов.

Ведущий 1.  Кто знает сколько весил блин вошедший в Книгу рекордов Гинесса?

Рекорд был поставлен 18 марта 2002 в Москве. Размер составил 150 кв. м. Общий вес теста составил 300 кг. И одновременно было накормлено 5620 человек.

Ведущий 2.  В старинный город Сенгилей Ульяновской области установлен монумент БЛИНУ. Бронзовый блин весит 100кг.

Как на масленой неделе
Собрался честной народ.
Блино-сырное веселье
Солнцем по земле идет.

 

Блины с маслом и сметаной,
И с брусникой, и с икрой,
С сыром, с семгою багряной –
И начался пир горой.

 

В воскресенье блин последний,
Доедают второпях,
Ну, а что уж не доели,
Васька кот доест в сенях.

 

Ведущий 1: ВОСКРЕСЕНЬЕ — Проводы Масленицы, ПРОЩЕННОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Заговенье на Великий пост. Именно в этот день сжигали чучело Масленицы — в ознаменование наступающей весны. На центральную площадь, посмотреть на сожжение сбегались все. Существовало жутковатое суеверие, что если хотя бы издалека не взглянуть на горящее чучело, то скоро умрешь. Прах же чучела развеивали над полями — считалось, что если сделать это, год будет урожайным и плодоносным.

Ведущий 2: В этот день принято просить прощение у родных и знакомых. Вначале прощение просили у старшего в роду. По обыкновению говорили друг другу: «Прости меня, пожалуй, если в чем виноват перед тобою», а в ответ слышали «Бог простит». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, перед сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения.

Ведущий 1:

Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: «Не будьте к ближним строги.
Вас все равно всех помирит земля «.
Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела.

А. Дементьев «Прощеное воскресение»

Ведущий 2: В последний день Масленицы (старшая женщина в семье, отвечающая за стряпню) убирала все скоромное подальше. Топили баню. Остепенившись физически и духовно, встречали чистый понедельник. Молодежь прекращала гулянья и песни.

Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!

Начинался Великий пост.

Ведущий 1. Начинался Великий пост. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Пост в этом году начинается 7 марта, а сегодня…

Ведущий 2. Как на масличной неделе
Из печи блины летели.
С пылу, с жару из печи
Все румяны, горячи!
Масленица,  угощай,
Всем блиночков  подавай!
С пылу, с жару – разбирайте!
И хвалить не забывайте!

Ведущий 1. С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

Правда, вкусен наш блинец? Аж не нужен холодец!
Угощение праздничное, настроение радостное!
Кушайте гости дорогие, да добрые
Русские обычаи помните!

Ведущий 2. А теперь давайте будем пробовать блины, которые мы сами напекли и делятся своими вкусными рецептами.

Чаепитие.

Во время чаепития идет беседа-обсуждение «Сохраняя традиции предков»

  1. Традиции Масленицы в вашей семье.
  2. Роль народной культуры в воспитании подрастающего поколения.

Чтец:

Обернусь

Да оглянусь:

Велика родная Русь,

Задремала

Под снегами,

Нарядилася стогами,

Разметнулась на полсвета,

Облака проносит с ветром.

Под копытом

Синий бус –

Вот она, родная Русь,

Снег до боли

Синий-синий!

И поддужный синий звон,

Ой, ты, мать моя Россия,

С четырех лежишь сторон

Под высоким пологом

По жнивью да по логу…

Здравствуй, Русь!

Вовеки здравствуй.

Без тебя

Не будет счастья.

Ты ко всем щедра бываешь,

Кормишь,

Поишь,

Одеваешь —

Ты всегда в красе и силе,

Над тобой не раз, Россия,

Заволакивало тучи,

Ждали гибель неминучу.

Кто послабже,

Даже сами

Уж кончину видели

И сказание писали

О твоей погибели.

И еще напишут, пусть им …

Русь останется все Русью.

И всегда увидит счастье…

Словно птицы

От ненастья,

От нее враги бежали

Иль побитыми лежали.

Одолеть врагов сумели –

По селеньям слава шла,

И камаринскую пели

По церквам колокола.

«ЗДРАВСТВУЙ, РУСЬ!» М. Трофимов

Библиотекарь: Хочется процитировать слова Василия Шукшина. Пусть они послужат нам напутствием:

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…

Уверуй, что все было не зря: наши песни, сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку».

Формирование основ моральных качеств начинается в детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

Все чаще сегодня говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. В качестве основных средств воспитания, народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых не хватает в наше время.

Автор: Миронова Л. В.

Добавить комментарий

Войти с помощью: