Prazdnikson
Сценарии против наркотиков

Мини-спектакль антинаркотической направленности

 

 ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ

Наркотикам нет

 

В спектакле использована песня группы «Би-2» «Последний герой», дискотечная композиция.

Сцена делится на две части. Одна часть сцены — квартира, на переднем плане — дверь. Если дверь открыта — значит, действие происходит в квартире и освещение падает туда. Квартира делится на две части диваном — на «комнату», которая играет роль квартиры Игоря, затем — Тани, и на кухню, которая в первом случае не освещается, а во втором — дается освещение на комнату и кухню.

Вторая часть сцены — улица. Декорации — дерево, скамейка, на которой будет сидеть молодежь, фонарный столб, урна, условно делящая эту часть сцены еще на две — где стоит молодежь, и где на переднем плане будут разговаривать Таня и Юра. 

 

Действующие лица:
Таня -19 лет
Игорь -20 лет
Юра
Мама Игоря, около 40 лет
Девочка, дочь Игоря и Тани, 5-6 лет
Картина 1

 

Квартира Игоря. Звучит песня «Последний герой». Игорь сидит на стуле, положив руки и голову на спинку, раскачивается в такт мелодии. Входит мама, подходит к магнитофону и со злостью выключает. Музыка стихает, парень продолжает по инерции петь. Затем с недоумением поднимает голову.

 

Мама (кричит). Игорь, господи, ты опять? (Садится на стул, несколько секунд молчит, вскакивает).Знаешь, ты не герой. Кто тебе сказал, что ты герой? Ты — урод. Может, и лучше, что тебя таким не увидел отец. Как же — папин сын! Гордость! Его герой!.. Игорь, а как же клятвы? Как же клятвы на могиле папы? Вспомни — после больницы ты хотел стать другим, ты клялся: папа, никогда больше… Я завязал, я понял… И снова эта проклятая песня. Она не звучала в нашем доме три месяца. Три светлых месяца… Игорь, зачем?

Игорь. Мама, не плачь. Я обещаю…

Мама. Замолчи! Скажи еще — клянусь! Разве мы таким тебя воспитывали? Ты много читал, писал стихи — вспомни. А футбол? Ты был нападающим в футбольной команде. Тебя ждала футбольная карьера…

Игорь. А потом я сломал ногу, и оказалось, что она неправильно срослась. И ее ломали, и снова она срослась неправильно. И со спортом покончено. Да, мама? А потом папа, такой сильный и здоровый мужчина, взял и умер от сердечного приступа. И что дальше? Что еще должно меня греть в этой жизни?

Мама. Игорь, а я? А институт? А … Таня? Она позавчера звонила…

Игорь. Мама, замолчи! Ну что ты меня лечишь? Что вы все меня лечите? Я сам себе хозяин. Слышала?

 

Подходит к магнитофону, включает. Звучит «Последний герой». Мама подбегает к нему, отталкивает его руку и нажимает на «стоп».

 

Игорь.  Да пошли вы все!

 

Игорь выбегает из комнаты. Мама, отвернувшись от зала, стоит несколько секунд, затем нажимает  на  «пуск».     Снова звучит  музыка.    

 

Картина 2

Улица. Игорь, опустив голову в поднятый воротник и спрятав руки в карманы, медленно идет по улице. Навстречу ему идет девушка. Он проходит мимо, девушка останавливается и окликает его.

 

Таня. Игорь! (Игорь останавливается, поворачивается к ней, отворачивается и поворачивается снова. Таня подходит ближе).   Привет.

Игорь.  Здравствуй.

Таня. Ты не рад меня видеть?

Игорь. Рад.

Таня (помолчав). Ты куда-то шел…

Игорь. Никуда.

 

Таня ищет его взгляд, Игорь опускает голову еще ниже.

 

Таня. Игорь, у тебя нездоровый вид… Как мама?

Игорь. Все хорошо.

Таня.  Я звонила ей… недавно. Нет, мне просто нужно было кое-что узнать, она ведь преподаватель в институте. Нет, ты не подумай… Игорь, ты хочешь уйти?

Игорь. Нет.

Таня. Ну, тогда, может, погуляем? Просто — пойдем по улице, смотри, какая погода… Я люблю гулять в такую погоду. Ты меня не слушаешь… Ты, правда, не болен? У тебя сейчас такой вид, будто собираешься упасть в обморок. Знаешь, как будет смешно: такая маленькая девушка несет на себе такого большого парня, а все идут по улице и оборачиваются — ну, молодой муж напился, жена несет его домой…

Игорь. Таня, у тебя кто дома?

Таня. Да никого, мама в ночную, уже уехала на работу.

Игорь. Пойдем к тебе, мне и правда нездоровится.

 

Идут по улице.

 

Таня. Знаешь, так смешно вчера получилось. Ире не с кем было оставить сынишку, и она взяла его с собой на экзамен. Коляску поставила в коридоре, сынишка спит, она пошла в аудиторию. Минут через двадцать входит ректор с Антошкой на руках и говорит: «С каких это пор в институт младенцев начали принимать?» Представляешь? Не смешно… А хочешь анекдот? Приходит студент на экзамен, тянет билет, читает и с ужасом понимает, что ничего не знает. Тогда он говорит…

Игорь (раздраженно). Замолчи.

Таня. Что?

Игорь.  Извини, пожалуйста. Давай пойдем быстрее, мне что-то нехорошо.

Заходят в квартиру Тани.

 

Картина 3

 

Таня.  Вот, а у нас все, как раньше. Здесь огромный обеденный стол и стулья с высокими спинками — бабушкина гордость. Она уехала жить в деревню, говорит — на старости к земле потянуло. Как же — потомственную горожанку к земле…

Игорь.  У тебя нет анальгина?

Таня. Нет. Мы ведь не пьем таблетки, травами лечимся. И у меня, и у мамы с бабушкой полная непереносимость к фармакологии. В детстве я заболела гриппом, была очень высокая температура, врач «скорой помощи» сделал мне укол, а я стала задыхаться. Еле откачали тогда, врач говорит – чудом спаслась. Теперь вот и живу без лекарств и уколов.

Игорь. Таня, пожалуйста…

Таня.  А я сейчас схожу в аптеку, она еще открыта. Хочешь?

Игорь.  Да.

 

Таня уходит, Игорь быстро идет на кухню, делает укол. Сползает по стене, прислоняется спиной к ней и замирает. Заходит Таня, протягивает таблетки.

 

Игорь.  Не нужно, уже прошло.

Таня (обрадовано). А давай я чайник согрею, чай попьем с вишневым вареньем. Бабушка привезла. Ты же любишь?

Игорь.  Чай? Нет, не надо чая. Давай просто посидим.

 

Садится на диван, Таня робко присаживается с краю.

Молчат. Затем говорят одновременно.

 

Таня.  А я хотела…

Игорь.  А я хотел…

Переглядываются и смеются.

 

Таня. Я хотела спросить… Сказать… Я звонила твоей маме, чтобы узнать о тебе…

Игорь.  Я знаю.

Таня (помолчав). Ты не звонил и не приходил ко мне полгода. (После паузы). Ты бросил институт и ни разу мне не позвонил. Ты… Ты встретил другую девушку? Ты влюбился?

Игорь.  Влюбился? Влюбился… Нет, другую девушку я не встретил.

Таня (обрадовано). А помнишь наш выпускной? Ты не мог танцевать, у тебя только сняли с ноги гипс, но мы гуляли всю ночь, встречали зарю, и на заре ты читал мне свои стихи. А потом я пошла домой, стояла на балконе. А ты с улицы кричал: «Тоненькая девочка, на ветру дрожа, смотрит недоверчиво с шестого этажа…» Ты еще пишешь стихи?

Игорь. Стихи? Нет. Впрочем, да. Один. Но он еще не закончен.

Таня.  Почитай?

Игорь.  Почитать этот стих? Давай позже.

Таня. А давай послушаем музыку?

Игорь. Давай музыку. Знаешь, что бы я сейчас послушал? У тебя есть «Би-2»,  «Последний герой» ?

Таня.  Да.

Игорь.  Поставь.

 

Звучит второй куплет песни. Таня вслушивается в слова, поворачивается к Игорю, он сидит, закрыв лицо руками. Таня протягивает руку и выключает магнитофон. Пауза.

 

Ты хотела послушать мои последние стихи? Слушай.

 

Легко ли быть рабом? И нужно ль быть рабом?

Чтоб планы и дела оставить на «потом»,
Чтоб мысль в мозгу одна, как совести укор:
Спаси! Спаси меня! Затем — укол! Укол!
За рабства сладкий плен приходится платить,
А мысли — где купить? Затем — за что купить?
Чтоб в вену — сладкий яд, чтоб как в ворота гол —
О, дайте мне огня! Укол! Укол! Укол!
Безумный сладкий бред. Безумные глаза.
И завтрак, и обед. И «можно». И «нельзя».
Забыть про всех и вся. Кто жив, а кто ушел.
И нет уже меня. И мысль одна — укол.
Я у себя внутри. По венам слабый ток.
Моей живой крови пришел конечный срок…
А дальше я еще не дописал.

 

Таня недоуменно смотрит на него.

 

Таня. Игорь, что это? Зачем ты об этом писал? Ты же не…

Игорь. Дура!

 

Игорь вскакивает и выбегает из квартиры. Таня несколько мгновений сидит оцепенело, затем берет телефон и набирает номер.

 

Таня.  Любовь Олеговна, это Таня. У меня был Игорь, он на что-то обиделся и ушел. Как не обращать внимания? Он читал такие странные стихи. У него такой больной вид… Он так странно со мной разговаривал… Как это — не Игорь? Почему не обращать внимания? Любовь Олеговна, я его узнаю из тысячи одинаковых. Куда он мог пойти? Не знаете? Извините.

Кладет трубку. Встает, надевает куртку и выходит из квартиры.

Картина 4

 

Таня идет по улице, навстречу — компания парней и девчонок, они смеются, танцуют, звучит молодежная музыка. Таня проталкивается сквозь толпу молодежи, с ней здороваются: «Привет, Танюша, сто лет не видели!» Один из парней ведет танцевать, она делает несколько движений, музыка заканчивается и начинается следующая  — «Последний герой». Появляется Юра, Таня проталкивается к нему, берет за руку, отводит от толпы.

           

Таня. Юра, ты Игоря сегодня не видел? Я его ищу.

Юра. Нет, Танюха, он здесь не бывает.

Таня.  А где он бывает?

Юра.  Где он бывает… А ты спроси у него самого… Если сможешь достучаться. Он теперь бывает больше на том свете, чем на этом. Вон, и песенка как раз о нем: Игорь у нас — последний герой. Андрея и Олега уже нет, кайф на небесах ловят. А этот все еще герой. Последний…

 

Таня смотрит перед собой, уставившись в одну точку.Юра берет ее за руку.

 

Ты что, не знала, что Игорь «на игле»? Да ведь все наши знают. Он пытался, на три месяца завязал после смерти Олега, они тогда вместе и ширнулись. Игореху вытащили практически с того света, а Олег уже еси на небеси. А через три месяца Андрюха ушел, Игорь и сорвался с катушек. Я маму его недавно видел, на себя не похожа… Тань, ты чего? Не плачь, Танюха! Он конченый. Я таких видел уже… Не забивай им голову, ты ему на фиг не нужна. У него вон невеста, иглой зовут. А братана Герой величают. Слыхала про такую родню?

 

Таня вырывает руку и уходит в сторону, противоположную той, куда идет молодежь.

Картина 5

 

Возле двери в квартиру на корточках сидит Игорь, опустив голову. Таня останавливается перед ним. Игорь поднимает голову.

 

Таня.  Игорь, я все знаю. (После паузы). Игорь, ты дурак.

Игорь.  Я знаю.

Таня.    Я люблю тебя.

Игорь. Таня, прости меня. Я не хотел, чтобы все так…

Таня.   А если лечиться? Много пишут о том, что вылечиваются, я читала.

Игорь. Поздно.

Таня. Давай попробуем еще раз.

Игорь.  Я конченый человек. Выкинь меня из головы. У тебя все будет хорошо, ты встретишь другого. Он будет встречать с тобой зарю, читать тебе стихи.

Таня. Ты лучше всех. Пожалуйста, останься со мной. Мы что-нибудь придумаем. Пойдем. Ну,  пойдем же! (Открывает дверь, тянет Игоря за руку в квартиру, не переставая говорить). Знаешь сказку о спящей царевне? Она много лет проспала в хрустальном гробу, а потом появился сказочный принц, он полюбил ее так, как можно любить только раз в жизни, он поцеловал ее — и она проснулась. Я тебя люблю так же сильно, я поцелую тебя — и будет все, как раньше.

Игорь. Та-ня!

 

Игорь идет на кухню, вешая по пути куртку на гвоздь. Возвращается к куртке, достает пакетик. На кухне готовит раствор и делает себе укол. Таня, замерев, следит за его действиями. Игорь заходит в комнату, садится на диван, откинувшись на спинку, и закрывает глаза. Таня подходит к его куртке, достает тот же пакетик, смотрит на него. На кухне в точности повторяет его движения, делает инъекцию. Медленно оседает на пол, роняет шприц, он разбивается с хрустальным звоном. Игорь подскакивает с дивана, идет на кухню. Видит лежащую на полу Таню, рядом — разбившийся шприц. Начинает ее трясти.

 

Дура, дура, ты дура! Тебе же нельзя! Ты же сама говорила! Что ты наделала?

Таня. Я тебя люблю.

 

Он прижимает ее к себе, затем отпускает.

 

Игорь. Таня, я так не хотел.

Таня. Я знаю.

Игорь. Я никогда больше…

Таня. Я люблю тебя.

Игорь. Таня, не умирай, не смей умирать! Таня, я тебе клянусь…

Таня. Игорь, я только что дописала твои стихи. Хочешь послушать?

…И колокол звенит, как похоронный хор:

 «Спаси, Господь, меня… Иду к тебе». Укол.

Игорь. Таня, я клянусь! Таня, не умирай! Я клянусь!

 

Он поднимает ее, как куклу, прижимает к себе и несет, ноги ее тянутся по полу. Звучит «Последний герой». Он несет ее за кулисы. Музыка стихает, и при пустой сцене, звонким девичьим голоском исполненные, звучат  стихи:

 

Тоненькая девочка, на ветру дрожа,
Смотрит недоверчиво с шестого этажа,
А внизу настойчиво несется на углу:
— Танечка! Хорошая! Я тебе люблю!
Картина 6

 

На сцену вбегает пятилетняя девочка, тянет за руку маму Игоря.

 

Девочка. Бабушка! Бабушка! Я так соскучилась по тебе! Я же не видела тебя целый день! Вам, взрослым, хорошо: ходите, куда хотите, а я в садике целый день…

Садятся на диван.

 

Мама Игоря. Солнышко, но ведь мама с папой на работе, я на работе, а тебе дома было бы скучно одной. А так — в садике у тебя друзья, любимая воспитательница.

Девочка. Бабушка, а наша воспитательница в садике сегодня так смешно сказала!

Мама Игоря. Что тебе, моя хорошая, сказала твоя воспитательница?

Девочка.  В садике сегодня всем делали прививки, а мне — нет. Я спросила у воспитательницы — а почему мне укольчик не делают? А знаешь, что она сказала? Что мне нельзя делать уколы, как и маме, и маминой маме, и что я и без укольчиков и лекарств вырасту настоящим героем. Я, правда, герой? Бабушка… Почему ты плачешь? Бабушка! Не плачь, бабушка!

 

Ирина РОСК (МБУК «Централизованная клубная система»,

Покровский Центр досуга, Артёмовский ГО)

Добавить комментарий

Войти с помощью: