Prazdnikson
Векторная графикаЖурналы,книги,статьи

Как написать сценарий игровой программы

Методика составления и проведения игровых программ

Игры и развлечения – основные компоненты анимационного жанра

Функции игры

Анимационно-игровому жанру свойственна своеобразная двойственность. С одной стороны, он – в силу использования художественно-выразительных, образных средств выражения, театрализации, музыки, танца, песни – явление искусства. С другой стороны – явление реальной жизни, поскольку вовлекаемые в действие присутствующие остаются все же в реальном, а не воображаемом мире, в отличие, скажем, от актеров, живущих в условной обстановке спектакля. Может быть, именно этим и объясняется секрет притягательности анимационно — развлекательного жанра для людей всех возрастов и профессий. Чем же так привлекает анимационная игра ?

Прежде всего, особой формой общения, способной дать самые разнообразные эстетические переживания; почувствовать пластику танца, красоту пения, возможность показать свою удаль и ловкость в пляске или игре, эрудицию в викторинах, сообразительность в хитроумных задачах, юмор в конкурсах, свою индивидуальность в неожиданных ситуациях.

Анимационные игры и развлечения оживляют отдых и досуг, дают непосредственные впечатления зрителям от личного участия в игровых мероприятиях, активных соревнованиях, различных шоу и праздниках.

Игра живет, воспитывает и радует миллионы людей. Не случайно игры, затейные и анимационные формы отдыха входят как обязательная составная часть в любой праздник, тематический вечер, народное гуляние. В арсенале форм культурного досуга ничто не может заменить игру. Игра успокаивает, раскрепощает, снимает внутреннее напряжение, дает выход избытку сил, эмоциям.

Но игра всегда должна оправдывать свое назначение, нельзя использовать ее лишь как средство увеселения, забывая о разнообразии ее функций.

Воспитательная функция игры способствует развитию таких качеств характера, как настойчивость, чувство коллективизма, находчивость, быстрота реакции, дисциплинированность, выдержка, наблюдательность, способность логически мыслить и т.д.

Есть целый комплекс игр, развивающих те или иные качества человека. 

игры на внимание:

  1. «Два сигнала» (движение по разным сигналам).
  2. «Пожалуйста» (выполнение заданий при употреблении ведущим «волшебного» слова).
  3. «Вокруг булав» (хождение по кругу и поднятие булав по условному сигналу массовика).
  4. «Раз, два, не собьюсь» (счет в шеренге до 30). Вместо чисел, содержащих цифру 3 или делящихся на 3, говорить «не собьюсь».
  5. «В выходные — отдыхать» (хлопать в ладоши только при назывании ведущим рабочих дней недели).
  6. «Отвечает сосед справа» (на все простейшие вопросы ведущего к сидящему слева. Проигравшие исполняют творческие задания – спеть, сплясать и т.д.).

игры на память:

  1. «Запомните и воспроизведите» (групповую мизансцену).
  2. «Скажите и запомните» (двое соревнующихся по очереди произносят названия городов, птиц или предметов, прибавляя все, названное соперником. Кто больше запомнит и повторит слов, не сбившись, — выигрывает).
  3. «Зрительная память» (развешанные на стендах предметы после пяти секунд обозрения снять и так же развесить. У кого меньше ошибок?).
  4. «Музыкальная память» (в исполненной музыкантом фантазии прозвучали мелодии нескольких популярных песен. Назвать их).
  5. «Что изменилось?» (в групповой мизансцене, показанной играющим, произошли едва уловимые изменения. Какие? Выигрывают те, кто обнаружил больше изменений).
  6. «Словесный портрет» (воспроизвести по памяти то, что видели: партнера по танцу, одежду музыканта, известную картину и т.д.).

игры на логическое мышление:

  1. Слова с разным значением – омонимы. (Массовик, отвечая на вопросы о загаданном слове: «Что с этим сделали?», «Где это видели?», «С чем это видели», помогает участникам сопоставить ответы и отгадать слово).
  2. Загадки, тесты (логические задачи).
  3. Ребусы.
  4. Анаграммы.
  5. Головоломки.
  6. Шарады.

 творческая фантазия:

  1. Театрализованные шарады (для зрителей).
  2. «Продолжайте рассказ» (по сигналу ведущего, по очереди, на заданную тему).
  3. Из частей – целое (кто быстрее сложит полностью репродукцию картины из разрозненных ее частей).
  4. Конкурс эрудитов. Сочините надпись к фотографии (рисунку, карикатуре).
  5. Конкурс фантастов (на заданную тему с определенным регламентом).

Познавательная функция игры влияет на умственное развитие играющих, несет новую информацию, способствует развитию тех или иных способностей: например, математические игры:

  1. Игры с цифровыми карточками (от 0 до 9. Рассказ с арифметическими действиями: сложением, вычитанием, умножением, делением).
  2. Логические арифметические загадки. («Летело сто гусей», «Как написать «2» тремя пятерками» и т.д.).
  3. Арифметические ловушки. («Сколько концов у одной палки? У двух? У двух с половиной?»).
  4. Арифметический квадрат. (Сумма чисел в клетках по диагонали равна сумме чисел в клетках по вертикалям и горизонталям. По известной сумме расставить числа в 9 клетках квадрата).
  5. Арифметические парадоксы (5=1, каким образом?).

Литературные игры:

  1. Викторины.
  2. Буриме (сочинение стихов на заданные рифмы).
  3. Составление рассказа, слова которого начинаются на заданную букву.
  4. Не стать ли вам поэтом? (конкурс на четверостишия, посвященные теме вечера).
  5. Конкурс пословиц и поговорок.

Музыкальные игры:

  1. Викторины на знание творчества композиторов-песенников.
  2. Песни из кинофильмов (по мелодии вспомнить, из какого фильма песня).
  3. Тематические викторины (на песне – военно-патриотические, лирические, спортивные).
  4. Конкурс дирижеров массовым хором.

Актерские, режиссерские игры:

  1. Конкурс на лучшее воспроизведение театрализованных шарад.
  2. Конкурс театрализованных песен.
  3. Театрализованных приветствия команд, участвующих в играх.
  4. «Что я делаю» (показ действий с воображаемыми предметами).
  5. Угадай профессию (пантомимическое изображение).
  6. Пантомимический рассказ на заданную тему (литературную, музыкальную и т.д.).
  7. Скороговорки.

Танцевальные игры:

  1. Конкурс на исполнение бытовых танцев (бальных, современных).
  2. Массовые танца и хороводы.

Национальные игры:

Русские: «Плетни», «Наступление», «Горелки», «Русская лапта»; киргизские: «Ордо», «Аркан-Тартыш»; армянские: «Берд»; туркменская: «Урды-Калиты»; таджикская: «Белая палочка» («Сафед-Чубан»); эстонская: «Ребанэ»; белорусская «Шпель»; казахская: «Бельбеу»; азербайджанская: «Занга».

Коммуникативная функция предполагает самостоятельную совместную деятельность, в которой объединены общие переживания.

Все коллективные игры (групповые, командные) создают отношения, основанные на дружбе, справедливости, взаимопомощи, ответственности перед определенной группой играющих, у детей формируют навыки коллективной жизни. Особую роль играют здесь конкурсы, турниры, игры-соревнования, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры.

Игра – есть активная форма отдыха, средство ликвидации физического и психологического напряжения, поэтому физиологическая функция игры способствует физическому развитию человеческого организма.

Вот примерный подбор популярных игр, проявляющих и тренирующих различные способности человека: а) силу, б) ловкость, в) меткость, ориентация.

Сила:

  1. Перетягивание каната, спортивного кольца.
  2. Борьба в цепи (две команды выстраиваются в шеренги и становятся лицом одна к другой. Затем соединяются в одну шеренгу, взявшись под руки через одного. Задача команды – оттолкнуть всю цепь с линии, на которой проходит соревнование).
  3. «Тяни в круг»: 6 участников, держа друг друга за предплечья, стараются втянуть соседей в круг, образованный булавами. Сбившие булавы, из соревнования выбывают.
  4. «Поднять на спину» («вешать соль»).
  5. «Сильные ладони» (соперники, прикасаясь ладонями, пытаются вытолкнуть друг друга за черту).
  6. «Бой петухов» (на одной ноге вытолкнуть из круга соперника толчком плеча).
  7. «Сильные руки» (жим с упором локтя на столе).

Ловкость:

  1. Эстафетные игры на скорость передачи предмета.
  2. Русская лапта, круговая лапта.
  3. «Защита крепости». Участники игры стараются сбить мячом булаву, которую защищает игрок, отбивающий мяч. Сбивший булаву становится ее защитником.
  4. «Сшибалочка» (на бревне).

Меткость, глазомер:

  1. «Гонка мячей по кругу (две команды, ставшие в круг через одного, перекидывают мяч друг другу. Какая команда без ошибки быстрее передаст мяч по кругу?)».
  2. Кегли.
  3. «Попади!» (метание мяча в «пасть» бутафорского зверя).
  4. «Кольцеброс» (накидывание колец на щит со штырями).

Ориентация:

  1. «Футболисты» (на точность удара по мячу).
  2. «Перенос предметов» (со стула на стул).
  3. «В трех соснах» (ходьба между булавами. Кто обойдет «змейкой» больше булав).
  4. «Ходьба с биноклем» по прямой линии, начерченной на полу. Задача – не сойти с этой «дороги».
  5. «Слышу звон – не знаю, где он» (идти на звук колокольчика, чтобы поймать соперника).

Игры и развлечения стали составной частью анимационного жанра 21 века. Это новое направление призвано вдохнуть «душу» в социально-досуговую деятельность, в педагогику игры.

Педагогика игры

Человек рассматривает игру как источник удовольствия, радости и наслаждения. Активность рождается из непосредственных побуждений: человек играет не ради какого-то практического эффекта, а потому что ему нравится. И здесь велика роль гедонистической функции игры. Организатор игры должен всегда помнить, что от богатства замысла игры, степени увлеченности играющих зависят силы и способность к умственному и волевому усилию при раскрытии своих навыков, способностей. Это значит, что игра направлена преимущественно на удовлетворение эстетических переживаний. ЕЕ всегда сопровождает чувство радости, прекрасного, возвышенного, героического, наслаждения от победы, успеха, от достижения результата. Эмоционально эстетическая направленность, нравственная насыщенность театрализованных и сюжетно-ролевых игровых программ делают их результативной формой воспитания детей и подростков. В жизни взрослого человека игра, разумеется, занимает более скромное место, чем в жизни ребенка. Существенно изменяются и ее мотивы и функции. Однако это не значит, что у взрослых людей совершенно исчезает потребность в этом виде деятельности, а сама игра перестает влиять на развитие личности.

«Взрослая» игра всегда связана с достижением какого-то результата, связна с соревнованием, с конкурсом. Вспомним популярнейшую телевизионную игру «Что, Где, Когда?», которая дает очень мощный импульс к изучению литературы, истории, искусства, способствует умственному интеллектуальному развитию личности.

«Взрослая» Игра может разбудить любознательность, любопытство, желание пойти в музей, в театр, показать образцы культуры поведения, хорошего вкуса, эстетического идеала. Игра сопутствует нам на протяжении всей жизни – от младенчества до глубокой старости. И возраст здесь не помеха. И, поэтому, педагогические функции игры, жизненная важность ее для формирования характера человека не вызывают сомнения. Через игру человек познает жизнь.

Существует целый ряд различных игр с их законами и правилами. Поэтому перед педагогикой игры стоят задачи: установить, какие из них развивают положительные качества; определить средства педагогического воздействия, изучить и научно обосновать методику проведения игры.

На первый взгляд может показаться, что играть просто, а между тем это трудное дело. Организатор игры должен учитывать физическое развитие и общую подготовку играющих, он обязан помнить, что игра оказывает влияние на формирование черт характера, на развитие интересов и творчества личности.

Практическая деятельность диктует необходимость классификации игр по целому ряду признаков:

  1. По принципу физической активности и по силе физической нагрузки (спокойные, малоподвижные, подвижные);
  2. В зависимости от количества играющих и способа их организации (индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые);
  3. По месту их проведения (в комнатах отдыха, клубном фойе, игры с эстрады, на игровом поле, на воде и т.д.);
  4. По времени действия (зимние, летние);
  5. По проявлению способностей (игры-конкурсы, состязания на ловкость, силу, внимание и т.д.);
  6. По возрастным группам (детские, юношеские, для взрослых и т.д.)

Для ведущих-аниматоров, занимающихся организацией игр и развлечений наиболее приемлемой представляется классификация, построенная по организационно-методическому принципу (хотя она тоже не является безупречной):

Это спортивные игры, интеллектуальные игры, игры хороводного типа, аттракционы, настольные игры, интеллектуальные игры (викторины, анаграммы, шарады и т.д.), импровизационные игровые конкурсы, аукционы, задачи-шутки, игровые тесты, игры-приколы.

Вот примерный репертуар шуточных игровых тестов для аниматора.

Тест для снятия напряжения и знакомства:

  1. ВЕДУЩИЙ. Представьте себе, что вы сейчас не в зале, а идете по дороге. Скажи, по какой дороге вы идете, какой вы ее себе представляете (отвечают зрители). Очень хорошо, а ведь это дорога вашей жизни. У одних она светлая, чистая, ровная, у других – грязная и в булыжниках.

Идем дальше. Дорогу окружает лес. Какой он? (отвечают). Вот такие люди и окружают вас. Вас окружают белоствольные березки, а вас могучие дубы, а у вас смешанный лес, значит и люди разные рядом с вами и добрые, и злые, и высокие, и низкие. Хорошо! Продолжаем наш путь. Идем! Идем! И вдруг дорогу нам преграждает большой и страшный медведь. Как вы поступите? Что будете делать? (отвечают). Встреча с медведем говорит о вашем умении ладить с людьми. Одни у вас убегут, другие закричат не него, а третьи заиграют ему на гармошке. Вот так и в жизни бывает.

— Идем дальше. Дальше не дороге лежит связка ключей. Что будете с ними делать? (отвечают).

Вот так, повесите на веточку, пнете ногой, а вы возьмете с собой и правильно сделаете, так как это было ваше личное счастье.

— Идем дальше. На дороге лежит драгоценный красивый кувшин с содержимым внутри. Но что там внутри – не знаете. Что будете делать с кувшином? (отвечают).

Кувшин – это мужчина или женщина и, соответственно, отсюда ваше отношение к мужскому или женскому полу. Одни его в милицию сдадут, другие в музей за 25%, третьи позовут хозяина и, если его нет – заберут себе.

— Идем дальше. И видим поляну, на ней растут цветы и ягоды. Что будете с ними делать? (отвечают).

Вот и узнали мы ваши сокровенные тайны, ибо ягоды и цветы – это ваше отношение к чужому добру.

— Продолжаем наш путь. Снова поляна. А на ней стоит чисто-кровный арабский скакун. Что будете с ним делать? (отвечают).

Вот так мы и узнали ваше отношение к вашему обществу.

— И вот финал нашего пути – море. Каким вы его видите? (отвечают).

Вот о такой бурной или тихой жизни и любви вы мечтаете. И пусть сбудутся все ваши самые добрые мечты и планы.

Шуточные игровые тесты:

 Тест «Кто я» (1-ый вариант)

Написать 10 названий домашних и диких животных. Затем ведущий говорит первую часть фразы, а все зрители продолжают,    читая названия своих животных.

  1. Дома я как…
  2. На работе я как…
  3. С начальством я как…
  4. С подчиненными я как…
  5. С друзьями я как…
  6. С мужем или женой я как…
  7. С детьми я как…
  8. В общественном транспорте я как…
  9. В очереди в магазине я как…
  10. Кто же я на самом деле…

Тест «Кто я» (2-ой вариант.)

Написать 5 названий любых животных, птиц, насекомых, рыб.

  1. В общественной жизни я как…
  2. В личной жизни я как…
  3. В любви я как…
  4. Думаю я о себе, что я…
  5. А на самом деле я…

Тест «Кто я» (3-ий вариант)

Нарисовать фантастическое животное и дать ему название. Комментарий рисунка.

  1. Если у вашего животного отсутствуют рога, зубы, клыки, острые углы, то вы добрый и мягкий человек, если наоборот, то вы агрессивный человек.
  2. Если есть уши, то вы внимательны.
  3. Если есть хвост, то вы принципиальны, а если хвост загнут вверх, то вы хвастливый.
  4. Если есть нос, то вы любопытный.
  5. Если есть ноги и все они в одной плоскости, то вы устроены в жизни и твердо стоите на ногах, самостоятельны.
  6. Если название животного и части от названия не существуют в жизни, в словаре, то вы человек творческий.

Тест «Кто я» ( 4-ый вариант).

Нарисовать человечка из геометрических фигур, не менее 10 фигур. Затем посчитать, каких фигур больше.

Значение фигур: треугольник – означает лень и сексуальность

круг – доброта

квадрат – практичность

Тест «Кто я» ( 5-ый вариант)

Написать 5 строчек своих любимых песен.

Значение:   1 строчку песни вы пели, когда родились.

2 строчку пели в 16 лет.

3 строчку спели или споете в новобрачную ночь.

4 строчку после новобрачной ночи.

5 строчку, уходя на пенсию

Тест « Кто есть кто?»

Написать пять прилагательных.

Комментарий – импровизация ведущего на тему «Ваш жених или невеста»

Первое прилагательное – это голова , второе – фигура, третье – походка, четвертое – ноги, пятое – глаза или душа ( возможны другие комбинации ).

При составлении игровой программы нужно использовать все виды игр, наиболее нужно уделять внимание интеллектуально-познавательным.

Есть такие общие признаки, характеризующие игру:

  1. Наличие игрового пространства.
  2. Наличие правил игры.
  3. Наличие добровольного согласия.
  4. Отсутствие или присутствие материальной пользы.

У игры также есть свои законы, своя драматургия, поэтому ради внешнего эффекта нельзя нарушать фабулу игры.

Анимационная игра имеет свои особенности, но существуют общие педагогические требования к организации и проведению всех игр:

  1. Игра не должна быть опасной, но не следует избегать и трудных элементов, связанных с проявлением смелости, решительности.
  2. Игровой инвентарь, различные атрибуты и реквизит должен быть безопасен, удобен, гигиеничен.
  3. В игре нельзя допускать эмоционального перенапряжения играющих и болельщиков, ибо игровые эмоции настолько возбуждают играющих, увлекают их, что они иногда не могут правильно оценить свои возможности и действия.
  4. В игре важно умело и правильно распределить роли, как главные, так и второстепенные. При этом можно использовать следующие приемы:

а) выбор роли по принципу: кто кем хочет быть.

б) распределение ролей самим организатором.

в) жеребьевка, проводимая в виде считалок.

В процессе игры полезно менять роли участников, т.к. иногда постоянное исполнение той или иной роли воспитывает такие отрицательные качества, как зазнайство, чувство превосходства и др.

  1. В командных играх необходимо следить за тем, чтобы команды были равны по силам.
  2. Очень важно четко, правильно и грамотно объяснить правила и условия игры. Нужно объяснить по следующей схеме: название игры, роли играющих, ход игры, правила игры. Объяснение сопровождать показом или небольшой репетицией. Участники должны хорошо запомнить правила игры и не нарушать их.
  3. Особое внимание необходимо уделить судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил игры, чтобы не снизить воспитательного эффекта.
  4. Очень важно правильно подвести итоги игры. Целесообразно привлекать к разбору игр самих играющих. Объективный анализ приучает к правильной оценке своих действий, повышает сознательную дисциплину.
  5. Игровые знания должны быть посильны. Основа любой игры – преодоление препятствий в достижении цели. Следует помнить, что быстро наскучит игра, если победа в ней дается слишком легко или условия игры не выполнимы. Необходимо, чтобы все участники имели примерно одинаковую умственную и физическую нагрузку, иначе интересно к игре продает.
  6. Задания должны быть последовательны и логичны. Необходимо учитывать характер предшествующих занятий и настроения играющих. Если это были занятия, требующие больших физических или умственных усилий, то нужна веселая, малоподвижная и несложная игра. Нагрузка в играх возрастает в соответствии с эмоциональным и физическим состоянием участников, связанным с соревнованиями и преодоление препятствий.

Аниматору надо всегда знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», ибо только тогда он сможет составить интересную художественно-игровую программу. При этом нужно всегда помнить, что культурно-досуговая работа – это особый жанр искусства, а аниматор – артист, которой использует в своей работе элементы цирка, театра, эстрады, искусства хормейстер и хореографа, иллюзиониста, лектора и, что самое главное – искусство импровизатора, где необходимы большие организаторские способности, тонкое чувство юмора, моментальная находчивость, умение чувствовать аудиторию, вовлекать в игру и управлять ею. Постоянная собранность, самоконтроль, динамичный темперамент, энергичный жест подчиняют окружающих и поведение аниматора принимается как должное, а его уверенность импонирует, внушает доверие. Простодушная веселость привлекает людей, они ждут, что придумает этот человек с лукавой улыбкой, и обычно к концу вечера или программы, разумеется, аниматор-профессионал уже становится добрым другом, с которым интересно встретится еще. Чтобы успех всегда сопутствовал вам, дорогие коллеги, помните и выполняйте  следующие заповеди:

Заповеди ведущего анимационной игровой программы:

  1. Твой голос, язык – это твои инструменты, богатство, относись к нему бережно.
  2. Внешний вид, твое умение держаться, твое лицо «по одежке встречают, по уму провожают».
  3. Помни: «Красота хорошо, но обаяние лучше».
  4. Будь приветливым, радушным, доброжелательным по отношению к публике.
  5. Никогда не успокаивайся на достигнутом, постоянно ищи новое. Совершенствуй свое мастерство и расширяй репертуар. Шагай в ногу с жизнью.
  6. Никогда не говори о том, чего не знаешь, а знай больше того, что говоришь.
  7. Яркий красочный реквизит – украшение твой программы.
  8. Больше дела, меньше слов.
  9. Не давай ставить себя в неловкое положение, обладай чувством юмора, будь находчивым в нужный момент.
  10. Будь хорошим психологом.
  11. Чувствуй аудиторию.
  12. Сумей завладеть ею.
  13. Сумей показать свою творческую индивидуальность, сумей показать наиболее сильные стороны твоего дарования.
  14. Знай приемы вовлечения в игру.
  15. Сумей выбрать из публики интересных людей, они твои помощники в программе.
  16. Будь тактичен и вежлив с партнером и музыкантом.
  17. Будь хозяином дома.
  18. Не позволяй себе «оскорблять публику».

Социально-культурная анимация как форма социальной активности личности

Технологию анимации как средства социального развития детей, подростков, молодежи используют специалисты учреждений дополнительного образования, центров, клубов по месту жительства, детские оздоровительные лагеря и санаторно-курортные комплексы, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, работники образования, культуры и искусства. В туристическом бизнесе анимационно-досуговая деятельность является самостоятельным и очень важным разделом курортной деятельности. Она обладает очень высокой эффективностью в связи с большой плотностью рекреационных занятий. Рекреация (лат. Рекреатион – восстановление) – это отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

В последнее время наметился переход к новому видению рекреации. Так, В.А.Квартальнов включает в данное понятие:

— «расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

— любую игру, развлечение и т.д., используемое для восстановления физических и умственных сил;

—   наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

—   перестройку организма и человеческих популяций, обеспечивающую возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

—   цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.»1

1 Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.

Таким образом социально-культурные функции являются ведущими функциями рекреации. Свободное время делится на две части: досуг, или время для отдыха, и время для более возвышенной деятельности. Результаты исследований показывают, что самое важное место в свободное время занимают культурные занятия, имеющие статичный характер ( просмотр телепередач, чтение, компьютерные игры и т.п.). Эти занятия связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение» ( В.Б.Нефедова, 2001.) А  это и есть анимационная игра, анимационное развлечение, анимационно-досуговая, спортивная деятельность, в основе которых лежит профилактическое оздоровление населения. Особенно в каникулярное и отпускное время, в выходные и праздничные дни. Если учитывать, что это малозатратное средство достаточно эффективно, особенно у детей и пенсионеров, имеющих наибольшую продолжительность рекреационного времени

Циклы рекреационных занятий должны удовлетворять двум главным требованиям: полезность и индивидуальная привлекательность (аттрактивность).   Рекреация необходима как с точки зрения индивида, так и с позиции государства, которое для своего развития должно позаботиться о воспроизводстве производительных сил общества. Применение активных средств оздоровления в значительной степени зависит от состояния спортивно-игровой, культурно-досуговой, художественной базы наших лагерей отдыха загородных и городских, учреждений образования, культуры, молодежной политики, особенно дворовых детских площадок. В любом дворе желательно иметь комплекс открытых спортивно-игровых, тренажерных сооружений: площадки для игры в волейбол, в теннис, для игры в городки, бадминтон, площадку для подвижных игр, танцев, аэробики, творческих занятий и концертов. Популярности активных видов отдыха и оздоровления способствует и наличие специалистов: аниматоров, интертейнеров, инструкторов, педагогов-организаторов, режиссеров праздников.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного и игрового творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности. Досуговая сфера превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педагогических проектах.

Советы аниматору-сценаристу

Составление сценария – это наиболее трудоемкая часть работы организатора игры. От его умения работать с литературой, его общей эрудиции, его вкуса зависит качество сценария.

Генкин Д.М. считает, что сценарий – это художественно-педагогическая программа организации информации и управления аудиторией. Сценарий можно составлять по-разному: тезисно, подробно. Вот несколько советов, необходимых в любом случае:

  • в сценарий должны быть внесены стихи, прозаические отрывки, тексты ведущего и исполнителей ролей;
  • в сценарии обязательно должны быть отмечены все музыкальные и шумовые фрагменты с указанием композиторами и авторов слов;
  • в сценарии должны быть указаны световые эффекты, технические приемы, художественно-изобразительные средства, игровой реквизит, средства активизации зрителей;
  • при формировании сценария необходимо указывать: место проведения, дату написания, жанр сценария, аудиторию, автора или составителя сценария; действующих лиц, игровой реквизит и дать советы режиссеру-постановщику или организатору программы;
  • сценарий должен быть композиционно выстроен (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал).

Технология создания сценария:

Существует три периода (этапа) работы над сценарием:

  1. Подготовительный – рождение замысла. В него входят:

а)     выбор темы, определение сверхзадачи,

б)     изучение литературы и документов,

в)     определение состава действующих лиц и краткая их характеристика, поиск интересных людей,

г)      подготовка выразительных средств и средств активизации зрителей,

д)     выбор жанра сценария, поиски конфликта,

е)     краткое содержание основных вопросов и последовательность событий.

  1. Написание сценария

По следующей схеме:

а)     Определение сюжета, сценарного хода.

В.В.КОРЯКОВА

Добавить комментарий

Войти с помощью: