Экологический Квиз сценарий
Ведущий: Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Здравствуйте, уважаемые игроки! Приветствуем вас на познавательно-развлекательной игре «Экологический квиз».
Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. Одному из них –
«Дню Земли» — посвящена наша встреча. Мы постараемся углубить знания об окружающем мире, о природе. В игре вам понадобиться любознательность, фантазия, знания о природе и умение работать в команде.
Ваши знания оценит жюри. (Объявляется состав жюри.)
Ведущий: Ознакомьтесь с правилами игры. Игра состоит из восьми раундов определённой тематики (оглашаются по порядку и отображаются на экране):
- ГИННЕС ШОУ
- ФЛОРА
- ПЛАНЕТА
- ФАУНА
- ПОДВОДНЫЙ МИР
- ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ
- ПТИЦЫ
- ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ.
В каждом раунде пять вопросов, на которые вам надо ответить. Услышав вопрос, в течение 30 секунд команды обсуждают, записывают ответ на пронумерованном (в соответствии с номером номинации) листе бумаги (бланке). Время на ответы ограничивается звуковым сигналом. Когда на все вопросы раунда будут записаны ответы, бланки сдаются в жюри. Жюри фиксирует правильность (не правильность) ответов. (Для контроля ведущий озвучивает правильные ответы и вывод их на экран).
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если все ответы в раунде правильные, команда получает 5 баллов. В итоге игры команда, набравшая большее количество баллов во всех раундах, признаётся победителем игры.
После того, как ведущий (организатор) познакомил участников с правилами игры, он озвучивает:
Раунд 1. «ГИННЕС ШОУ»
- Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле (Синий кит — масса тела до 150 т.)
- Какое животное считают рекордсменом по бегу. (Гепард)
- Как называются самые большие ящерицы на Земле? (Комодский варан — до 3 метров в длину, масса тела до 200 кг.)
- У какого животного самый длинный язык? (У муравьеда -длина достигает 60 см, он начинается не во рту, а прикреплен к грудной клетке).
- Какая обезьяна является самой крупной? (Горилла. Масса тела до 420 кг, рост более 2м.)
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, послушаем «Звуки природы» (звучит фонограмма).
Жюри оглашает результаты первого раунда.
Ведущий: А теперь предлагаю проявить знания по следующей теме:
Раунд 2. «ФЛОРА»
- Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос)
- Что такое паприка? (Красный перец)
- Что такое торф? (Коричневая смешанная масса растительности, находящаяся в стадии разложения. Используется в качестве топлива, удобрения.)
- Что такое микология? (Наука о грибах)
- Растут ли деревья зимой? (Нет)
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, продолжаем слушать «Звуки природы» (звучит фонограмма).
Жюри оглашает результаты второго раунда.
Ведущий: Настало время перейти к следующему раунду.
Раунд 3. «ПЛАНЕТА»
- Что такое воздух, его состав? (Смесь газов, в состав которой входят 78% азота, 21% кислорода, углекислый газ и водяные пары и др. газы).
- Смог — что это такое? (Густой туман, содержащий пыль и вредные газы).
- Что такое экосистема? (Совокупность живых организмов и условий их существования и взаимосвязь между ними).
- Все вы знаете слова А.С. Пушкина “Почернело сине море…” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет воды? (Загрязнение морей нефтепродуктами). Назовите живое существо, которое активно воздействует на живую и неживую природу и изменяет ее. (Человек).
Жюри оглашает результаты третьего раунда.
Ведущий: Отстающим командам пожелаем удачи и переходим к четвёртому раунду.
Раунд 4. «ФАУНА»
- Название какого животного можно встретить на шахматной доске, на крыше деревянного дома и в спортивном зале? (Конь – шахматная фигура, украшение крыши избы, спортивный снаряд).
- Адмирал, Аполлон, Махаон, Бражник, «Мертвая голова» — кто они? Что их объединяет? (Это бабочки, занесены в Красную книгу, как исчезающие виды).
- Каких насекомых муравьи, подобно пастухам, пасут, охраняют, доят? (Тлей).
- Что означает слово «амфибия»? (От греческого «живущий двойной жизнью», так называют земноводных).
- Какие животные относятся к категории «птицезвери»? (Ехидна и утконос — несмотря на то, что они откладывают яйца, всё-таки считаются млекопитающим, поскольку детенышей выкармливают молоком).
Жюри оглашает результаты четвёртого раунда.
Раунд 5. «ПОДВОДНЫЙ МИР»
- Как называется раздел зоологии (науки о животных), изучающий рыб? (Ихтиология).
- Действительно ли рыба горбуша горбатая? (В период нереста (метания икры) у горбуши действительно появляется горб)
- Каких рыб в шутку называют «расплющенными акулами»? (Скатов)
- Назовите рыб – главных героинь сказок. (Золотая рыбка, Щука)
- Самец какой рыбы вынашивает потомство в кармане на своём брюшке и «рожает» мальков? (Морской конёк).
Жюри оглашает результаты пятого раунда.
Ведущий: А теперь выясним, насколько вы знакомы с прекрасными созданиями природы – цветами.
Раунд 6. «ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ»
- Отгадайте о каком цветке идет речь: какой цветок символизирует безнадёжную самовлюблённость? (Нарцисс)
- Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, поэтому данный цветок стал символом надежды. Что это за цветок? (Подснежник)
- В Турции его называют тулипа, что означает «чалма», «тюрбан». В Иране, Средней Азии и в Закавказье — лала, лола, лалэ. А как это растение называют у нас? (Тюльпан)
- Древние греки дали этому цветку название по имени богини радуги Ириды. В народе его ласково зовут касатик, петушок, певник, пискульник, косички, радужница. А как его называют Ботаники? (Ирис)
- Индейцы называли этот цветок падающей звездой, а древние римляне- просто звездой. Соцветие этого растения и в самом деле напоминает яркую звезду. Как этот цветок называют сейчас? (Астра)
Жюри оглашает результаты шестого раунда.
Ведущий: Молодцы, вы показали блестящие результаты! А так — ли хорошо вы знакомы с птицами?
Раунд 7. «ПТИЦЫ»
- И петь не поёт, и летать не летает, за что же тогда его птицей считают? (Страус, пингвин – тело покрыто перьями, откладывают яйца)
- Какая птица откладывает самые крупные яйца? (Страус)
- Чем питаются колибри? (Цветочным нектаром)
- Какая птица называется так же, как каша, которую англичане едят по утрам? (Овсянка)
- Какую птицу, одну из первых прилетающую в наши края, называют Ледоломкой? (Трясогузка)
Жюри оглашает результаты седьмого раунда.
Ведущий: Наша игра приближается к финалу. Отстающим предлагаю постараться и улучшить свои результаты в последнем раунде.
Раунд 8 «ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ»
Животные и растения «написали жалобы». Назовите их авторов.
Жалоба №1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Что от меня на руках бородавки бывают? Чушь какая-то! А польза от меня людям большая. (Жаба)
Жалоба №2. Я многолетнее травянистое цветковое растение, расцветаю весной и радую взоры окружающих. Цветы у меня нежные и ароматные, похожие на белые бусины. Люди нещадно срывают меня в букеты, поэтому я занесён в Красную книгу России. (Ландыш)
Жалоба №3. Больше, чем о нас, пожалуй, ни о ком не рассказывают столько легенд и небылиц. Не нравится людям, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Любим висеть вниз головой. Мы не друзья человека, но и не враги. Обижают нас незаслуженно, ведь мы такими родились. (Летучая мышь)
Жалоба №4. Вот растение огонь, лучше ты его не тронь! Так говорят люди и обходят меня стороной. Обидно, ведь у меня много полезных свойств: мои листья можно добавлять в салат, готовить зелёные щи, отваром ополаскивать волосы… Люди, давайте дружить! (Крапива)
Жалоба №5. Я — единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я узнайте? (Ёж)
Подведение итогов.
Жюри определяет команду-победителя путем подсчета правильных ответов во всех раундах.
Для команды – победителя предусмотрена награда (на усмотрение организатора игры).
Ведущий: Благодарю участников за игру. Надеюсь, что вы провели время с пользой и пополнили свой багаж знаний о природе нашей планеты.
Автор: Болотова Н. А.