Сценарий экологической игры для среднего и старшего школьного возраста
ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ
Цель игры:
• Развить у детей умение выделять экологический аспект из различных жизненных проблем, предвидеть экологические последствия своих поступков, находить взаимосвязи между различными биологическими объектами и явлениями;
• Развить у детей аналитическое мышление, способность выдвигать собственные гипотезы, аргументировано их обосновывать;
• Развивать познавательную активность детей.
Подготовка к игре:
1. Организаторы игры готовят три группы проблемных задач. Проблемные задачи надо подобрать таким образом, чтобы потом их можно было разделить на три основные группы:
• Экологические проблемы, возникающие в ходе хоз.деятельности человека.
• Экологические задачи, возникающие в любом биогеоценозе и разрешаемые естественным образом.
• Экологические проблемы, принявшие размеры катастроф и пока не имеющие решения.
Подбор таких задач можно поручить самим учащимся, предложив им литературу, проанализировав которую они могли бы сформулировать вопрос в виде нерешенной проблемы.
2. В ходе игры понадобятся такие «ордена» «Истинный знаток
природы» (картонный кружек с эмблемой на шелковой
ленточке).
3. За неделю участники получают задание подготовить выступление по какой-либо экологической проблеме (не более чем на 1 мин.)
4. На сцене необходимо обозначить три игровые дорожки: красную, желтую и зеленую. Их можно сделать так: вырезать из бумаги по три круга диаметром 30-35 см соответствующего цвета и закрепить на полу скотчем. Можно использовать и флажки. Дорожки должны быть одинаковой длины и с равным количеством ходов (три). Желательно, чтобы участники были одеты в костюмы. Например, в костюмы учёных разных эпох (прошлого настоящего и будущего).
5. В зале должен быть поставлен стол для жюри и приготовлено всё необходимое для работы.
В ходе игры понадобится секундомер.
Правила игры:
1. Для того чтобы определить цвет своей дорожки, участники произносят заранее подготовленную речь, а жюри по итогам присуждают 1-3 места. Участник, получивший 1 место, имеет право первым выбрать игровую дорожку, затем выбирает участник, занявший 2 место.
2. На красной дорожке необходимо предложить решение проблем экокатастроф. На этой дорожке можно допустить две ошибки. На желтой дорожке надо будет решать экопроблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Здесь допустима одна ошибка. На зеленой дорожке участник решает задачи классической экологии по взаимосвязям в природе. На этой дорожке ошибаться нельзя.
3. На обдумывание ответа отводиться 15 сек. Участник может сразу дать ответ, сэкономив время на обдумывание другого вопроса (максимальное время — 25 сек.)
4. Участник не имеет права не отвечать на вопрос. В случае отсутствия ответа, он выбывает из игры. На его место может встать кто-нибудь из зала, у кого есть правильный ответ на этот вопрос.
5. Если ответ экологически неверный, участник пропускает ход (кроме участника на зеленой дорожке, тот сразу выбывает), а ответивший правильно из зала получает орден «Истинный знаток природы».
6. Участник из зала, получивший три ордена, выходит в финал. Орден даётся любому участнику за правильный ответ.
Внимание! Так как в экологии много вопросов, ответы на которые неизвестны человечеству, то в ответах участников оценивается логичность рассуждения, обоснованность решения, способность выдвигать гипотезы и использовать экологические термины.
ВЕДУЩИЙ при этом должен задавать такие наводящие вопросы, чтобы дети, пытаясь ответить на них, вынуждены были использовать экологические и биологические понятия. Если они уходят от этого, то ведущий должен начать рассуждать сам.
Игра проходит в два тура плюс финальная игра. Выигравший 1 тур выходит в финал. Во 2 туре играют оставшиеся два участника и самый результативный участник из зала. Для выбора дорожек во 2 туре, в случае одинакового количества «орденов», задаётся дополнительный вопрос. Побеждает тот, кто первым предложит приемлемое решение. Победитель 2 тура также выходит в финал.
Финал проводиться среди участников двух победителей отборочных туров и самого результативного участника из зала. Цель финальной игры — оценка практических навыков, необходимых знатокам природы. В зависимости от возраста участников, задания могут быть самыми разными: посадка цветов, очистки воды, определение времени без часов, очистка перьев птицы от масла, воды от нефтяной плёнки, выбор растений — индикаторы почвы, пищевая безопасность, определение птиц по лапкам и клюву и др.
Примеры вопросов
Для зеленой дорожки.
Экологи предполагают, что находящиеся в «одной связке» хищник и жертва, несомненно, повлияли друг на друга. Приведите примеры и доказательства в пользу этого предложения.
Для жёлтой дорожки.
Хозяин, продающий на рынке свою сельхозпродукцию, зазывает покупателей, громко выкрикивая: «Экологически чистая продукция! Никаких нитратов!» Вы подходите и в приватной беседе выясняете, что аппетитные огурчики, капуста и помидоры выросли «без всякой химии», а только с применением дедовского способа удобрения почвы — навоза. Можно ли считать данные продукты растениеводства свободными от нитратов?
Для красной дорожки.
Как известно, в поведении атмосферного озона ещё многое продолжает оставаться неясным. Какие аспекты должны быть уточнены для того, чтобы стало возможным прогнозирование и объяснение состояния озонового слоя?
Жюри подводит итоги. Награждение участников.
Учебно-методическое обеспечение
Для оформления сцены — 9 бумажных кругов (соответственно, по 3 красного, жёлтого и зеленого цветов) диаметром 30-35 см, или 9 флажков, скотч.
Пособия для практической части игры:
Горшки с землёй Посадочный материал Перья птиц
Разделительные воронки Пластиковые бутылки Растительное масло
Г ербарные экземпляры растений — индикаторов почвы
Песок
Линейки
Шило
Секундомер
Растров соды / стирального порошка
Таблицы / иллюстрации с изображением клювов и лапок птиц
Фильтры
Пипетки
Внимание! Подбор пособий осуществляется на усмотрение организатора игры и может быть дополнен и существенно изменён.