Экологическая познавательная игра-путешествие
Кругосветка
Цель : знакомство детей с наиболее интересными представителями животного и растительного мира , проверка умения пользоваться справочной литературой , проверка знаний повадок животных и голосов птиц.
Участники игры : в игре могут принимать участие до 5 команд по 5-6 человек в каждой, возраст участников 12-15 лет.
Продолжительность игры — 1 час.
Игра проводится в виде путешествия по станциям. Станции располагаются по кабинетам , в актовом зале, рекреации. Также игра может проводиться на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу.
Перед началом игры всем командам объявляются правила путешествия- прохождения станций игры.
Правила игры:
Всем командам объявляется , что они отправляются в путешествие по животному и растительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, где указано где и какой этап путешествия располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.
На станциях каждой команде задается по 3 вопроса, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставится «+» красным цветом, а если команда не может дать правильный ответ, то она отправляется в «консультационный пункт» — библиотеку. Здесь предварительно должна быть приготовлена необходимая литература. Участникам дается определенное время для самостоятельного поиска ответа. Если ответ найден, команда отправляется вновь на этот этап и получает «+» , но уже синего цвета. Если ответ не найден, то команда может отправляться на следующую станцию. Время в библиотеке дается один раз для каждой станции. Несколько раз искать ответ на один вопрос нельзя. Побеждает та команда, которая быстрее совершит все путешествие и наберет больше красных «+»
(примечание: 2 синих «+» приравниваются к одному красному)
Станция 1 Животный мир.
- Что означает название животного «гиппопотам»?
(В переводе с греческого это значит «речная лошадь»)
- Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной Книги?
(Морская корова, тарпан , тур)
- Когда у белых медведей рождаются детеныши?
(Зимой , во время зимней спячки )
- Из чего осы строят свои гнезда?
(Из бумаги . Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы)
- Спят ли рыбы?
(Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми)
Станция 2. Растительный мир.
- Что такое микология ?
(Это наука о грибах)
- Какое растение в Китае и Японии считается священным?
(Лотос)
- Что такое паприка ?
(Красный перец)
- Есть ли у кактусов листья?
(Да, это иголки . Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму )
- Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии , Ирана , Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его.
(Саксаул )
Станция 3. «Гиннес -шоу»
- Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле ?
(Синий кит. Его масса достигает 150 т )
- Как называется самая большая лягушка?
(Лягушка-голиаф. Длина ее тела достигает 40 см, масса — 3,5 кг)
- Какое животное живет дольше всех?
(Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет — 175 лет)
- Какое животное является самым «горластым» из всех?
(Крокодил. На втором месте — бегемот , на третьем -лев )
Станция 4. Экословарь.
На этой станции надо дать определение экологическим терминам.
- Энтомология.
(Наука о насекомых )
- Серпентарий
(Это питомник для содержания ядовитых змей )
- Мониторинг
(Комплексная система наблюдения , оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов )
- Смог
(Густые туманы , содержащие пыль и вредные газы)
Станция 5. Мир птиц.
На этом этапе можно заработать от одного до трех красных «+».
Сначала дается прослушать голос птицы, если команда сразу определяет, чей это голос, то получает три «+» , если нет, то дается одна подсказка (например , место обитания птицы). Угадав с первой подсказки, команда получает только два «+». Если и после первой подсказки команда не может угадать, дается вторая подсказка (например , цвет оперения ) и в случае правильного ответа команда получает один «+» . Если команда вообще не смогла угадать, что это за птица, после двух подсказок, значит ни одного «+»она не получает.
Пользоваться библиотекой на этой станции нельзя.
Станция 6. Зоотеатр.
А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц , насекомых , при этом постараться правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
- Изобразить стаю улетающих на юг журавлей.
2.Показать добывающих еду цапель.
- Показать утку с выводком.
- Показать муравьев, напавших на гусеницу и тащащих ее в муравейник.
Камакин О.Н., заместитель директора Центра детского творчества г.Ноябрьска ЯНАО