Prazdnikson
Сценарии детских игровых программЭкология сценарии

Сценарий экологической игры по станциям

Ведущий:

Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.

Итак, наш праздник начинается с экологических «приветствий».

(Команды приветствуют друг друга).

Порядок выхода на экологическую тропу определяется результатами ответов на экологический тест. Та команда, которая быстрее всех и правильно справилась с заданием, первой выходит на экологическую тропу.

Вопросы экологического теста:

  1. Зачем зайцу большие уши?

Варианты ответов:

а) чтобы лучше слышать;

б) для торможения на повороте;

в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).

 

  1. Зачем страус голову в песок прячет?

Варианты ответов:

а) от страха;

б) разыскивает пишу;

в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты).

 

  1. Почему у дятла мозги целы?

Варианты ответов:

а) мозги маленькие;

б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом — амортизаторы — пружинистая хряшевая ткань);

в) череп очень крепкий.

 

  1. Почему дрожит мышка?

Варианты ответов:

а) боится кошки;

6) проветривает шкурку;

в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);

 

  1. Зачем белке хвост?

Варианты ответов:

а) чтобы греться;

б) для красоты;

в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).

Ход игры-путешествия:

Станция —лес

Раздел «Деревья»

  1. Какое дерево тонет в воде? (лиственница)
  2. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)
  3. Древесина какого дерева наиболее широко используется в кораблестроении? (сосна)
  4. Какое дерево используется для изготовления лыж? (береза)
  5. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)

Раздел «Животный мир»

  1. Какое насекомое летает быстрее всех? (стрекоза)
  2. Какое животное, в буквальном смысле слова, вылезает из кожи? (змея)
  3. Какое животное пьет ногой? (Лягушка)
  4. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

Раздел «Растения»

  1. Какое растение в народе называют «кошачий корень»? (валерианка)
  2. Какая трава самая высокая? (бамбук)
  3. Какое лекарственное растение определяют на ощупь даже слепые? (крапива)
  4. Цветение какого кустарника оповещает об окончании весны? (сирень)

Раздел «Птицы»

  1. Самая длиннохвостая птица наших лесов? (сорока)
  2. Самая зоркая птица? (сокол)
  3. Самая крупная птица России? (гриф)
  4. Самая быстрая птица? (стриж)
  5. Птица— символ мира? (голубь)
  6. Какую птицу называют «летающей кошкой»? (сова)

Станция —деревья.

Викторина

— Какое дерево менее требовательно к почве: сосна или ель?

Ответ: сосна менее требовательна, растёт нередко на песках и бедных почвах, ель растет на влажных и богатых почвах.

— Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?

Ответ: ель с резонансной древесиной, имеющей мелкие и равномерные годичные кольца.

— О каком дереве идет речь: ягода красна, да не вкусна, а пришел мороз — сахару принес.

Ответ: рябина.

— В августе в лесу можно заметить интересную особенность в хвойной ее части под деревьями лежит много старой хвои, в лиственной — прошлогодних опавших листьев уже нет. Как можно объяснить такие отличия? Отражается ли это на почве?

Ответ: Хвоя содержит много смолистых веществ, что «затрудняет» её переработку микроорганизмами. Деятельность микроорганизмов ослабляется и тем, что под пологом густого елового леса температура ниже, чем в лиственном лесу. Из-за медленного перегнивания хвои в почве хвойного леса мало накапливается перегноя.

— Почему ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава?

Ответ: из-за поверхностной корневой системы, которая повреждается даже при беглом низовом пожаре, и и нижние ветки располагаются близко к земле.

— Назовите самое маленькое цветковое растение нашей флоры.

Ответ: ряска бескорешковая.

— Какое дерево выделяет так много фитонцидов, что от них гибнут не только бактерии, но и даже насекомые?

Ответ: Черемуха

— Сколько впитывает воды мох сфагнум? Где применяется мох благодаря своей гитроскопичности?

Ответ: в 20 раз больше своего веса. Как дезинфицирующее и гигроскопическое средствов медицине и строительстве деревянных домов.

— Какая из причин более всего обуславливает численность в лесу белок

Ответ: урожай семян сосны и ели.

— Почему, даже в ночь на Ивана— Купалу, нельзя увидеть цветущий папоротник?

Ответ: папоротник не цветковое, а споровое растение.

Станция — загадочная

Обучающиеся определяют названия птиц, обитающих в нашей местности по фотографиям (сорока, синица, чечётка, свиристель, щегол, сова).

Загадки:

  1. В лесу на одной ножке

Выросла лепёшка (Гриб).

  1. Стоит на полянке

В красном платье Татьянка,

Вся в белых крапинках (Мухомор).

  1. Что не сеяно родится? (Трава).
  2. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).
  3. Сидит на палочке

В красной рубашечке,

Брюшко сыто,

Камешками набито (Ягода шиповника).

  1. Маленький мужичок-

Костяная шубка (Орех).

  1. Губа белена,

А маковка зелена (Берёза).

  1. На горе шумит, А под горой молчит (Лес).
  2. Не птичка, а с крыльями (Бабочка).
  3. Сидит бык

У него шесть ног — и все без копыт (Жук).

  1. Серовата, зубовата —

Днём спит, а ночью летает

И прохожихпугаег (Сова).

  1. По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет (Волк).

  1. Косой бес

Поскакал в лес (Заяц).

  1. Ползун ползёт, иглы везёт (Ёж).
  2. Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь).

Станция — речное русло

Обучающиеся выполняют следующие задания:

— определить правый и левый берег реки;

— определить ширину реки;

— определить СКОРОСТЬ течения;

— назвать ЖИВОТНЫХ, обитающих в реке.

Станция — муравейник

Обучающиеся отвечают на следующие вопросы:

— назвать жителей муравейника;

— какого типа ротовой аппарат у муравья?;

— где у муравья находится жало?;

— где зимуют муравьи?;

— какую пользу и вред приносят муравьи?

Станция — грибы

Необходимо определить съедобные и ядовитые грибы и дать их названия по карточкам с изображением шляпочных грибов.

 Игра «Показуха» на тему «Лесные жители»

Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек, поочередно загадывают друг другу без слов показать лесного жителя. Один игрок команды показывают, другие угадывают. На демонстрацию отводится 30 секунд. Если группа угадывает жителя — ей засчитывается 1 балл, если не угадывает — балл получает группа, загадавшая слово. Необходимо проконтролировать, чтобы все группы загадывали и отгадывали одинаковое количество слов.

Театрализованная игра «Кто живет в лесу?»

Учащиеся наугад вытягивают заготовленные заранее бумажки с ролями, ведущий или учитель читает текст сказки — участники «спектакля» разыгрывают действия.

Песенный марафон «Поём о лесе»

Вспомнить как можно больше песен о лесе/лесных растениях/ животных.

Подведение итогов

В качестве итога конкурса можно предложить следующее:

— коллективно составить памятку юному туристу «Правила поведения в лесу»;

— коллективно изготовить плакат-аппликация «Древо жизни», чтобы продемонстрировать, как устройство нашей жизни походит на растение, что каждая часть любого организма играет свою значительную роль, и не стоит вредить себе и окружающему миру: ствол — школа, ветки — учителя, цветы ученики, плоды — их будущие свершения, корни — учебники, подземные реки — знания. Ученики не получат знания и не свершат великих дел, если повредить какую-либо часть дерева;

— коллективно составить схему: кто живет в лесу? Распределить роли обитателей леса среди «обитателей» класса/школы, исходя из функций, которые выполняет ученик/учитель и соответствующий ему обитатель леса.

Добавить комментарий

Войти с помощью: