Сценарий экологической игры по станциям
Ведущий:
Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологической тропе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.
Итак, наш праздник начинается с экологических «приветствий».
(Команды приветствуют друг друга).
Порядок выхода на экологическую тропу определяется результатами ответов на экологический тест. Та команда, которая быстрее всех и правильно справилась с заданием, первой выходит на экологическую тропу.
Вопросы экологического теста:
- Зачем зайцу большие уши?
Варианты ответов:
а) чтобы лучше слышать;
б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).
- Зачем страус голову в песок прячет?
Варианты ответов:
а) от страха;
б) разыскивает пишу;
в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты).
- Почему у дятла мозги целы?
Варианты ответов:
а) мозги маленькие;
б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом — амортизаторы — пружинистая хряшевая ткань);
в) череп очень крепкий.
- Почему дрожит мышка?
Варианты ответов:
а) боится кошки;
6) проветривает шкурку;
в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);
- Зачем белке хвост?
Варианты ответов:
а) чтобы греться;
б) для красоты;
в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).
Ход игры-путешествия:
Станция —лес
Раздел «Деревья»
- Какое дерево тонет в воде? (лиственница)
- Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)
- Древесина какого дерева наиболее широко используется в кораблестроении? (сосна)
- Какое дерево используется для изготовления лыж? (береза)
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)
Раздел «Животный мир»
- Какое насекомое летает быстрее всех? (стрекоза)
- Какое животное, в буквальном смысле слова, вылезает из кожи? (змея)
- Какое животное пьет ногой? (Лягушка)
- Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
Раздел «Растения»
- Какое растение в народе называют «кошачий корень»? (валерианка)
- Какая трава самая высокая? (бамбук)
- Какое лекарственное растение определяют на ощупь даже слепые? (крапива)
- Цветение какого кустарника оповещает об окончании весны? (сирень)
Раздел «Птицы»
- Самая длиннохвостая птица наших лесов? (сорока)
- Самая зоркая птица? (сокол)
- Самая крупная птица России? (гриф)
- Самая быстрая птица? (стриж)
- Птица— символ мира? (голубь)
- Какую птицу называют «летающей кошкой»? (сова)
Станция —деревья.
Викторина
— Какое дерево менее требовательно к почве: сосна или ель?
Ответ: сосна менее требовательна, растёт нередко на песках и бедных почвах, ель растет на влажных и богатых почвах.
— Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?
Ответ: ель с резонансной древесиной, имеющей мелкие и равномерные годичные кольца.
— О каком дереве идет речь: ягода красна, да не вкусна, а пришел мороз — сахару принес.
Ответ: рябина.
— В августе в лесу можно заметить интересную особенность в хвойной ее части под деревьями лежит много старой хвои, в лиственной — прошлогодних опавших листьев уже нет. Как можно объяснить такие отличия? Отражается ли это на почве?
Ответ: Хвоя содержит много смолистых веществ, что «затрудняет» её переработку микроорганизмами. Деятельность микроорганизмов ослабляется и тем, что под пологом густого елового леса температура ниже, чем в лиственном лесу. Из-за медленного перегнивания хвои в почве хвойного леса мало накапливается перегноя.
— Почему ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя и трава?
Ответ: из-за поверхностной корневой системы, которая повреждается даже при беглом низовом пожаре, и и нижние ветки располагаются близко к земле.
— Назовите самое маленькое цветковое растение нашей флоры.
Ответ: ряска бескорешковая.
— Какое дерево выделяет так много фитонцидов, что от них гибнут не только бактерии, но и даже насекомые?
Ответ: Черемуха
— Сколько впитывает воды мох сфагнум? Где применяется мох благодаря своей гитроскопичности?
Ответ: в 20 раз больше своего веса. Как дезинфицирующее и гигроскопическое средствов медицине и строительстве деревянных домов.
— Какая из причин более всего обуславливает численность в лесу белок
Ответ: урожай семян сосны и ели.
— Почему, даже в ночь на Ивана— Купалу, нельзя увидеть цветущий папоротник?
Ответ: папоротник не цветковое, а споровое растение.
Станция — загадочная
Обучающиеся определяют названия птиц, обитающих в нашей местности по фотографиям (сорока, синица, чечётка, свиристель, щегол, сова).
Загадки:
- В лесу на одной ножке
Выросла лепёшка (Гриб).
- Стоит на полянке
В красном платье Татьянка,
Вся в белых крапинках (Мухомор).
- Что не сеяно родится? (Трава).
- Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).
- Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто,
Камешками набито (Ягода шиповника).
- Маленький мужичок-
Костяная шубка (Орех).
- Губа белена,
А маковка зелена (Берёза).
- На горе шумит, А под горой молчит (Лес).
- Не птичка, а с крыльями (Бабочка).
- Сидит бык
У него шесть ног — и все без копыт (Жук).
- Серовата, зубовата —
Днём спит, а ночью летает
И прохожихпугаег (Сова).
- По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк).
- Косой бес
Поскакал в лес (Заяц).
- Ползун ползёт, иглы везёт (Ёж).
- Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь).
Станция — речное русло
Обучающиеся выполняют следующие задания:
— определить правый и левый берег реки;
— определить ширину реки;
— определить СКОРОСТЬ течения;
— назвать ЖИВОТНЫХ, обитающих в реке.
Станция — муравейник
Обучающиеся отвечают на следующие вопросы:
— назвать жителей муравейника;
— какого типа ротовой аппарат у муравья?;
— где у муравья находится жало?;
— где зимуют муравьи?;
— какую пользу и вред приносят муравьи?
Станция — грибы
Необходимо определить съедобные и ядовитые грибы и дать их названия по карточкам с изображением шляпочных грибов.
Игра «Показуха» на тему «Лесные жители»
Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек, поочередно загадывают друг другу без слов показать лесного жителя. Один игрок команды показывают, другие угадывают. На демонстрацию отводится 30 секунд. Если группа угадывает жителя — ей засчитывается 1 балл, если не угадывает — балл получает группа, загадавшая слово. Необходимо проконтролировать, чтобы все группы загадывали и отгадывали одинаковое количество слов.
Театрализованная игра «Кто живет в лесу?»
Учащиеся наугад вытягивают заготовленные заранее бумажки с ролями, ведущий или учитель читает текст сказки — участники «спектакля» разыгрывают действия.
Песенный марафон «Поём о лесе»
Вспомнить как можно больше песен о лесе/лесных растениях/ животных.
Подведение итогов
В качестве итога конкурса можно предложить следующее:
— коллективно составить памятку юному туристу «Правила поведения в лесу»;
— коллективно изготовить плакат-аппликация «Древо жизни», чтобы продемонстрировать, как устройство нашей жизни походит на растение, что каждая часть любого организма играет свою значительную роль, и не стоит вредить себе и окружающему миру: ствол — школа, ветки — учителя, цветы ученики, плоды — их будущие свершения, корни — учебники, подземные реки — знания. Ученики не получат знания и не свершат великих дел, если повредить какую-либо часть дерева;
— коллективно составить схему: кто живет в лесу? Распределить роли обитателей леса среди «обитателей» класса/школы, исходя из функций, которые выполняет ученик/учитель и соответствующий ему обитатель леса.